7 ноября день памяти Святых мучеников Маркиана и Мартирия

07.11.2022

Свт. Феофан Затворник:

«Кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Лк.10:22). Сын же был на земле и все нужное нам открыл Сам и чрез Духа Святого, действовавшего в апостолах. Следовательно, что найдешь в Евангелии и апостольских писаниях, то только и будешь и можешь знать об Отце и Божеских вещах. Больше этого не ищи и помимо этого не думай где-либо еще найти истину о Боге и планах Божиих. Каким великим сокровищем обладаем мы! .. Все уже сказано. Не ломай головы, а только с верою прими, что открыто. Открыто, что Бог един по существу и троичен в лицах – Отец, Сын и Святый Дух, прими это верою и содержи так. Открыто, что Триипостасный Бог все создал словом, все содержит в деснице Своей и о всем промышляет, прими это верою и содержи так. Открыто, что мы были в блаженном состоянии и пали и что для восстановления и искупления нас Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес и вознесся на небо, – прими это верою и содержи так. Открыто, что желающий спастись должен уверовать в Господа и, приняв божественную благодать во святых таинствах, с помощью ее, жить по заповедям Господним, борясь со страстями и похотями посредством соответствующих подвигов, – прими это верою и делай так. Открыто, что кто живет по указанию Господню, тот по смерти поступает в светлые обители, предначаток вечного блаженства, а кто не живет так, тот по смерти предначинает испытывать муки адския – прими это верою и тем вразумляй и воодушевляй себя на добро и подвиги. Так и все с верою принимай и верно храни. Нет надобности ломать голову на придумыванье чего-либо своего; и тех, которые умничают много, не слушай, ибо они пошли, не зная куда.

 

Апостола Павла послание к колоссянам

Кол. 2:13-20

и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,

истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;

отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.

Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:

это есть тень будущего, а тело – во Христе.

Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом

и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.

Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:

 

Евангелие по Луке

Лк. 10, 22–24:

И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!

ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.

 

Из Охридского Пролога за 25 октября

Рассуждение:

В ряду прочих таинственных наблюдений из міра духов, святые ощущали благоухание от духов добрых и смрад от духов нечистых. При каждом явлении светлых и чистых духов в воздухе разливался живительный и благоуханный аромат, а при каждом явлении духов мрачных и нечистых воздух наполнялся удушливым и невыносимым зловонием. Обоняя то или иное зловоние, святые могли распознать, какой страстью объят конкретный человек. Так, преподобный Евфимий Великий познал смрад блудной страсти в некоем [букв.: на некоем. – Пер.] монахе Емилиане в лавре преподобного Феоктиста. Идя как-то раз на утреню, Евфимий прошел мимо кельи Емилиана и почувствовал гнетущий чад от блудного беса. Емилиан не творил сего греха самым делом, однако в ту минуту его одолевали блудные помыслы, насаждаемые в сердце нечистым демоном. И святой Евфимий по одному этому ощутил присутствие такого демона подле того монаха. Сила сего обнаружения еще удивительнее проявилась однажды у преподобного Илариона Bеликого. Некий человек, скупец и сребролюбец, послал Илариону нечто со своего огорода. Когда сие предложили на трапезу Преподобному, он ответил: «Несите это отсюда – не могу я терпеть зловония, исходящего от этих овощей! Неужели не чувствуете, как это смердит алчностью?» Когда братия подивились сим словам, Иларион велел отнести овощи волам. Исихий, ученик Илариона, понес и положил их пред волами. Едва понюхав их, волы с храпом отвернули от них головы.

Проповедь о бегстве из міра и обитании в пустыне

Се удалихся бегая, и водворихся в пустыни.

 

Пс.54:8

 

От кого, братья, убежал пророк в пустыню? От злых врагов, от страстей и от суеты. Почему убежал он туда? Потому что это способ победы над злыми супостатами, над страстями и мірской сумятицей. За пустыню мало кто борется и соперничает, оттого-то и убежал туда пророк. Люди сражаются за города, за землю, за власть и богатство, но не за пустыню. И внутренние противники человека, страсти и всевозможные праздные вожделения, в городах непрестанно подпитываются новым огнем, тогда как в пустыне увядают они и исчезают. Страх... прииде на мя, – говорит пророк прежде сего. Это и есть причина спешного ухода в пустыню. Надлежит душу свою подготовить к міру оному, ко встрече с Богом. Даже царь не может ни спастись от смерти, ни избежать суда. Жительствуя в роскоши и неуемном веселье, человек и впрямь становится усыпленным напитками міра сего. [Впрочем,] и посреди дорогих одежд, изысканных яств и развлечений мысль о смерти заставляет его встрепенуться – и он пробуждается. Ах, [обязательно] придется умереть! Должен [буду я] оставить сей мір! И предстать перед Богом и Ангелами! Где моя душа? Каковы мои дела? С чем покину я этот свет и с чем войду во свет оный? Многие тысячи людей пробудились от сна греховного, ставя себе такие вопросы. Удалились они в пустыню, чтобы день и ночь исправлять свою душу и очищать свое сердце покаянием, молитвой, постом, бдением, трудом и прочими опробованными средствами, которыми человек убивает страх смерти и усыновляется Богу.

О Господи Иисусе Христе, Наставник наш премудрый и преблагий, и Сам иногда уходивший от людей в уединение, помоги нам прибраться в душах наших и приуготовить их к Твоему пресветлому Царствию. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ МАРКИАН И МАРТИРИЙ

Святые мученики Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев, то есть секретарей, Патриарха Павла Исповедника (память 6 ноября). Еретики-ариане изгнали и тайно казнили праведного Патриарха Павла, а кафедра его была передана еретику Македонию. Еретики пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны.

Тогда нечестивцы угрожали опорочить их перед императором, запугивали пытками и смертью. Но святые твердо исповедовали Православие, завещанное отцами Церкви. Маркиан и Мартирий были приговорены к смерти. Перед смертью мученики вознесли ко Господу горячую молитву: "Господи Боже, создавший невидимо сердца наши, устрояющий все дела наши, приими с миром души рабов Твоих, ибо мы умерщвляемся за Тебя и вменились как овцы заколения (Пс. 32, 15; 43, 23). Мы радуемся, что такой смертью исходим из сей жизни ради Твоего Имени. Сподоби же нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни". После молитвы мученики с тихой радостью преклонили главу под меч нечестивых († около 355 года). Святые тела их были благоговейно погребены православными христианами. Позднее, по указанию святого епископа Иоанна Златоуста, мощи святых мучеников были перенесены в специально построенную церковь. От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых, во славу Единой Живоначальной Троицы.

Тропарь мученикам Маркиану и Мартирию, глас 1

Му́ченик дво́ица единонра́вная,/ Маркиа́н с Марти́рием сла́вным, А́риево нече́стие разруши́ша/ и Соприсносу́щна Сы́на Отцу́ и Ду́хови ве́ровати научи́ша,/ Па́влу повину́ющеся и́стинных повеле́ний учи́телю,/ те́мже мече́м убие́ни, умро́ша;/ и при́сно со Христо́м живу́ще,/ о нас Того́ мо́лят// спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Двое мучеников единых нравом, Маркиан с прославляемым Мартирием, нечестие Ария разрушившие и научившие исповедовать единосущие Сына Отцу и Духу, повинуясь Павлу, истинных повелений учителю, потому вы умерли, убитые мечом, но вечно со Христом живущие о нас Его молите спасти души наши.

Ин тропарь мученикам Маркиану и Мартирию, глас 4

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак мученикам Маркиану и Мартирию, глас 4

Подви́гшеся до́бре от младе́нства,/ Маркиа́не с му́дрым Марти́рием,/ отсту́пника А́рия низложи́сте,/ невре́дно сохра́нше Правосла́вную ве́ру,/ Па́влу после́дующе, му́дрому учи́телю,/ те́мже с ним обрето́сте живо́т,// я́ко Тро́ицы побо́рницы изря́днейшии.

Перевод: С младенчества прекрасно подвизавшись, Маркиан с мудрым Мартирием, отступника Ария низложили и невредимой сохранили Православную веру, последуя Павлу, мудрому учителю. Потому вместе с ним обрели жизнь (вечную), как защитники Троицы превосходные.