9 сентября день памяти Праведного Иоанна Кормянского

09.09.2022

Доброго дня! Господи, открой волю Твою святую для меня и окружающих меня, во славу Твою, а мне грешному во спасение с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Селафиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., прп. Пимена Великого, прав. Иоанна Кормянского и иных святых сего дня! 

 

Свт. Феофан Затворник:

"Вот, вышел сеятель сеять". С тех пор, как вышел этот сеятель на сеяние, он не перестает сеять. Сначала сам лично сеял, потом через апостолов, а наконец через Божественные писания и богомудрых учителей. И доселе всюду сеется слово истины Божией. Будь только готов явить себя благою землею, непременно засеменишься; засеменное же Бог возрастит. Как же представить из себя благую землю? Вниманием и изучением слова Божия, сочувствием и любовью к нему и готовностью тотчас приводить в дело то, что узнаешь. При таком настроении, ни одно слово не ляжет поверх души, а всякое войдет внутрь. Сочетавшись там с родными ему стихиями духа, оно пустит корни и даст росток. Питаясь потом - свыше наитиями духовными, а снизу желаниями благими и трудами, оно возрастет в древо, даст цвет и плод. Сам Бог устроил так вокруг нас, и потому нельзя не удивляться нашему бесплодию. А все от невнимания и нерадения.

 

2 Кор. 11, 5-21:

Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:

хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.

Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?

Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,

ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.

По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.

Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать,

чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.

Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.

И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,

а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.

Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.

Что́ скажу, то́ скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.

Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.

Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных:

вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.

К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. [Зач. 193.] А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.

 

Мк. 4, 1-9:

И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.

И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:

слушайте: вот, вышел сеятель сеять;

и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то́.

Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.

Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.

И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

 

Из Охридского Пролога за 27 августа

Рассуждение:

Подобно [человеку,] карабкающемуся по скалам, что работает руками и ногами, дабы продвинуться хотя бы на пядь вперед, не помышляя [при этом о том], чтобы [хоть] как-то считаться с собой, великие православные подвижники были [необычайно] упорны в своем восхождении к Царству Божию. Поистине их труды и их бесстрастие вызывают удивление. Преподобный Пимен не захотел увидеть даже родную мать, прибывшую навестить его. Некий князь пожелал навестить [преподобного] Пимена, но он [и ему] отказал. Тогда сей правитель придумал хитрость, чтобы вынудить старца прийти к нему на встречу. Схватил он сына сестры Пимена и сообщил ей, что отпустит его, если сам преподобный придет к нему на беседу. Сестра пришла в пустыню и, стуча в дверь, просила брата, чтобы вышел он и спас ее сына. Однако Пимен не вышел. Тогда сестра стала ругать его и клясть. Но Пимен [и тогда] не вышел. Услышав об этом, князь повелел написать Пимену письмо и известить [его], что если он, Пимен, по крайней мере письменно – раз уж не захотел устно, – упросит князя отпустить его племянника, то князь это сделает. Пимен ответил: «Прикажи, могучий князь, хорошо дознать вину юноши, и если она такова, что он заслуживает смерти, то пусть умрет, чтобы наказанием во времени избежать мучения в вечности; если же вина не влечет за собой смертной казни, то накажи его по закону, а потом отпусти». Прочитав сие справедливое и беспристрастное рассуждение, князь весьма подивился, отпустил юношу [на свободу] и удвоил свое уважение к преподобному Пимену.

Проповедь о дне Христовом, как предрек его Исаия

Поэтому народ Мой узна́ет имя Мое; поэтому узна́ет

в тот день, что Я тот же, Который сказал: «вот Я!»

Ис. 52:6

Бог наш, братья, есть Бог истины. Даже на солнце есть темные пятна, а на Боге нашем нет ни пятен, ни лжи. Каждое слово, изреченное Богом через пророков, подтвердилось. Когда воплотилось Слово Божие, то есть Господь наш Иисус Христос, тогда ясными, как солнце, явились все относившиеся к Нему пророчества, дотоле бывшие для иудеев темными загадками. И «Слово плоть бысть» – говорится в Евангелии о предвечном Божием Слове, о предвечной Божией Премудрости, о Сыне Божием; но в этом принявшем на Себя плоть Слове Божием и каждое пророческое слово обнаружило себя осязаемо, телесно. Пока Владыка Христос не пришел во плоти, дабы исполнить Свою миссию среди людей, книжники и чтецы Священного Писания могли подумать о многих пророческих словах, весьма долго не обретавших своего исполнения, что слова сии изречены пророком как человеком, но ни в коем случае они не от Бога. Однако Бог не позволил думать о Своих пророках низко, потому и сказал, что в день оный люди узна́ют, что Я тот же, говорящий: «вот Я». Итак, Бог хотел придать значимость каждому пророческому слову и [тем самым] научить людей терпению, дабы без ропота и сомнения ждали они того дня, того достославного дня, когда Господь, явившись на земле во плоти, громко и отчетливо возгласит в каждые уши: Вот Я! Познавший Господа Иисуса как Бога во плоти – одновременно познал в Нем Того, Кто глаголал устами пророков.

Вот Я! – так и сегодня говорит Христос. Я Тот, Кто вещает через всю сотворенную вселенную. Я Тот, Кто говорил через пророков. Я Тот, Кто телесными устами благовествовал слова вечного спасения. Я Тот, Кто глаголал через Апостолов, святителей и учителей [Церкви]. Я Тот, Кто говорит и Кто будет говорить до конца времен через Церковь Мою Святую. Я Тот, Кто говорит и о Ком говорят. Господи, Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.    

 

Святой праведный Иоанн Кормянский

Ро­дил­ся пра­вед­ный Иоанн в се­мье свя­щен­ни­ка Свя­то-По­кров­ской церк­ви д. Стре­шин Ро­га­чев­ско­го уез­да Мо­гилев­ской гу­бер­нии, то­же Иоан­на, Гаш­ке­ви­ча в ночь на 7 ок­тяб­ря (ст. ст.) 1837 го­да. Был кре­щен с име­нем Иоанн – «бла­го­дать Бо­жия» - в честь апо­сто­ла люб­ви Иоан­на Бо­го­сло­ва. Его бу­ду­щее слу­же­ние бы­ло пред­опре­де­ле­но Гос­по­дом и от­кры­то ро­ди­те­лям еще до его рож­де­ния. Од­на­жды, ко­гда мать бу­ду­ще­го пра­вед­ни­ка, как обыч­но, мо­ли­лась в хра­ме на служ­бе, к ней по­до­шел юро­ди­вый, низ­ко по­кло­нил­ся и про­из­нес про­ро­че­ские сло­ва: «Хо­тел бы я у него (ре­бен­ка) взять бла­го­сло­ве­ние, но не до­жи­ву».

С это­го дня ро­ди­те­ли зна­ли, что у них ро­дит­ся вто­рой сын и то­же станет свя­щен­ни­ком. (Их пер­ве­нец Ни­ко­лай так­же по­вто­рил судь­бу от­ца, окон­чил Мо­гилев­скую се­ми­на­рию и слу­жил свя­щен­ни­ком в го­ро­де Вет­ка). С ран­них лет (уже в 4 го­да) Иоанн вме­сте с бра­том по­мо­гал от­цу в хра­ме. По­слу­ша­ние, труд и мо­лит­ва, а так­же пре­да­ние се­бя в во­лю Бо­жию и под По­кров Ца­ри­цы Небес­ной с от­ро­че­ства ста­ли глав­ны­ми чер­та­ми от­ца Иоан­на.

По окон­ча­нии цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы он успеш­но учит­ся в ду­хов­ном учи­ли­ще, а за­тем по­сту­па­ет в Мо­гилев­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. В 1859 го­ду, по окон­ча­нии се­ми­на­рии, по Про­мыс­лу Бо­жию его на­прав­ля­ют за­ко­но­учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу д. Ого­род­ня, где он зна­ко­мит­ся с де­ви­цей Ма­ри­ей, до­че­рью по­кой­но­го иерея Ни­коль­ской церк­ви Филип­па Тру­се­ви­ча. В 1862 го­ду по­сле празд­ни­ка Кре­ще­ния Гос­под­ня они вен­ча­ют­ся, а вско­ре, 24 фев­ра­ля, Прео­свя­щен­ней­ший Ев­се­вий (Ор­лин­ский), ар­хи­епи­скоп Мо­гилев­ский и Мсти­слав­ский ру­ко­по­ла­га­ет Иоан­на Гаш­ке­ви­ча во иереи и на­прав­ля­ет слу­жить в цер­ковь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в д. Шер­стин Ро­га­чев­ско­го уез­да. Мо­ло­дой 25-лет­ний иерей Иоанн с ма­туш­кой Ма­ри­ей при­е­ха­ли на но­вое ме­сто в ка­нун Ве­ли­ко­го по­ста, и это сим­во­ли­че­ски от­ра­зи­ло их даль­ней­шую жизнь в мо­лит­вах и тру­дах, по­ка­я­нии и по­сте. За 14 лет в д. Шер­стин в се­мье Гаш­ке­ви­чей ро­ди­лось чет­ве­ро де­тей: трое сы­но­вей – Ми­ха­ил, Иг­на­тий, Си­ме­он (Ми­ха­ил и Си­ме­он ста­ли свя­щен­ни­ка­ми, Иг­на­тий – пса­лом­щи­ком) и дочь Та­тья­на (впо­след­ствии – учи­тель­ни­ца цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы).

В кон­це 1876 го­да, по слу­чаю осво­бож­де­ния свя­щен­ни­че­ско­го ме­ста в д. Ого­род­ня Го­мель­ско­го уез­да, 39-лет­ний иерей Иоанн по­да­ет про­ше­ние о пе­ре­во­де в Ни­коль­скую цер­ковь. Про­ше­ние бы­ло удо­вле­тво­ре­но, и се­мья воз­вра­ти­лась в Ого­род­ню, те­перь уже на­со­всем. Храм, по­свя­щен­ный пе­ре­не­се­нию мо­щей свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, ста­но­вит­ся ме­стом уси­лен­но­го мо­лит­вен­но­го по­дви­га от­ца Иоан­на. На этом ме­сте слу­же­ния в пол­ной ме­ре Гос­подь рас­крыл ду­хов­ные спо­соб­но­сти Сво­е­го из­бран­ни­ка.

На но­вом при­хо­де ба­тюш­ка при­ло­жил мно­го тру­дов по бла­го­устрой­ству хра­ма и при­над­ле­жа­щих ему по­стро­ек. Недви­жи­мой соб­ствен­но­сти он ни­ко­гда не имел до кон­ца сво­их дней, а про­жи­вал в цер­ков­ном до­ми­ке ря­дом с цер­ко­вью. Же­на Ма­рия в Ого­родне ро­ди­ла ему еще тро­их де­тей: дочь Ан­ну и сы­но­вей Пла­то­на и Иоан­на (то­же ста­ли свя­щен­ни­ка­ми). По­сле рож­де­ния млад­ше­го сы­на Иоан­на (в 48 лет) отец Иоанн-стар­ший ис­пол­нил свою меч­ту: по­се­тил Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру и по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние от стар­цев на мо­на­ше­ский об­раз жиз­ни, и уже до смер­ти не вку­шал мяс­ной пи­щи, пре­да­вал­ся стро­го­му по­сту в сре­ду и пят­ни­цу, лишь по­сле ве­чер­не­го Бо­го­слу­же­ния вку­шая просфо­ру и немно­го во­ды. Ум свой ба­тюш­ка все­гда за­ни­мал Иису­со­вой мо­лит­вой, на­учая это­му сво­их сы­но­вей и ду­хов­ных чад. На Бо­го­слу­же­ние к нему при­хо­ди­ли лю­ди из раз­ных де­ре­вень, чтобы на­сла­дить­ся в хра­ме яв­ной бла­го­да­тью, ко­то­рая при­сут­ство­ва­ла там вме­сте с доб­рым пас­ты­рем.

Про­по­ве­дуя сло­во Бо­жие, отец Иоанн при­зы­вал всех к по­ка­я­нию: «Ско­ро Гос­подь изо­льет на нас ча­шу гне­ва Сво­е­го, ес­ли мы не по­ка­ем­ся, как ни­не­ви­тя­ны. Гря­ду­щее по­ко­ле­ние узрит в хра­мах мер­зость за­пу­сте­ния». Од­на­жды он ска­зал, что за кровь по­ма­зан­ни­ка Бо­жия Рос­сия про­льет мно­го кро­ви, и это пред­ска­за­ние его сбы­лось.

Мно­гим ба­тюш­ка по­мо­гал и сло­ва­ми со­ве­та, и мо­лит­ва­ми, и де­ла­ми, ча­сто по­вто­ряя сло­ва апо­сто­ла Иа­ко­ва: «Ве­ра без дел мерт­ва». За­по­ведь о люб­ви к Бо­гу и ближ­не­му отец Иоанн ис­пол­нил всей сво­ей жиз­нью. Это от­ме­ча­ли и при­хо­жане хра­ма, в ко­то­ром он на­сто­я­тель­ство­вал на про­тя­же­нии 36 лет, и ду­хов­ное на­чаль­ство. За го­ды сво­е­го слу­же­ния отец Иоанн ис­пол­нял от­вет­ствен­ные по­слу­ша­ния: три го­да под­ряд был ду­хов­ным сле­до­ва­те­лем в Бла­го­чи­нии, 12 лет – чле­ном Бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та; в 70 лет был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Был на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком, ску­фьей, ка­ми­лав­кой, зо­ло­тым на­перс­ным кре­стом, в 1906 го­ду – ор­де­ном Свя­той Ан­ны ІІІ сте­пе­ни, в 1912 го­ду – ор­де­ном свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра IV сте­пе­ни. В том же го­ду отец Иоанн вы­хо­дит за штат по воз­рас­ту (75 лет) и со­сто­я­нию здо­ро­вья, усту­пив ме­сто свя­щен­но­слу­же­ния сво­е­му млад­ше­му сы­ну Иоан­ну.

Зем­ная жизнь свя­то­го пра­вед­но­го Иоан­на Гаш­ке­ви­ча, по­движ­ни­ка бла­го­че­стия на­шей зем­ли, окон­чи­лась осе­нью 1917 го­да. Ба­тюш­ка не до­жил до ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции, но пред­ска­зал ее. Еще он пред­ска­зал бу­ду­щее лю­дей, об­ра­щав­ших­ся к нему за со­ве­том, сво­их де­тей, судь­бу Свя­то-Ни­коль­ско­го при­хо­да. Так, он го­во­рил: «Умру – сол­ныш­ко све­тить бу­дет, день яс­ный. Век не ез­дил на ма­шине, а по смер­ти по­ка­та­ют. Бу­дут пры­гать на мне, да гроб креп­кий бу­дет». И, дей­стви­тель­но, в час кон­чи­ны ба­тюш­ки был яс­ный по­го­жий день. Сы­но­вья-свя­щен­ни­ки Си­ме­он, Иоанн, Ми­ха­ил и Пла­тон омы­ли до­ма те­ло стар­ца и пе­ре­нес­ли его в храм. Три дня про­ща­лись лю­ди со сво­им пас­ты­рем. Свя­то-Ни­коль­ская цер­ковь не за­кры­ва­лась ни днем, ни но­чью. Свя­щен­но­слу­жи­те­ли из ближ­них де­ре­вень при­бы­ли на по­гре­бе­ние со­бра­та во Хри­сте. Бы­ли со­вер­ше­ны две Ли­тур­гии, по­сле них – па­ни­хи­ды. На тре­тий день, при сте­че­нии ду­хо­вен­ства окру­ги и мно­же­ства на­ро­да, был со­вер­шен чин по­гре­бе­ния. Гроб с те­лом по­чив­ше­го ба­тюш­ки Иоан­на под звон ко­ло­ко­лов и пе­ние «По­мощ­ник и по­кро­ви­тель» об­нес­ли во­круг хра­ма и опу­сти­ли в мо­ги­лу, с пра­вой сто­ро­ны от ал­та­ря. Так про­то­и­е­рей Иоанн Гаш­ке­вич, до­стой­но за­вер­шив свой зем­ной путь, пе­ре­шел в Цар­ство Небес­ное.

В июле 1991 го­да его нетлен­ные мо­щи бы­ли об­ре­те­ны и пе­ре­не­се­ны в де­рев­ню Кор­ма и по­ло­же­ны в ка­мен­ном скле­пе за ал­тар­ной ап­си­дой По­кров­ской церк­ви. На этом ме­сте ста­ли со­вер­шать­ся мно­го­чис­лен­ные чу­де­са и ис­це­ле­ния.

9 сен­тяб­ря 1997 го­да мо­щи бы­ли из­вле­че­ны из-под спу­да и по­став­ле­ны в По­кров­ском хра­ме де­рев­ни Кор­ма. Став ме­стом па­лом­ни­че­ства, По­кров­ский при­ход в 2000 го­ду был пре­об­ра­зо­ван в Иоан­но-Кор­мян­ский жен­ский мо­на­стырь.

31 мая 1998 го­да про­то­и­е­рей Иоанн Кор­мян­ский (Гаш­ке­вич) был ка­но­ни­зи­ро­ван в ли­ке мест­но­чти­мых свя­тых Бе­ло­рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

30 но­яб­ря 2017 го­да Ар­хи­ерей­ский Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­нял ре­ше­ние об об­ще­цер­ков­ном про­слав­ле­нии от­ца Иоан­на Кор­мян­ско­го.

Тропарь праведному Иоанну Кормянскому, глас 4

Свя́тче Бо́жий,/ о́тче на́ш пра́ведне Иоа́нне,/ пресви́тере сла́вне ста́да Христо́ва,/ свя́то житиѐ твоѐ соверши́в,/ да́ром прозре́ния и исцеле́ния Госпо́дь тя̀ одарѝ,/ и ны́не нетле́нным телесе́м с на́ми пребыва́я,/ молѝ Христа̀ Бо́га на́шего,/ да спасе́т Госпо́дь ду́ши на́ша,// почита́ющих, блаже́нне, святу́ю па́мять твою̀.

Кондак праведному Иоанну Кормянскому, глас 6

От чре́ва ма́тере ди́вно прорече́нный,/ избра́нник Бо́жий яви́лся есѝ,/ не то́кмо в житиѝ Бо́гом просла́вленный,/ но и по сме́рти на́с не оста́вивый,/ в ди́вном явле́нии ру́це за ро́д правосла́вный ко Христу̀ простира́я,/ моли́ся Влады́це все́х царю̀// поми́ловати на́с, чту́щих святу́ю па́мять твою̀.

Величание:

Величаем тя, святой праведный отче, Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего!