9 апреля празднество Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

09.04.2022

С субботой Акафиста!

Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Иегудиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, мц. Матроны Солунской и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Спросил Господь апостолов, как они Его понимают? В лице св. апостола Петра, они отвечали: "Ты - Христос". Не вдруг созрело это исповедание, но, созревши, осело в глубь сердца и стало источным его направителем. Оно было омрачено смертью Господа, но не поколебнуто, и быв воскрешено еще в большей силе Воскресением, стремило апостолов во всю их жизнь на проповедь всему миру. Есть момент и у каждого верующего, когда он всеми силами своими изрекает: "Ты - Христос, Господь мой и Спаситель. Ты спасение мое, свет мой, сила моя, утешение мое, надежда моя и живот вечный". Тогда совершается то, от чего он с апостолом взывает: "кто меня разлучит от любви Христовой"! - и подобно ему начинает гнаться за всем угодным Христу Господу, пока достигнет в меру возраста Его.

Посл. к Евреям св. ап. Павла Гл. 9: 24 - 28

Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, 

и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; 

иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.

И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 

так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

От Марка св. Благовествование Гл. 8: 27 - 31

И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? 

Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков.

Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. 

И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. 

И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Из Охридского Пролога за 27 марта: 

Рассуждение

«Кто помышляет злое, в том нет чистоты», – говорит преподобный Симеон Новый Богослов. И добавляет: «Ибо как может сердце быть чистым у того, кто оскверняется нечистыми помыслами, [подобно тому] как зеркало теряет свой блеск от пыли». Видишь, на сколь недостижимой высоте стоит Христова религия, возвышаясь над всеми прочими верами и светскими мудрованиями! Кто только и думает, что о зле, тот, хотя бы и не творил никакого зла, – виновен пред Богом и пред своей душой. Ведь Бога он оскорбляет, а душу свою губит. Быть христианином в подлинном смысле [этого слова] – значит прилагать гигантские усилия к очищению своего сердца и ума от лукавых помышлений. Какие это усилия – об этом существует целая наука, которая в наши дни стала почти совсем закрытой даже для христиан, [равно как] и богатый реальный опыт святых мужей и жен, оправдывающий сию науку. Очистить себя от лукавых и нечистых помыслов, от этого корня всех зол и пороков, [всегда] было [главной] целью [всех] великих подвижников, пещерников и безмолвников.

Проповедь о христианах как царях и священниках 

И соделал нас царями и священниками 

Богу нашему.

Откр.5:10

Господь Иисус желает всех людей сделать подобными Себе. Как Сын Божий желает Он, чтобы все люди были усыновлены Богу. Как Царь – хочет, чтобы и они с Ним соцарствовали. Как Священник – чтобы и они Ему сослужили. Как Святой, Бессмертный и Всемогущий – чтобы и они участвовали в Его святости, бессмертии и могуществе. Как Воскресший – чтобы все стали чадами Воскресения. Этого хотел Господь, потому и сошел на землю, чтобы, отделив нас от животных, возвысить над скотским образом жизни и вручить нам достоинство над всей видимой тварью, каким обладал Адам в раю до грехопадения.

За это Свое человеколюбивое и спасительное для людей домостроительство Господь принял от иудейских старейшин распятие на Кресте, но и от нас, христиан, вплоть до сего дня несметное число раз пожинает Он терние неблагодарности и непонимания. Мы оказываемся неблагодарными и неразумными, когда презираем и попираем заповеди Его. Своими преступлениями всякий грешник сплетает новый терновый венец и возлагает на Его святую главу. Когда это Он нас так [сильно] оскорбил, что мы так поступаем? Когда хоть одному из нас пожелал Он зла, что воздаем мы Ему злом? Он спустился в нашу смрадную яму, где привыкли мы жить со змеями и скорпионами, и повлек нас вверх, на высоту, к свету и чистоте, в Царство [Свое]. Хочет Он сделать нас царями и священниками, а мы отталкиваем Его спасающую руку и возвращаемся в тот же ров, к тем же змеям и скорпионам.

О братья, достаточно и предостаточно [уже] этого унижения Его [нами] и нашего самоистребления! Ухватимся крепко же за руку нашего Спасителя и пойдем вслед за Ним. Он хочет нам добра. Он [и] делает нам добро. Ради нашего блага Он [и] пострадал. Он наш единственный непреложный Друг.

Господи, Тебе подобает слава и хвала во веки. Аминь.

 

ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.

Этот праздник установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы[1] по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист – греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни – риза и пояс Ее. Но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.


Примечание

[1] Согласно афонскому преданию, это была икона Богородицы Акафистная Дионисиатская (Мироточивая). (В статье С. Снессоревой, посвященной празднику Похвалы Богородицы говорится о том, что патриарх Сергий носил на своих руках икону Богородицы Влахернскую).

 

Тропарь Субботы Акафиста, глас 8

Повеле́нное та́йно прие́м в ра́зуме,/ в кро́ве Ио́сифове тща́нием предста́ Безпло́тный, глаго́ля Неискусобра́чней:/ приклони́вый схожде́нием Небеса́ вмеща́ется неизме́нно весь в Тя,/ Его́же и ви́дя в ложесна́х Твои́х прие́мша ра́бий зрак,/ ужаса́юся зва́ти Тебе́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Кондак Субботы Акафиста, глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная/ воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице:/ но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто неневе́стная.