Доброго дня! С отданием праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы! Господи, какие бы я не получил известия в течение этого дня, научи принять их со спокойною душою и с твердымубеждением, что на все есть Твоя святая воля, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Уриила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, сщмчч. Климента, папы Римского, и Петра, архиеп. Александрийского и иных святых сего дня.
Свт. Феофан Затворник:
Господь сказал ученикам о страдании Своем, но они ничего не уразумели из сказанного: "слова сии были для них сокровенны". А после "не судили, что ведети" верующим, "точию Иисуса Христа и Сего распята". Не пришло время, они ничего и не понимали в тайне сей: а прошло оно - поняли, и всем преподали и разъяснили. Это и со всеми бывает, да не в отношении только к этой тайне, но и ко всякой другой. Непонятное в начале со временем становится понятным; словно луч света входит в сознание и уясняет то, что прежде было темным. Кто же это разъясняет? Сам Господь, благодать Духа, живущая в верующих, ангел хранитель, - только уж никак не сам человек. Он тут приемник, а не производитель. При всем том, иное остается непонятным на целую жизнь, и не для частных только лиц, но и для всего человечества. Человек окружен непонятностями: иные разъясняются ему в течение жизни, а иные оставляются до другой жизни: там узрится. И это даже для богопросвещенных умов. Отчего же не открывается теперь? Оттого, что иное невместимо, стало быть нечего и говорить о нем; иное не сказывается по врачебным целям, т. е. было бы вредно знать преждевременно. В другой жизни многое разъяснится, но откроются другие предметы и другие тайны. Сотворенному уму никогда не избыть тайн непостижимых. Ум бунтует против этих уз: но бунтуй - не бунтуй, а уз таинственности не разорвешь. Смирись же, гордый ум, под крепкую руку Божию и веруй!
1 Тим. 6, 17-21:
Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения;
чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,
которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.
Лк. 18, 31-34:
Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
Из Охридского Пролога за 25 ноября
Рассуждение:
О святителе Петре Александрийском рассказывают, что никогда не поднимался он в храме на патриарший престол и не садился на него, но стоял или сидел перед ступеньками престола. Когда паства стала негодовать на то, что ее архиерей сидит не на своем месте, он ответил: «Когда бы ни приблизился я к престолу, вижу на нем некий небесный свет и силу, – и потому не дерзаю подняться [на него] и сесть». Кроме сего видения, святитель Петр имел и еще одно, гораздо более [досто]чудное. Когда томился он в подземелье, нечестивый еретик Арий лицемерно притворился, что якобы раскаивается в своей ереси, и послал слово к узнику Петру, что отрекается он от своего неправоверия и просит снова принять его в Церковь. На самом деле Арий сделал это только потому, что был уверен, что святитель Петр будет казнен, и тогда он захватит его патриарший престол, с которого станет затем распространять и утверждать свою ересь. Прежде чем дать какой-либо ответ, святитель Петр помолился Богу в [своем] заточении. Во время молитвы темница озарилась необычайным светом и явился Господь Иисус в виде 12-летнего отрока, сияя ярче солнца, так что на Него невозможно было взирать. Господь был облечен в белый хитон, спереди разорванный сверху донизу. Руками стягивал Он на себе сию одежду, как бы желая прикрыть Свою наготу. Видя сие, святитель Петр, объятый великим страхом и ужасом, воскликнул: «Кто разодрал Твою ризу, Спасе?» Господь ответил ему: «Безумный Арий; он ее разорвал, так как отделил от Меня людей Моих, которых стяжал Я кровью Своею. Смотри, не принимай его в общение с Церковью, ибо лукавые и враждебные помыслы вынашивает он в себе против Меня и против людей Моих». Услышав это, святитель Петр ответил своим священникам, Ахилле и Александру, что не может уважить просьбу Ария, ибо лжива она и лукава. И изрек [сей] святитель проклятие на Ария на этом и на том свете. [А] еще предрек, что после него патриархом будет сперва Ахилл, а затем Александр. И было так.
Проповедь о разделении служений и званий
И Он поставил одних Апостолами, других пророками,
иных Евангелистами, иных пастырями и учителями.
Еф.4:11
Как в человеческом теле разные органы имеют разные предназначения, но все действуют в гармонии на благо всего тела, так установил [сие] Господь и в Церкви, которая есть тело Его: [в ней тоже есть] разные члены, выполняющие разные служения. Прежде других стоят Апостолы, которым вверено не только одно достоинство, но и все виды достоинств, не только одно служение, но и все роды служений и не только один дар, но и все дары благодати. Апостолы одновременно были и собственно Апостолами [то есть посланниками. – Пер.], и пророками, и благовестниками, и пастырями, и учителями. Апостольское звание больше не повторяется. Великих Апостолов было двенадцать и тринадцатый – апостол Павел, а малых Апостолов было семьдесят. Пророки суть те, кто принял дар прорицания от Духа Святого. Здесь подразумеваются не ветхозаветные, а новозаветные пророки (Деян. 11:27; 21:10; 13:1). Пророки происходили и происходят из любого сословия и рода занятий. Благовестники – это, во-первых, евангелисты, написавшие Евангелия; затем миссионеры, распространяющие Христово учение среди неверных; и наконец истолкователи Священного Писания, письменно излагающие христианские истины для всех и каждого. Пастыри и учители суть одно и то же звание, ибо трудно вообразить пастыря, чтобы не был он в то же время и учителем. [Деятельность] пастырей ограничена известным местом и определенным числом верующих, которых руководствуют они ко спасению, управляя Церковью Божией. Так всё это устроил Господь через Своих святых Апостолов. Блажен тот, кто знает свое служение и воспринятое от Святого Духа дарование и кто до конца соответствует своему предназначению. Как Дух Святой ныне разделяет дарования, так Господь [Иисус Христос] в Свое время будет раздавать награды.
О Господи Душе Святый, Боже истинный, помоги нам до конца, чтобы в смирении употребляли мы Твои дары во благо Христовой Церкви, к нашему вечному спасению. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПЕТР, АРХИЕПИСКОП АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Святой священномученик Петр, архиепископ Александрийский, родился и вырос в Александрии. Был высокообразован, занимал должность начальника Александрийской школы. В 300 году он вступил в управление Александрийской Церковью, став преемником своего учителя и духовного наставника, блаженного епископа Феоны. Изгнанный из города во время преследования христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане, святой Петр, побывав во многих областях империи, вновь вернулся в свой родной город, чтобы в это опасное время снова лично возглавить Александрийскую Церковь. Святитель тайно посещал заключенных в темнице христиан, поддерживая в них твердость в вере, помогал вдовам и сиротам, проповедовал Слово Божие, непрестанно молился и совершал Богослужения. И Господь хранил его от рук гонителей. В это смутное время на Церковь Христову восстал учитель злочестия Арий, отрицавший Божество Иисуса Христа. Святой Петр выступил против него, проклял еретика и отлучил его от Церкви. И даже тогда, когда Арий через учеников святителя упрашивал владыку Петра снять с него отлучение, утверждая, что он раскаивается и отказывается от своего лжеучения, святитель, руководимый Духом Святым, провидел лживость и коварство ариева отречения и завещал своей пастве не верить Арию и не принимать его в церковное общение.
Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь, несмотря на гонения, крепла и умножалась. Но вот, по приказу императора Максимиана (305–311), святитель был схвачен и осужден на смертную казнь. Множество людей собралось у входа в темницу, выражая свое негодование. Желая избежать народного мятежа и кровопролития, святитель направил властям письмо, в котором предлагал разобрать заднюю стену темницы с тем, чтобы его смогли тайно от народа вывести на казнь. Темной ночью святой Петр сам вышел навстречу палачам, которые вывели его за городские стены и обезглавили на том же самом месте, где некогда был казнен святой апостол Марк, а Голос с неба, который слышала одна святая дева в эту ночь, возвестил: "Петр – начало Апостолов, Петр – конец александрийских мучеников". Это произошло в 311 году. Утром, узнав о кончине своего епископа, толпы людей направились к месту казни, взяли тело и голову мученика, принесли в церковь и, облачив в епископские одежды, посадили на время отпевания на горнем месте. При жизни святой Петр садился лишь на подножие его, потому что, по словам святителя, видел Божественный свет, окружающий горнее место, и не дерзал, по смирению, всходить на него.
Святой Петр, великий ревнитель Православия, известен и как глубокий Богослов. Выдержки из его книги "О Божестве" зачитывались на Ефесском и Халкидонском Соборах. Из его сочинений наиболее известны и высоко ценимы Церковью "Правила".
Тропарь священномученику Петру, архиепископу Александрийскому, глас 8
От вы́шняго суда́ Христо́ва предста́тельствова ста́ду,/ на па́житех благожи́зненных упа́сл еси́ всему́дрыми твои́ми догма́ты,/ отгна́в А́рия, я́ко во́лка некро́ткаго,/ вше́дшаго в них безбо́жными уче́нии./ Те́мже и ду́шу твою́ положи́л еси́ за них,/ па́стырь наре́клся еси́, я́ко рече́ Госпо́дь,/ иера́рше Пе́тре блаже́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти// чту́щим любо́вию ствяту́ю па́мять твою́.
Перевод: Следуя вышнему закону Христову, ты защищал стадо, на тучных пастбищах упасл его ты мудрыми своими учениями, прогнав Ария, как волка хищного, обольщающего безбожными измышлениями. Потому и жизнь свою отдал ты за стадо, нарекшись пастырем, по слову Господню (Ин.10:11), иерарх Петр блаженный, моли Христа Бога грехов оставление даровать почитающим с любовью святую память твою.
Тропарь священномученикам Клименту Римскому и Петру Александрийскому, глас 4
Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не оста́ви ми́лость Твою́ от нас, но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.
Перевод: Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.
Кондак священномученику Петру, архиепископу Александрийскому, глас 3
Правосла́вными повеле́нии Це́рковь просвети́л еси́,/ за ню́же и пострада́в, Богоблаже́нне о́тче,/ А́рия отсту́пника отгна́в,/ те́мже твою́ пречестну́ю па́мять соверша́юще,/ правосла́вно вопие́м:// ра́дуйся, Пе́тре, ка́меню ве́ры.
Перевод: Православными учениями Церковь просветил ты, за Нее же и пострадал, Богоблаженный отче, прогнав отступника Ария, потому твою почитаемую память совершая, православно взываем к тебе: «Радуйся, Петр, камень веры» (Мф.16:18).
Кондак священномученикам Клименту Римскому и Петру Александрийскому, глас 4
Це́ркве недви́жимии и Боже́ственнии пи́ргове,/ благоче́стия Боже́ственнии столпи́ вои́стинну кре́пцыи,/ Кли́менте с Петро́м всехва́льнии,// ва́шими моли́твами соблюди́те вся.
Перевод: Непоколебимые и святые башни Церкви, благочестия святые крепости воистину прочные, Климент с Петром всеми прославляемые, вашими молитвами сохраните всех.