Евангелие и Апостол дня
Деян. 23:1-11
Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.
Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.
Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?
Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.
Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.
Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.
Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.
Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость.
В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.
Ин. 16:15-23
Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.
Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу.
Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу?
Итак, они говорили: что это говорит Он: «вскоре»? Не знаем, что говорит.
Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня?
Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.
Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.
Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;
и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. [Зач. 55.] Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
Свт. Феофан Затворник:
Когда Св. апостолы исповедали Спасителя Сыном Божиим, Он сказал: «должно... пострадать... и быть убиту» (Мф.16:21). Дело созрело, оставалось только завершить его крестною смертью. Тоже бывает и в ходе нравственного преуспеяния христианина. Пока он в борьбе со страстями, враг еще надеется как-нибудь искусить его, но когда страсти улягутся, и у врага не достает уже силы возбуждать их, тогда он воздвигает внешние искушения, всякого рода напраслины и притом самые чувствительные. Он метит заронить мысль: «ну, из-за чего трудился и боролся? Никакого нет тебе от этого проку». Но когда он заготовляет таким образом войну со вне, Господь труженику Своему ниспосылает дух терпения и, прежде чем враг успеет поднять какую-либо беду, заготовляет в сердце его воодушевленную готовность на всякого рода страдания и неприязни, и кознь врага не удается. Как Господь сказал о Себе: «должно пострадать», так и они испытывают некоторое жаждание прискорбности. И когда они наступают, то с радостию встречают их, пьют их, как жаждущий пьет прохладительную воду.
Из Охридского Пролога за 25 мая:
Рассуждение
Грешнику надо желать не смерти, а покаяния. Ничто так не печалит Господа, пострадавшего за грешников на кресте, как молитвы наши Ему, чтобы поразил Он смертью какого-нибудь грешника и тем самым убрал его с нашего пути. Случилось однажды, что апостол Карп вышел из терпения и принялся молиться Богу о ниспослании смерти двум грешникам: одному язычнику и одному вероотступнику. Тогда явился ему Сам Владыка Христос и сказал: «Бей Меня! Вот я готов снова был распятым за спасение людей!» Об этом событии святой Карп поведал святому Дионисию Ареопагиту, а тот записал его и оставил [для] Церкви в назидание всем, а именно: что надлежит молиться о спасении, а не о погибели грешных, ибо Господь не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2Пет. 3:9).
Проповедь о Божией благодати
Довольно для тебя благодати Моей!
2Кор. 12:9
Даже от Своих святых Апостолов Господь не устранял искушения. Ведь для их преодоления Он предварительно ниспослал им благодать! Когда сам сатана начал сильно докучать апостолу Павлу, Павел молился Богу, чтобы сатана отступил от него. На это Господь ему ответил: Довольно для тебя благодати Моей! Иными словами, если надлежит тебе [пре]терпеть от сатаны, для терпения довольно тебе Моей благодати! Если же надлежит тебе сразиться с сатаной, то для этого опять же Моей благодати тебе достаточно! Благодать – это всеоружие. Благодать сильнее всех препятствий, всех напастей, всех темных сил. Благодать неодолима и победоносна.
Посему, братья, должны мы молиться Господу о ниспослании нам Его всесильной благодати. Благодать – [это] Бог в нас. Благодать – [это] Царство Божие в нас. Если Божия благодать в нас, то в душах наших день. А день означает свет, знание и неустрашимость.
Не можем мы, братья, здесь на земле испросить от Бога блага большего, нежели Божия благодать. Ведь если бы и всю вселенную получили мы в дар, то дар сей оказался бы меньшим, чем благодать от Бога.
О Господи пребогатый, неиссякаемый Источник всесильной благодати, ороси Своей благодатью наши застывшие сердца, дабы возрыдали они при виде Твоей превеликой благости и донельзя ужасной нашей неблагодарности. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
МУЧЕНИК ГЕОРГИЙ НОВЫЙ
Святой мученик Георгий Новый родился в знатной болгарской семье, жившей в столице Болгарии городе Средце (ныне город София). Святой Георгий был испрошен у Бога усердной молитвой его родителей, Иоанна и Марии, которые до преклонных лет оставались бездетными. Младенца крестили во имя святого великомученика Георгия (память 23 апреля). Юноша Георгий получил хорошее образование, внимательно изучил Священное Писание, был благочестив и целомудрен. Родители его скончались, когда Георгию исполнилось 25 лет. В то время Болгария находилась под властью турок, которые насильно обращали христиан в магометанство. Однажды несколько мусульман попытались обратить Георгия. Они надели на голову святого тафью, круглую шапочку, в которой мусульмане входят в свои молитвенные дома. Но Георгий бросил тафью на землю. Турки с побоями и руганью повели мученика к своему правителю. Правитель был поражен мужественным обликом и красотой лица святого Георгия и стал ласково убеждать его принять магометанство, обещая всевозможные почести и богатство от султана Селима (1512 - 1520). Но святой смело и твердо исповедал веру в Господа Иисуса Христа и порицал заблуждения магометанства. Правитель в гневе приказал беспощадно избить святого Георгия палками, но святой твердо держался в исповедании Христовой веры. Правитель приказал усилить пытки. Страстотерпец терпеливо переносил все страдания, призывая на помощь Господа Иисуса Христа. Потом мученика повели по городу под барабанный бой с криками: "Не ругай Магомета и не унижай веру мусульман". Наконец, посреди города разожгли большой костер, чтобы сжечь святого Георгия, но он, ослабев от ран, упал на землю. Еще живого его бросили в огонь, а сверху набросали трупы псов, чтобы христиане не смогли потом найти останки мученика. Но внезапно полил сильный дождь и погасил костер. С наступлением темноты место, где было брошено тело мученика, озарилось ярким светом. Одному христианскому священнику позволили взять честные останки мученика для погребения. Извещенный о случившемся, митрополит Иеремия в сопровождении клира направился к месту казни. В погасшем костре было найдено тело святого мученика Георгия и перенесено в храм святого великомученика Георгия в городе Средце.
Тропарь мученику Георгию Новому, Софийскому, Болгарскому , глас 4
В терпе́нии многоиску́снем, блаже́нне му́чениче Гео́ргие,/ огнеиску́сную смерть претерпе́л еси́/ и по кончи́не твое́й вене́ц от Христа́ нетле́нный/ с му́ченическими ли́ки прия́л еси́./ И ны́не, на земли́ кро́тких досто́йно водворя́яся,/ Христа́ Бо́га о нас непреста́нно моли́,// и́же ве́рою покланя́ющихся ра́це мо́щей твои́х.
Перевод: В терпении многоопытном, блаженный мученик Георгий, ты претерпел смерть в огне и после кончины твоей принял нетленный венец от Христа вместе с собранием мучеников. И сейчас, достойно поселяясь на земле кротких (Мф.5:5), Христа Бога не переставая моли о нас, с верою поклоняющихся раке с мощами твоими.
Ин тропарь мученику Георгию Новому, Софийскому, Болгарскому , глас 4
Боже́ственным жела́нием от ю́наго во́зраста/ весь сам себе́ Го́сподеви возложи́в,/ в моли́твах и посте́х о́браз быв доброде́тели,/ бога́тство же, и сла́ву, и доброро́дство теле́сное, я́ко не су́щее, презре́в,/ и Христа́ еди́наго от души́ возлюби́л еси́,/ и Того́, и́стиннаго су́ща Бо́га, в Тро́ице покланя́ема,/ пред нечести́выми ту́рки пропове́дал еси́,/ и, срацы́нскую ве́ру, и зако́ны Моаме́фовы под нога́ми попра́в/ и мучи́теля ужаси́в,/ муче́ния венце́м украси́вся, сла́вне,/ к Небе́сным восте́кл еси́ ликостоя́нием,/ прему́дре Гео́ргие./ Моли́ Христа́ Бо́га/ сохрани́ти оте́чество твое́ и спасти́ лю́ди и град,// и́же твоя́ по́двиги при́сно почита́ющия.
Перевод: Устремившись к Богу и с юного возраста предав всего себя Господу, в молитвах и постах ты был примером добродетели, богатством же, и славой, и красотой телесной ты пренебрег, как незначащими, и Христа единого от души возлюбил ты и Его, истинного сущего Бога, в Троице поклоняемого, перед нечестивыми турками ты проповедал, и мусульманскую веру и законы Магомета поправ ногами и тем ужаснув мучителей, ты украсился мученическим венцом, прославляемый, и поднялся на Небеса к ангельскому сонму, премудрый Георгий. Моли Христа Бога сохранить Отечество твое и спасти город и людей, которые всегда почитают твои подвиги.
Ин тропарь мученику Георгию Новому, Софийскому, Болгарскому , глас 4
Боже́ственною уя́звлен любо́вию,/ прему́дре Гео́ргие сла́вне,/ Христа́ Бо́га нечести́вым пропове́дал еси́/ и злоче́стие ту́рское нога́ми попра́л еси́;/ муче́ния же венце́м украси́вся,/ к Небе́сным восте́кл еси́ ликостоя́нием./ Моли́ Христа́ Бо́га/ сохрани́ти оте́чество твое́, град и лю́ди,// по́двиги твоя́ при́сно почита́ющия.
Перевод: Божественной пленен любовью, премудрый Георгий прославляемый, ты проповедал Христа нечестивым и попрал ногами турецкую ересь, мучения же венцом украсившись, ты поднялся на Небеса к ангельскому сонму. Моли Христа Бога сохранить Отечество твое и спасти город и людей, которые всегда почитают твои подвиги.
Кондак мученику Георгию Новому, Софийскому, Болгарскому, глас 2
Вы́шния сла́вы жела́я, многострада́льне Гео́ргие,/ агаря́нскую пре́лесть поплева́в, попра́л еси́/ и побе́ды вене́ц прия́л еси́,/ А́нгелом ны́не свеселя́ся и му́чеником соводворя́яся,// с ни́миже Христу́ Бо́гу моли́ся непреста́нно о всех нас.
Перевод: Желая небесной славы, многострадальный Георгий, мусульманское заблуждение ты, оскорбив, попрал и получил венец победы, радуясь сейчас вместе с Ангелами и поселяясь вместе с мучениками, с ними же Христу Богу молись не переставая обо всех нас.
Ин кондак мученику Георгию Новому, Софийскому, Болгарскому, глас 4
Я́ко звезда́ пресве́тлая, яви́лся еси́ непреле́стная ми́рови,/ пра́веднаго со́лнца Христа́ возвеща́ющи страда́нии твои́ми, страстоте́рпче,/ вели́кий му́чениче Христо́в Гео́ргие,/ и пре́лесть погаси́л еси́ срацы́нскую,/ и Моаме́фова преда́ния и зако́ны под нога́ми твои́ми попра́л еси́,/ и беззако́ннаго царя́ и мучи́телей ужаси́л еси́ кре́пким твои́м терпе́нием,/ и ве́рным подае́ши свет,/ моля́ся к Бо́гу непреста́нно// о всех нас.
Перевод: Как преяркая и неблуждающая звезда ты явился миру, возвещая своими мучениями праведное солнце Христа, страстотерпец и великий мученик Христов Георгий, и заблуждение угасил ты мусульманское, и Магометовы обычаи и законы ногами своими попрал ты, и беззаконного царя и мучителей привел в ужас великим твоим терпением, и верующим подаешь свет, молясь к Богу непрестанно обо всех нас.