8 февраля день памяти Святого благоверного Давида IV Возобновителя

22.02.2008

Господи, дай нам вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи нас, благослови все наши выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой нас всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей нашей жизни во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Гавриила, наших Ангелов хранителей и прочих Святых Небесных сил бесплотных, свт. Иосифа Студита, архиеп. Солунского и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Господа Бога святите в сердцах ваших". Освящение Господа в сердце есть душа и дух изображаемого выше сокровенного сердца человека. Как первоначально Бог, создав из частиц персти тело человека, вдунул в него дыхание жизни, - и стал человек как следует быть; так и созидаемый внутри из показанных добродетелей сокровенный сердца человек, тогда только явится настоящим духовным человеком, когда это сердце будет святить Господа Бога, как и в молитве Господней читаем: "да святится имя Твое". Если не будет этого, то слеплеваемый из сказанных добродетелей человек выйдет мертворожденное дитя, без духа жизни. Да ведают это думающие обойтись с одними некиими добродетелями без всякого отношения к Богу! Что есть святить Бога в сердце? Непрестанно благоговеть перед Ним, всегда нося в уме помышление о Его вездеприсутствии, всей ревностью ревновать в каждое мгновение благоугодным перед Ним быть и со всяким страхом остерегаться всего Ему неугодного, особенно же Его отеческому попечению предав весь живот свой, и временный и вечный, все случающееся смиренно, благопокорливо и благодарно принимать, как прямо от руки Его идущее.

1-е собор. посл. св. ап. Петра Гл. 3 (10-22)

Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

От Марка св. Благовествование Гл. 12 (18-27)

Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою. Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.

Из Охридского Пролога за 26 января:

Рассуждение

Величайшее достояние государства – это живущие в нем святые и добрые люди. В сравнении с этим богатством, любое другое – ничто. Благочестивые христианские цари считали святых людей в своей стране самым дорогим Божиим благословением. Святой царь Константин Великий говорил: «Благодарю Господа Иисуса Христа, что в мои дни существуют три божественных светила: блаженный авва Антоний, авва Елений и авва Евхин». Перед судьбоносной для Руси Куликовской битвой благочестивый князь Димитрий Донской со своими боярами и воеводами отправился в радонежские леса, чтобы отыскать преподобного Сергия и попросить его молитв к Богу. Хотя и подготовил князь войско к освободительной войне с татарами, однако бо́льшую надежду возлагал на молитву святого человека, нежели на многочисленных вооруженных ратников.

Проповедь о недоумении помраченных грехом:

Кто это, что и грехи прощает?

Лк. 7:49

Так спрашивали нераскаянные грешники: «Кто это?» – Это Тот, Кто больше всего и чувствует острие человеческих прегрешений; Которому и достаются все грехи людей, как пощечины. Это Тот, Кто некогда в раю взирал на безгрешного человека; Тот, Кто и сотворил человека безгрешным и Кто Сам безгрешен испокон веку и вовеки веков.

Простить может только тот, кто способен и отомстить. Сильный человек воздает отмщением, слабый – ненавистью. Если ты можешь вернуть нанесенный удар и не вернешь – это еще не значит, что ты простил. [Не простишь ты до тех пор,] пока не исторгнешь корень гнева из сердца. Велик единый Господь, ибо может Он и воздать, и простить: велик в правде, ибо воздаст нераскаянному грешнику [по делам его]; велик и в милости, ибо простит [грешника] раскаявшегося.

О если бы люди знали силу прощения грехов! Вот, когда грехи были прощены слепому – он прозрел, когда глухому – он стал слышать, горбатая женщина выпрямилась, кровоточивая выздоровела, к безумному вернулся рассудок, из одержимого вышли бесы, блудница очистилась, мертвый ожил!

Но о как ужасны кандалы греха! Сколь тяжкие цепи – многие пороки! Эти цепи не разрываются грешными руками. Но когда коснется их рука пречистого Господа, они сами собой разрешаются и обращаются в ничто. Едва услышав голос Чистого, они падают [с узников]. Расторгаются они от одного взора Чистого и даже от одной Его мысли, – эти жуткие узы преступлений.

Кто это, что и грехи прощает? – Послушайте, грешники: ведь это Господь пречистый и за Свою чистоту – всемогущий.

Господи пречистый и всемогущий, освободи и нас от оков греха. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ДАВИД IV ВОЗОБНОВИТЕЛЬ

Святой благоверный Давид IV Возобновитель, царь Иверии и Абхазии (1089 - 1125; по другим источникам 1084 - 1125; в современных изданиях Давид IV Строитель), - выдающийся государственный, культурный и церковный деятель Грузии. Был воспитан своим духовником - преподобным Арсением Икалтойским, известным богословом и ученым-энциклопедистом (+ 1127; память 6 февраля).

Наименование "Возобновитель" дал святому царю Давиду грузинский народ за его великие труды по восстановлению Грузии и укреплению Грузинской Православной Церкви. Грузия, безжалостно опустошенная турками, страдавшая от междоусобиц, под скипетром Давида Возобновителя объединилась в сильное централизованное государство. Грузинская Церковь, в процветании которой царь видел залог незыблемости и единства государства, являлась предметом его особого попечения. Святой Давид отличался глубоким благочестием, свято чтил церковные каноны и своей властью охранял их и утверждал. По инициативе святого Давида Возобновителя, в 1103 году был созван Церковный Собор в Руиси, постановления которого содействовали укреплению канонической жизни Церкви и утверждению церковного благочиния.

Человек высокообразованный, святой Давид поощрял развитие наук. Он основал Гелатскую и Икалтойскую академии. В царствование святого Давида Возобновителя в Грузии были воздвигнуты десятки храмов и монастырей, создавались новые и расширялись старые города. Много забот уделял благоверный царь благосостоянию и процветанию грузинских обителей в Палестине и Синае, Антиохии и на Святой Горе Афон. Когда святой Давид решил воздвигнуть храм во имя великомученика Георгия, к помощи которого он постоянно прибегал в своих освободительных битвах, то святой Георгий явился ему в видении и указал место постройки храма.

Понимая миротворчество как осуществление заповеди Господней (Мф. 5, 9), царь Давид примирил кипчакского хана Атрака с осетинами и водворил мир в Дарьяльском ущелье.

В 1123 году, незадолго до кончины, благоверный царь освободил Армению от турецкого засилья. Он повелел вновь освятить храмы, превращенные турками в мечети. По преданию, когда царь подошел в одном из храмов ко гробу своей бабки, супруги Армянского царя Гагика I, и сказал: "Радуйся, царица! Бог избавил храм твой от агарян", внезапно послышался глас: "Богу благодарение". Забота царя Давида о воссоединении с Армянской Церковью выразилась в созыве Церковного Собора в городе Ани, на котором часть армянских епископов-монофизитов склонилась к принятию Православия (однако в целом Собор не привел к желаемым результатам). Патриотические подвиги святого Давида не мешали ему совершать подвиг духовный. С юных лет святой имел основу премудрости - страх Божий (Притч. 1, 7), побуждавший его к добрым делам и намерениям. Любимым занятием святого Давида было чтение Священного Писания. О его высокой духовности свидетельствует составленный им "Покаянный канон", состоящий из девяти скорбных и умилительных песней.

Почувствовав приближение смерти, святой царь Давид составил духовное завещание, в котором, передавая управление страной своему сыну Димитрию, писал: "Ныне Промыслом Правосудного Бога отзываюсь я, а на царство наследственное призывается он... Все совершил я силой Честного Животворящего Древа и ему вручаю это осчастливившее меня Знамение". Причастившись Святых Таин. "со славословием на устах он предал свою душу Господу, на 53-м году жизни, в субботу 24 января 1125 года".

Царь был погребен в Гелатском монастыре, при входе в привратную церковь. Спустя некоторое время мощи его, прославленные знамениями милости Божией, были перенесены под престол соборного храма. В конце XIII века святой царь Давид III Возобновитель был прославлен, тогда же ему была составлена служба.