Доброго дня! Господи, открой волю Твою святую дляменя и окружающих меня, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Селафиила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, свт. Алипия, столпника, свт. Иннокентия, еп. Иркутского и иных святых сего дня.
Свт. Феофан Затворник:
Притча о десяти минах изображает всю историю человечества до второго пришествия Христова. Господь говорит в ней о Себе, что Он идет через страдания, смерть и воскресение к Отцу Небесному принять царство над человечеством, которое все - Его родовое достояние. Оставшиеся на земле делятся на две половины: на рабов, поработивших себя Господу через послушание вере, и на нехотящих иметь Его царем и работать Ему, ради неверия своего. Тем, которые приступают ко Господу верою, с готовностью работать Ему, даются дары Святого Духа в св. таинствах: это мина - и каждый верующий получает ее на служение в кругу верующих. Когда все из рода человеческого, способные покоряться Господу, покорятся Ему, тогда Он снова придет, как принявший Царство. Первым делом Его будет рассудить рабов, кто что приобрел данною благодатью, а потом последует суд и над теми, которые не захотели иметь Его царем, т. е. , или не уверовали, или отпали от веры. Напечатлей эти истины в уме своем и не отводи от них внимания, ибо тогда будет решение, которому уж не жди перемены. Бегай неверия; но и веруй не праздно, а приноси и плоды веры. Обретши тебя верным вмале, Господь и над многим тебя поставит.
2 Тим. 1, 1-2. 8-15:
Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего...
Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
Лк. 19, 12-28:
Итак, сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
призвав же десять рабов своих, дал им десять мин* и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. //*Фунтов серебра.
Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.
Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.
Из Охридского Пролога за 26 ноября
Рассуждение:
Многие образованные язычники пришли к Церкви Христовой и крестились только потому, что Христова Церковь проповедует вечную жизнь как доказанный факт, а не как некую догадку человеческого разума. Святитель Климент Римский изучил всю греческую философию, но его душа осталась пустой и ненасыщенной. 24-летним юношей всей душой возжелал он узнать, есть ли еще какая-либо жизнь помимо сей и лучше сей. Философия представляла ему лишь мнения разных людей, не давая, однако, никакого реального доказательства. Скорбел он о своих потерянных родителях и братьях, постоянно терзаясь вопросом, увидится ли он с ними в какой-либо другой жизни. Всевидящий Бог так управил его шаги, что юный Климент встретился с некоторым человеком, который рассказал ему о христианах и об их вере в жизнь загробную. Это побудило его тотчас отправиться из Рима в Иудею, чтобы там, в самой колыбели христианской веры, собрать достоверные сведения о жизни после смерти. Услышав проповедь апостола Петра, всецело основанную на Христе, воскресшем из мертвых, Климент презрел все философские гипотезы и допущения и всем сердцем усвоил веру Христову, крестился и предал всего себя на служение Божией Церкви. Так [это было] тогда, так [это] и сейчас: кто имеет твердую веру в воскресшего Христа и ясное сознание о загробной жизни и Суде, тот легко решается заплатить [высокую] цену за вхождение в оную жизнь, то есть [соглашается] на исполнение всех Божиих заповедей.
Проповедь о цели разделения даров, служений и званий
К совершению святых, на дело служения, для
созидания Тела Христова.
Еф. 4:12
Для того Дух Святой разделил дарования, поставив одних Апостолами, других – пророками, некоторых – опять[-таки] благовестниками, и пастырями, и учителями, чтобы святые, то есть верующие христиане, [совершились] (усовершились). Как в доме разделены достоинства и обязанности, так что одна честь и служение принадлежит родителям, другая – взрослым сыновьям и дочерям, третья – несовершеннолетним детям и слугам, однако всё это служит к пользе друг друга, так и в доме Божием, в Церкви Святой: с каждой честью связано и соответствующее служение, причем служения всех приносят пользу всем. Так постепенно и мудро созидается Тело Христово, Святая Божия Церковь. Каждый верующий, будучи членом этого Тела, при содействии других возрастает и укрепляется в чистоте и святости, [причем] в соответствующей степени и соразмерности по отношению ко всему большому Телу. А всё Тело, с начала до конца времен, а особенно – от воплощения Бога Слова на земле и до Страшного Суда, есть Святая Божия Церковь. Тело [сие] достойно бессмертия, строение [сие] достойно Бога. Ни человеческий глаз не способен охватить всю Церковь, ни человеческий ум ее постигнуть. Здание [сие возводится] из отобранных материалов: из живых камней, из очей и сердец. Чужды ему грубость и уродство, не подвержено оно тлению и ветшанию. Всё здесь на своем месте; всё превосходно – как в целом, так и в частях. Вот, братья, цель нашего путешествия! Вот смысл нашего горения в печи страданий! Вот наша жизнь, лучшая всех наших планов и замыслов и прекраснейшая всех наших желаний и чаяний.
О Господи Иисусе, человеколюбивый Господь наш, не отринь нас, как неровные и угловатые камни [букв.: как негодный материал. – Ред.], но обтеши и отполируй нас и встрой нас в Свое бессмертное Тело. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРЕПОДОБНЫЙ АЛИПИЙ СТОЛПНИК
Преподобный Алипий столпник родился в городе Адрианополе в Пафлагонии. Мать его, христианка, рано овдовев, отдала сына в послушание и на обучение епископу Феодору, а сама, раздав имение нищим, стала подвизаться при церкви и была удостоена звания диаконисы.
С юных лет святой Алипий желал посвятить свою жизнь Богу и стремился к уединенной жизни, однако епископ Феодор не отпускал его от себя. Однажды, когда преподобный Алипий сопровождал своего Владыку в Константинополь, ему было видение святой мученицы Евфимии, призывавшей преподобного Алипия вернуться в Адрианополь и основать церковь ее имени. На средства, пожертвованные верующими Адрианополя, святой Алипий построил церковь во имя святой мученицы Евфимии на месте заброшенного языческого кладбища, осаждаемого легионами бесов. Рядом с храмом, под открытым небом, на верху языческого надгробия святой соорудил себе столп. Пятьдесят три года преподобный Алипий подвизался на столпе, молясь Богу и поучая многих, приходивших к нему. Бесы, наполнявшие языческое кладбище, нападали по ночам на подвижника, побивая его камнями. Святой Алипий, ни во что ставя усилия духов тьмы, разобрал даже тот легкий навес над столпом, который закрывал его от дождя и ветра. Побежденные стойкостью святого, бесы навсегда покинули это место, освященное подвигом добровольного мученичества. Лишь за 14 лет до смерти святой Алипий не смог больше стоять и вынужден был из-за болезни ног лежать на боку, перенося тяжкие страдания со смиренным благодарением. Около столпа преподобного постепенно возникли два монастыря: по одну сторону - мужской, по другую - женский. Преподобный Алипий ввел для обоих монастырей строгие уставы и до своей кончины управлял обителями. Скончался преподобный в 640 году, в возрасте 118 лет. Тело почившего столпника было погребено в основанной им церкви в честь святой мученицы Евфимии. Святые мощи угодника Божия исцеляли многих приходивших к ним с верой.
Тропарь преподобному Алипию Столпнику, глас 1
Терпе́ния столп был еси́,/ ревнова́вый пра́отцем, преподо́бне,/ Ио́ву во страсте́х, Ио́сифу во искуше́ниях,/ и Безпло́тных жи́тельству сый в телеси́,/ Али́пие о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Терпения ты был столпом, подражавший праотцам, преподобный, Иову - в страданиях, Иосифу - в искушениях, и бесплотных (ангелов) житию, находясь в теле, Алипий отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Ин тропарь преподобному Алипию Столпнику, глас 4
Стра́шен и непристу́пен показа́лся еси́ бесо́м вои́стину,/ уязвля́я сих ра́ною свяще́нных твои́х моли́тв/ и дале́че отгоня́я ополче́ния страстна́я посто́м/ и колеба́ющимся был еси́, всеблаже́нне, непрекло́нное утвержде́ние,/ Али́пие преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Ты поистине был страшен и неприступен для бесов, нанося им раны священными твоими молитвами и далеко отгоняя ополчения страстей постом, для колеблющихся ты был, всеблаженный, непоколебимым укреплением, Алипий преподобный, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак преподобному Алипию Столпнику, глас 8
Я́ко доброде́телей вину́ и по́стников удобре́ние,/ Це́рковь сла́вит тя днесь и воспева́ет, Али́пие:/ моли́твами твои́ми пода́ждь/ чту́щим любо́вию до́блести твоя́ и боре́ния/ лю́тых прегреше́ний избавле́ние,// я́ко тезоимени́тый.
Перевод: Как добродетелей источник и постников украшение, Церковь прославляет тебя сегодня и воспевает, Алипий: молитвами твоими подай почитающим с любовью мужество твое и подвиги, тяжких прегрешений прощение, как тезоименитый (Алипий с др.-греч. Αλύπιος – беспечальный) .