Доброго дня! С днем вмч. и целителя Пантелеймона! Господи, дай мне вполне предаться Твоей святой воле, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Гавриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., прп. Германа Аляскинского и иных святых сего дня!
2 Тим., 292 зач., II, 1-10:
Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,
за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2:
Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.
Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.
Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.
Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
Из Охридского Пролога за 27 июля
Рассуждение:
Подавая милостыню нищему, знай, что этим делаешь ты добра сколько ему, столько и себе, и [даже] еще больше – себе. Преподобный Антоний говорит: «От ближнего приходит к нам и жизнь, и смерть». А преподобный Петр Дамаскин пишет: «Как нищие должны благодарить Бога и любить богатых, творящих им благо, так, и еще гораздо больше, и богатые (должны благодарить Бога и любить нищих), потому что благодаря милостыне спасаются они Промыслом Божиим и в нынешнем, и в будущем веке. Ведь без нищих не только не приобретают они спасение души, но и не могут избежать искушений, [приходящих] от богатства». Милостыня же, подаваемая по тщеславию или с презрением, не приносит никакой пользы. В прежние времена богатые люди относили золото пустынникам и просили их его принять. Редко случалось, чтобы пустынники охотно принимали сию милостыню, однако когда это и происходило, то принимали они ее, движимые милосердием к богачам. Самые нищие люди на земле принимали милостыню из милосердия!
Проповедь о предсказанных ругателях святыни
Прежде всего знайте, что в последние дни
явятся наглые ругатели, поступающие по
собственным своим похотям.
2Пет. 3:3
Изменяется ли и коробится ли зеркало, когда перед ним стоит ругатель, смеясь и издеваясь над зеркалом? Нет, зеркало не тускнеет и не кривится, но остается таким же, каким и было. Вот и Бог, братья, не изменяется и не претерпевает даже тени перемены, когда кощунники хулят Его и над ним насмехаются. Неизменый и Пречистый Бог знает, что вся хула кощунника обращается на его же голову. Потешаясь над Божией святыней, ругатель искривляет самого себя, сам себя делая уродом. А Божия святыня не терпит ущерба.
О, как много появилось этих самых ругателей в наше время, в наши дни! Много их и премного, – но всё их множество немощнее Одного-Единственного [Бога]. Что значат горы пыли перед сильным порывом ветра? Нужно лишь подождать – подождать, вооружившись терпением, – пока не нагрянет этот могучий порыв.
Появились многие и премногие кощунники, поднимающие на смех слово Божие. Вместо слов Божиих предлагают они свои собственные, вместо святых – скверные, вместо здоровых – тлетворные, вместо животворящих – смертоносные. Но слово Божие подобно сильному ветру, а их слова – как прах земной.
Многие и очень многие хулители собрались воедино (и число их еще более возрастет), чтобы поносить Божии дела. Хвалят они собственные «достижения», ставя их выше Божиих свершений, и утверждают, что плоды их рук – лучше и разумнее дел Божиих. [А ведь на самом деле] все их дела украдены, так как всё, что построили они хорошего, – [всё это] соорудили они из Божия материала, беря в качестве образца Божии здания. А всё, что воздвигли они злого, – [всё это] нагромоздили они из материала диавольского, имея перед глазами диавольские построения. Итак, чем может хвалиться прах? Чем могут превозноситься сии наглые ругатели сегодня или завтра, когда дикие ослы своими копытами будут топтать их могилы?
Господи Пречистый, святы Твои слова и могучи, как сильный ветер; и святы Твои дела, и несть им ни числа, ни меры. Господи Пречистый, сохрани наш язык от кощунств [и насмешек] и избавь нас от богохульников. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ВЕЛИКОМУЧЕНИК И ЦЕЛИТЕЛЬ ПАНТЕЛЕИМОН
Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе.
В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20000 христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.
Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.
После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (всемилостивый). Беседуя с Евсторгием, святой Пантелеимон подготовил его к принятию христианства, и когда отец увидел, как сын исцелил слепца призыванием Имени Иисуса Христа, то он уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом.
После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону.
Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного Именем Иисуса Христа. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.
Господь явился святому и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.
В то же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Все трое твердо исповедали свою веру во Спасителя и были обезглавлены (сведения о них помещены 26 июля).
По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: "Велик Бог христианский!" Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а великомученику Пантелеимону отрубить голову.
Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призвавший в Небесное Царство. Услышав Голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.
Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным и было погребено христианами († 305). Слуги великомученика Пантелеимона Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь и слышали Голос с Неба. Они написали повествование о жизни, страданиях и кончине святого великомученика.
Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру: честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеимона.
Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с ХII века. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, сын святого Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войну 1151 года. В день памяти великомученика Пантелеимона русские войска одержали две морские победы над шведами (в 1714 году при Гангаузе, в 1720 году при Гренгаме).
Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит "лев во всем". Второе имя, данное при Крещении, - Пантелеимон, то есть "всемилостивый", раскрывается из почитания великомученика как целителя. У западных христиан он считается покровителем врачей. Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души.
Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного.
День памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона в Русской обители на Афоне является храмовым праздником. Предпразднство начинается за 8 дней до праздника, в которые после вечерни поются молебные каноны на 8 гласов, причем для каждого дня имеется особый канон. Второй день праздника - ктиторский день. В самый день праздника после вечерни соборне совершается панихида по почившим строителям и благодетелям обители, освящается и раздается коливо (кутия). Припевы на 9-й песни канона великомученику и целителю Пантелеимону по рукописной афонской службе напечатаны в "Журнале Московской Патриархии" (1975, № 3, с. 45-47).
Тропарь святому великомученику и целителю Пантелеимону, глас 3
Перевод: Страстотерпец святой и целитель Пантелеимон, умоли милостивого Бога, да согрешений прощение подаст Он душам нашим.
Кондак святому великомученику и целителю Пантелеимону, глас 5
Перевод: Подражатель Милостивого и получивший от Него исцелений благодать, страстотерпец и мученик Христа Бога! Молитвами твоими душевные наши недуги исцели, отгоняя всегда вражии соблазны от взывающих непрестанно: «Спаси нас, Господи!»
Молитва святому великомученику и целителю Пантелеимону
Молитва 2-я святому великомученику и целителю Пантелеимону
Молитва 3-я святому великомученику и целителю Пантелеимону
Молитва 4-я святому великомученику и целителю Пантелеимону