С седмицей 32-й по Пятидесятнице! С попразднством Рождества Христова! Доброго дня! Господи, дай мне вполне предаться Твоей святой воле, во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Гавриила, моего ангела хранителя и проч. Небесных сил, ап. первомч. и архидиакона Стефана, прп. Феодора Начертанного, свт. Феодора, архиеп. Константинопольского, прп. Вонифатия Феофановского, Киевского, и иных святых сего дня.
Свт. Феофан Затворник:
Смоковница покрытая листьями была благолепна на вид, но не удостоилась одобрения от Господа, потому что не было на ней плодов, а плодов не было потому, что не было внутренней плодородительной силы. Сколько таких смоковниц бывает в нравственном смысле! На вид все исправно, а внутри ничего нет. Степенны, честны и все христианское исполняют, а духа жизни о Христе Иисусе не имеют; оттого не имеют плодов живых; а то, что есть в них, только кажется плодом, а не есть. В чем же дух жизни о Христе Иисусе? На это скажем: одно в нем от Господа, а другое от нас. Что от Господа, то собственно и есть плодородительная духовная сила; а что от нас, то только приемник этой силы. О последнем и позаботься больше. Тут корень - чувство, что ты погибающий и что если не Господь - погибнешь: отсюда во всю жизнь, при всех делах и трудах - сердце сокрушенно и смиренно. Далее, как будущее безвестно, а врагов много и спотыкание возможно поминутно, то страх и трепет в содевании спасения и непрестанное вопияние: "имиже веси судьбами, спаси мя ". Горе почивающему на чем-нибудь, кроме Господа; горе и тому, кто трудился для чего-нибудь, кроме Господа! Спроси себя, трудившийся в делах, которые считаются богоугодными, для кого трудишься? Если совесть смело ответит: только для Господа - добре; а если нет - то ты созидаешь дом на песке. Вот несколько указаний о плодородном внутреннем духе. По этому и о прочем разумевай.
Иак., III, 1-10:
Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
Мк., XI, 11-23:
И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его.
Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
Иисус, отвечая, говорит им:
имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет.
Из дневника православного священника за 9 января:
Молитва веры.
«Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20).
«Илия был человек, подобный нам» (Иак. 5:17), но по его молитве «и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5:18). Эта пламенная, неотступная молитва, это настояние в мольбе есть пример для каждого из нас. Никто не вправе говорить, что он молиться не умеет.
Илия был человек, подобный нам, его смелость возможна и для нас, его вера, его твердое, непоколебимое упование может стать и нашим достоянием. Самый слабый и немощный из нас, самый ничтожный может возгореться верою непоколебимою и, приняв в свое сердце этот величайший дар, сдвинет горы, достигнет недостижимого!
Будем же и мы в полном смирении молиться с тою силою, которою берется Царство Небесное, ибо употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12), будем настоять в молитве, пока не надвинется над нами облако и не польется обильно дождь благодати на нашу иссохшую землю. И бедное человеческое сердце, и целая несчастная страна бывают подобны земле засохшей, бесплодной, по-видимому, безнадежно погибшей. Но небо дало дождь, и земля произрастила плод свой, когда человек, подобный нам, обратился к Господу, когда он горел любовью и верою к Нему, когда он неотступно требовал исполнения своей молитвы!
Не забудем же это, научимся молиться, как Илия. И в ответ на усиленную молитву самое сухое сердце, самая бесплодная почва, орошенная свыше потоком благодати, возродится к новой жизни и принесет плод сторицею.
ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР ИСПОВЕДНИК И БРАТ ЕГО ИСПОВЕДНИК ФЕОФАН НАЧЕРТАННЫЕ
Преподобный Феодор исповедник и брат его исповедник Феофан Начертанные родились в Иерусалиме от родителей-христиан. Старшим был Феодор. Он с раннего детства избегал детских забав и любил посещать церковные службы. Вместе с младшим братом Феофаном (память 11 октября) он был отдан на обучение пресвитеру в Лавре святого Саввы. Оба брата приняли иночество; святой Феодор был возведен в сан пресвитера.
Когда император-иконоборец Лев V Армянин (813 - 820), изгнав благочестивого царя Михаила I Рангава (811 - 813), стал покровительствовать иконоборческой ереси, Патриарх Иерусалимский послал обоих братьев в Константинополь для защиты Православия. Прибыв в византийскую столицу, святые исповедники смело выступали в защиту иконопочитания. В словесном состязании Лев V был посрамлен. Он приказал нещадно бить обоих братьев, а потом сослал их в заточение и строго запретил помогать им в чем-либо.
При следующих императорах, Михаиле II (820 - 829) и особенно при яром иконоборце Феофиле (829 - 842), обоих братьев вернули из ссылки и опять уговаривали присоединиться к иконоборческой ереси, но они всё так же твердо и мужественно претерпели все мучения и снова были изгнаны. Но немного спустя их вызвали опять. На этот раз их подвергли жестокому избиению, и, наконец, над ними было совершено невиданное истязание. Раскаленными иглами на их лица нанесли якобы позорящие их надписи - 12 стихотворных строк, в которых о святых исповедниках говорилось как о "сосудах суеверного заблуждения". Отсюда утвердившееся за святыми братьями наименование Начертанных. Перед пыткой святого Феодора городской епарх просил один лишь раз причаститься вместе с иконоборцами, - за это им обещали свободу. Но святой мученик ответил: "Это всё равно, как бы вы сказали: "Мы только отрубим тебе голову, а потом иди, куда хочешь". После пытки святых братьев заточили в местечке Апамее, где святой Феодор скончался ок. 840 года. Святой Феофан дожил до окончания иконоборческой ереси и скончался в сане епископа Никейского. Преподобный Феофан был автором многих сочинений в защиту Православия. Мощи преподобномученика Феодора были перенесены в Халкидон, где от них совершались исцеления.