8 декабря Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и день памяти Священномученика Серафима (Остроумова), Смоленского, архиепископа

08.12.2017

Святитель Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, сщмч.

Свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим (в ми­ру Ми­ха­ил Мит­ро­фа­но­вич Ост­ро­умов) ро­дил­ся в 1880 го­ду в Москве в се­мье пса­лом­щи­ка. Он за­кон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию и остал­ся в ней про­фес­сор­ским сти­пен­ди­а­том. В 1904 го­ду Ми­ха­ил Мит­ро­фа­но­вич был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Се­ра­фим. Мо­ло­дой мо­нах от­пра­вил­ся в Оп­ти­ну Пу­стынь, где нес раз­ные по­слу­ша­ния: сна­ча­ла ра­бо­тал на кухне, а по­том ис­пол­нял обя­зан­но­сти ка­но­нар­ха. По­сле мо­на­стыр­ско­го ис­пы­та­ния он вер­нул­ся к пре­по­да­ва­тель­ской де­я­тель­но­сти в Москве.
В 1905 го­ду мо­ло­дой пре­по­да­ва­тель Мос­ков­ской Ака­де­мии по­се­тил Холм­щи­ну, по­зна­ко­мил­ся со свое­об­ра­зи­ем ее ре­ли­ги­оз­но-на­цио­наль­ной жиз­ни и ис­кренне по­лю­бил ее. В ре­зуль­та­те он без ко­ле­ба­ний оста­вил Ака­де­мию и от­дал се­бя на слу­же­ние в этом крае, спер­ва в по­ло­же­нии про­сто­го мо­на­ха са­мой бед­ной оби­те­ли – Яб­ло­чин­ско­го Свя­то-Онуф­ри­ев­ско­го муж­ско­го мо­на­сты­ря.
Ко­гда иеро­мо­нах Се­ра­фим по­сту­пил в этот мо­на­стырь, он был в со­сто­я­нии та­ко­го упад­ка, что его да­же хо­те­ли за­крыть. У мо­на­сты­ря бы­ли боль­шие дол­ги, и не бы­ло средств не толь­ко на их по­кры­тие, но и на осу­ществ­ле­ние цер­ков­ной де­я­тель­но­сти. В 1906 го­ду энер­гич­ный мос­ков­ский иеро­мо­нах за­нял пост на­мест­ни­ка оби­те­ли, и за несколь­ко лет он сде­лал ее од­ним из цен­тров ре­ли­ги­оз­но­го и куль­тур­но­го воз­рож­де­ния Холм­щи­ны. Отец Се­ра­фим при­влек в свой мо­на­стырь лю­дей с выс­шим бо­го­слов­ским и свет­ским об­ра­зо­ва­ни­ем, ор­га­ни­зо­вал шко­лу пса­лом­щи­ков, от­крыл цер­ков­но-учи­тель­ские кур­сы, и еще несколь­ко школ, в том чис­ле сель­ско­хо­зяй­ствен­ную. При мо­на­сты­ре был устро­ен скит с ве­ли­ко­леп­ным хра­мом. На де­ло устро­е­ния Яб­ло­чин­ско­го мо­на­сты­ря отец Се­ра­фим от­дал во­семь лет, оби­тель пре­вра­ти­лась в один из луч­ших мо­на­сты­рей, а ее на­сто­я­тель стал из­вест­ным цер­ков­ным де­я­те­лем. В 1908 го­ду он был удо­сто­ен са­на ар­хи­манд­ри­та.
В Холм­ской епар­хии ар­хи­манд­рит Се­ра­фим был так­же бла­го­чин­ным всех мо­на­сты­рей, епар­хи­аль­ным мис­си­о­не­ром, пред­се­да­те­лем Епар­хи­аль­но­го уче­но­го со­ве­та, ре­дак­то­ром епар­хи­аль­ных из­да­ний, и с 1914 го­да – рек­то­ром Холм­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. На­хо­дясь на всех этих по­стах ар­хи­манд­рит Се­ра­фим про­яв­лял ки­пу­чую де­я­тель­ность. Как рек­тор се­ми­на­рии он был доб­рым от­цом для уча­щих­ся, от­зы­вал­ся на все их нуж­ды. Бу­дучи ре­дак­то­ром цер­ков­ной пе­ча­ти – «Холм­ской цер­ков­ной жиз­ни» и «На­род­но­го лист­ка» – он сде­лал эти из­да­ния жи­вы­ми и ин­те­рес­ны­ми.
За год до ре­во­лю­ци­он­ных по­тря­се­ний отец Се­ра­фим был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Бель­ско­го, ви­ка­рия Холм­ской епар­хии. А в 1917 го­ду стал епи­ско­пом Ор­лов­ским.
Во вре­мя ра­бо­ты Свя­щен­но­го Со­бо­ра 1917-1918-го го­да вла­ды­ку Се­ра­фи­ма аре­сто­ва­ли и за­дер­жа­ли в Ор­ле. Ему за­пре­ти­ли пе­ре­пис­ку, епар­хи­аль­ное со­бра­ние бы­ло разо­гна­но че­ки­ста­ми, в ар­хи­ерей­ском до­ме про­из­ве­ден обыск.
В 1922 го­ду по ра­зо­рен­ной стране про­ка­ти­лась вол­на но­вых ре­прес­сий – огром­ное ко­ли­че­ство свя­щен­но­слу­жи­те­лей аре­сто­вы­ва­лось за со­про­тив­ле­ние изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей. Ор­лов­ско­го епи­ско­па так­же аре­сто­ва­ли и при­го­во­ри­ли к 7 го­дам за­клю­че­ния в стро­гой изо­ля­ции. От­си­дев в тюрь­ме по­чти 2 го­да, вла­ды­ка был от­пу­щен. В это вре­мя бо­го­бор­че­ская власть го­то­ви­ла но­вую бе­ду для Церк­ви: об­нов­лен­че­ство. Свя­щен­но­слу­жи­те­лей не про­сто аре­сто­вы­ва­ли, а ста­ра­лись скло­нить к со­труд­ни­че­ству с но­вой вла­стью, обе­щая пре­кра­тить го­не­ния.
Осво­бо­див­шись из за­клю­че­ния, вла­ды­ка Се­ра­фим был на­граж­ден са­ном ар­хи­епи­ско­па. Он на­чал ак­тив­ную борь­бу про­тив об­нов­лен­цев и в 1926 го­ду вновь под­верг­ся аре­сту. Слу­жить в Ор­ле ему боль­ше не поз­во­ли­ли, и свя­ти­тель был пе­ре­ве­ден на Смо­лен­скую ка­фед­ру.
Го­не­ния на Цер­ковь шли в со­вет­ской стране по­сто­ян­но, но бы­ли и пе­ри­о­ды уси­лен­но­го пре­сле­до­ва­ния. Свя­щен­но­му­че­ни­ка Се­ра­фи­ма (Ост­ро­умо­ва) ни од­на вол­на го­не­ний не ми­но­ва­ла: он ис­по­вед­ни­че­ски по­стра­дал в свя­зи с со­про­тив­ле­ни­ем гра­бе­жу и осквер­не­нию хра­мов (так на­зы­ва­е­мым «изъ­я­ти­ем цер­ков­ных цен­но­стей»), за­тем в свя­зи с про­тив­ле­ни­ем об­нов­лен­че­ству, а в Смо­лен­ске он встре­тил но­вый пе­ри­од ре­прес­сий: 30-е го­ды, пе­ри­од «боль­шой чист­ки».
В 1936 го­ду ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим был аре­сто­ван по груп­по­во­му де­лу как «один из ру­ко­во­ди­те­лей контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы цер­ков­ни­ков», его об­ви­ня­ли в том, что он «ис­поль­зо­вал ре­ли­ги­оз­ную три­бу­ну в церк­вах для про­из­но­ше­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ных про­по­ве­дей, в ко­то­рых рас­про­стра­нял кле­ве­ту и пред­ска­зы­вал ско­рую ги­бель со­ввла­сти». Так­же в об­ви­не­нии го­во­ри­лось о вла­ды­ке, что он «сре­ди на­се­ле­ния вел ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию и да­вал по­пам ука­за­ния для ве­де­ния ра­бо­ты за необ­хо­ди­мость от­кры­тия церк­вей, за­кры­тых 5-6 лет то­му на­зад».
Смо­лен­ский ар­хи­епи­скоп был при­го­во­рен к 5 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды и в мар­те 1937-го го­да от­прав­лен в Кар­лаг в го­ро­де Ка­ра­ган­де. В это вре­мя шли мас­со­вые рас­стре­лы за­клю­чен­ных – в ла­ге­рях осво­бож­да­лись ме­ста для но­вых жертв. Уже в но­яб­ре вла­ды­ка Се­ра­фим был аре­сто­ван в чис­ле груп­пы из 31-го че­ло­ве­ка. Ему бы­ло объ­яв­ле­но о «вновь вскрыв­ших­ся об­сто­я­тель­ствах» по его де­лу.
Из ла­ге­ря ар­хи­епи­ско­па от­пра­ви­ли эта­пом в по­след­нее ме­сто его слу­же­ния – Смо­ленск. Здесь мест­ные вла­сти (трой­ка при НКВД по Смо­лен­ской об­ла­сти) вы­нес­ли свя­ти­те­лю смерт­ный при­го­вор. Свя­щен­но­му­че­ник, Смо­лен­ский ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим (Ост­ро­умов) был рас­стре­лян в ле­су под Смо­лен­ском 8 де­каб­ря 1937 го­да.