Доброго дня! Господи, на всякий час этого дня вовсем наставь и поддержи меня, во славу Твою, а мне грешному во спасение с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Рафаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., ап. Варфоломея, ап. от 70-ти Тита и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
"Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то". Пока внутри качествует единомыслие лукавства греховного, крепко бывает в нас царство тьмы и греха; но когда благодать Божия плененную грехом часть духа привлечет к себе, освободив ее из плена, тогда происходит внутри разделение: грех на одной стороне, добро на другой. Коль скоро, вследствие этого возбуждения, сознанием и свободою человек сочетается с добром, грех теряет всякую опору и идет к разложению. Постоянство в принятом добром намерении и терпение в трудах по нему, совсем расстраивают грех и истребляют. Тогда начинается царство добра внутри, и стоит, пока не вкрадется какое-либо злое помышление и, привлекши к себе произволение, не произведет снова разделения. Дай только ход зародившемуся греховному побуждению, сочетайся с ним и произведи его в дело - опять начнет добро слабеть, а зло расти, пока совсем его не истребит. Это почти непрерывная история внутренней жизни у тех, которые слабосерды и не имеют твердого нрава.
Мк. З, 20-27:
Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.
И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.
А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то́;
и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
Из Охридского Пролога за 25 августа
Рассуждение:
Сверхчеловеческая отвага, готовность перенести все мучения и добровольное умирание за Христа наших христианских предков наводило страх на их истязателей. Царь Максимиан, свирепый и безжалостный гонитель христиан, приказал своему проконсулу в Антиохии отпустить святого Андрея Стратилата из темницы на свободу. Опасался он возмущения народа, почитавшего Андрея больше царя. Царь Валент приказал своему епарху в Едессе перебить всех христиан, выступавших против Ария. У епарха было больше сострадания к людям, чем у царя, и он тайно ночью сообщил христианам, чтобы на следующий день не выходили они из города в поле, где обычно совершали они богослужения (так как ариане захватили все храмы в городе), чтобы не погибнуть. Вопреки этому предостережению христиане утром весело вышли в поле, радуясь тому, что пострадают за правую веру. Епарх же, выйдя с воинами из предместий, встретил одну женщину-христианку с ребенком на руках, спешащую мимо них в поле. Он спросил ее: «Неужели ты не слышала, что придет туда епарх с воинами и истребит всех, кого только найдет?» Женщина ответила ему: «Конечно слышала. Как раз поэтому и спешу я туда, чтобы умереть за Христа вкупе со всеми остальными». Тогда епарх спросил ее: «А для чего несешь ты с собой это дитя?» Женщина ответила: «Хочу я, чтобы и мой ребенок вместе со мной сподобился мученичества». Услышав и увидев сие, епарх, устрашенный, вернулся назад и известил царя. Тогда и царь весьма устрашился и отменил свое повеление о кровавой расправе над христианами.
Проповедь об открытой темнице и освещенном мраке
Да скажешь узникам: «выходите», и тем,
которые во тьме: «покажитесь».
Ис. 49:9
Кто больший узник, нежели связанный грехами? Есть ли вящий мрак, нежели мрак греха, смерти и ада? Кто может разрешить от греха? Только Бог, – это признавали даже сами книжники и фарисеи (Мк. 2:7). Христос многих разрешил от греха, соделав их свободными и здоровыми. Итак, если только Бог может освобождать узников от оков и пут греха, то почему иудеи не признали Его Богом? Потому что и они были связаны грехом, так что не могли до конца логически рассуждать и не позволили Господу освободить и их самих от уз греха. Посмотрите, в какое безумие впадают иудейские мудрецы: с одной стороны, они утверждают, что только Бог способен разрешать людей от греха, а с другой – обвиняют Христа, что Он якобы действует с помощью диавола! Но ведь диавол – это тот, кто связывает людей грехом. Как тогда может он разрешать? Дьявол – тот, кто губит человека; как же тогда может он его спасать? Там, где бесы, там и темница: грех, и всякая смерть, и ад. Только Христос обладал могуществом [ни с чем] не сравнимой Божественной силой изводить из этой темницы и спасать человеческие души. Чадо, прощаются тебе грехи! Юноша, встань! Лазарь, иди вон! Своим могучим словом разрывал он узы грешников и выводил мертвых на свет жизни. Своим сошествием в ад разрушил Он престол сатаны и освободил души праведников. Своим воскресением Он во всей полноте и совершенстве раскрыл Свою неодолимую власть над всеми диавольскими узами, над всеми кознями преисподней и над последним врагом – [над] смертью!
О Господи, Победитель бесов, Освободитель от греха, воскрешающий мертвых, Тебе кланяемся и Тебе молимся: освободи нас, воскреси нас и благослови нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
АПОСТОЛ ВАРФОЛОМЕЙ
Святой апостол Варфоломей родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти апостолов Христовых. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу (память 14 ноября) выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники покланялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.
В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать её. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать Апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.
Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась (память ее 17 февраля). Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил Апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, содрали с Апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим.
О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца (+ 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя Апостола церковь, в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: "Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную". С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник Апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов. Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрской и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом (Ин. 1, 45 - 51; Ин. 21, 2).
Тропарь апостолам, глас 3
Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Перевод: Апостолы святые, молите милостивого Бога, да подаст душам нашим прощение прегрешений.
Тропарь апостолам Варфоломею (Нафанаилу) и Варнаве (Иосии), глас 3
Язы́к огнедохнове́н в си́ле Ду́ха прие́мше,/ во пло́ти прише́дшее Сло́во пропове́дасте всю́ду,/ Его́же ра́ди ов во главу́ усече́н,/ ов же ка́мением побие́н,/ и есте́ апо́стольскому ли́ку украше́ние,/ Варфоломе́е и Варна́во,/ те́мже па́мять ва́шу почита́ем и про́сим:// моли́те Христа́ Бо́га пода́ти нам грехо́в оставле́ние.
Перевод: Приняв Святого Духа в виде огненного языка (Деян.2:1-4), вы повсюду проповедовали во плоти пришедшее Слово, ради Него же один претерпел отсечение головы, другой же был побит камнями. Вы - украшение собрания апостолов, Варфоломей и Варнава, потому почитаем вашу память и просим: «Молите Христа Бога подать нам оставление грехов».
Кондак апостолу Варфоломею (Нафанаилу), глас 4
Яви́лся еси́ вели́кое со́лнце вселе́нней/ уче́ний сия́ньми и чуде́с стра́шных, световодя́ почита́ющия тя,// Варфоломе́е, Госпо́день апо́столе.
Перевод: Явился ты великим солнцем вселенной, сиянием учений и чудес дивных, возводя к свету почитающих тебя, Варфоломей, апостол Господа.
Молитва апостолу Варфоломею (Нафанаилу)
О, пресла́вный апо́столе Христо́в Варфоломе́е, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удобривший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́я же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.