С началом Великого поста! Господи, дай нам вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи нас, дай нам силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все наши выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой нас всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей нашей жизни во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратига Михаила, наших Ангелов хранителей и прочих Святых Небесных сил бесплотных, мчч. Маврикия и 70-ти воинов и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
"Прииде пост, мати целомудрия". А какое же было время до того дня? Время блуждения. Душа блудила со всем, что ни попадало приятного на глаза, - и с лицами, и с вещами, а полнее с греховными страстями. Всякий имеет свою страсть, которой угождает во всем. Пора конец положить. Уразумей всякий свою Далилу, вяжущую тебя и предающую злым врагам, и покинь ее. И дано будет тебе больше, чем Самсону: не волосы только отрастут - благие помышления, и не сила только воротится - крепость воли, но и очи откроются - ум станет зрящим и увидит Господа, и себя, и что вокруг тебя в надлежащем свете. Се ныне время благоприятно! Се ныне день спасения!
Книга Бытия Гл. 1: 1 - 13
В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]
И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день третий.
Из Охридского за 22 февраля:
Рассуждение
О непрестанном пребывании с Богом преподобный Антоний учит: «Душа твоя да обитает с Богом во всякое время, а тело твое на земле да будет подобно некоему изваянию. Стой всегда пред Господом прямо. Страх перед Богом да предлежит непрестанно твоим очам; точно также – и память о смерти, и отвращение от всего мірcкоrо. Умирай каждый день, чтобы жить: ибо боящийся Бога будет жить вовеки. Бодрствуй непрестанно, чтобы не впасть в леность и нерадение. Возненавидь всё мірcкое и удали его от себя, а иначе удалит оно тебя от Бога. Возгнушайся всем, что приносит вред душе. Не отступай от Бога в угоду чему-то тленному. Образцом и примером пусть послужат тебе те, кто любил Господа всем своим сердцем и творил добрые дела. Прежде всего, непрестанно изливай молитву и воздавай Богу благодарение за всё, что бы с тобой [ни] случилось. Если станешь исполнять всё заповеданное, то воспримешь наследие, которого не видел глаз, не слышало ухо и которое не приходило на сердце человеку (1Кор. 2:9)».
Проповедь о юродивых, мудрейших всего міра
Мы безумны Христа ради.
1Кор. 4:10
Так говорит великий апостол Павел, который поначалу руководствовался светской мудростью, идущей наперекор Христу, пока не познал лживость и гнилость ее, а также свет и постоянство премудрости Христовой. После этого святой Апостол не сердился на мір, нарицавший его юродивым Христа ради, и не стеснялся, вопреки міру, сам нарицать себя этим именем.
Не имеет для нас никакого значения, как посмотрит [также в серб, букв.: посчитает. – Ред.] на нас мір и как станет нас называть. Важно, и причем очень важно, какими [глазами] будут смотреть [в серб, букв.: считать. – Ред.] [на] нас святые Ангелы на небесах и какими [именами] нас нарекут, когда встретимся мы с ними после смерти. Это имеет судьбоносное знание, а всё остальное – пустяки.
Мы либо юродивые для міра ради Христа, либо юродивые для Христа ради міра. Но сколь мимолетен звук мірcкоrо слова! Если мір называет нас юродивыми, то и он не пребудет вечно, и слово его умрет. Какой тогда смысл в его словах? Но если бессмертные небожители нарицают нас этим именем, то это не умирает и не сходит с нас, ибо [это есть] вечное осуждение.
Если кто-то не верит ни в Живого Бога, ни в бессмертную жизнь, ни в воплощение Владыки Христа, ни в Христово Воскресение, ни в евангельскую истину, ни в вечную Божию милость и правду, – то не удивительно ли, что считает он юродивым того, кто во всё это верит?
О, пусть бы каждый из нас, осеняющих себя крестом, не только с легкостью переносил, но и с удовольствием принимал бы прозвище юродивого Христа ради! Да возрадуемся же и возвеселимся, если неверующие нас так назовут: ведь это значит, что мы близ Христа и далеко от безбожников. Да возрадуемся, и возвеселимся, и могучим эхом возвестим в уши міру: да, мы и вправду юродивого Христа ради!
Господи премудрый, укрепляй нас силою Твоею, чтобы не страшились мы неверующего міра, когда наносит он нам удары либо бичами, либо оскорбительными словами. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
МУЧЕНИК МАВРИКИЙ И С НИМ 70 ВОИНОВ: ФОТИН, ФЕОДОР, ФИЛИПП И ИНЫЕ
Святой Маврикий, военачальник из Апамеи Сирийской, пострадал в 305 году при императоре Максимиане Галерии (305–311) вместе с сыном Фотином и подчиненными ему 70-ю воинами (из воинов известны по имени только два – Феодор и Филипп).
Во время гонения языческие жрецы донесли императору, что святой Маврикий распространяет веру во Христа. Приведенные на судилище, святой Маврикий с сыном и его воины твердо и непоколебимо исповедали свою веру и не склонились ни на ласки, ни на угрозы. Тогда их немилосердно били, жгли огнем и терзали железными крючьями. Юношу Фотина, твердо переносившего истязания, усекли мечом на глазах отца. Но и это жестокое испытание не сломило святого Маврикия, который возрадовался, что сын его сподобился мученической кончины.
Тогда мученикам придумали еще более изощренное истязание: их отвели на болотистое место, где были целые тучи комаров, ос, оводов, и привязали к деревьям, обмазав их тела медом. Насекомые жестоко жалили мучеников, томили жажда и голод. Эти муки святые претерпевали в течение 10 дней, но не переставали молиться и славить Бога, пока, наконец, Господь не прекратил их страданий. Злобный мучитель приказал отрубить им головы и бросить их тела без погребения, но христиане тайно ночью похоронили честные останки святых мучеников на месте их ужасной казни.