Доброго дня! Господи, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Рафаила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, вмц. Екатерины, мч. Меркурия Смоленского и иных святых сего дня.
Свт. Феофан Затворник:
"Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него". Как же это принимать, как дитя? А вот как: в простоте, полным сердцем, без раздумываний. Рассудочный анализ неприложим в области веры. Он может иметь место только в преддверии ее. Как анатом все тело разлагает о подробности, а жизни не видит, так и рассудок - сколько ни рассуждает, силы веры не постигает. Вера сама дает созерцания, которые в целом представляют веру, всецело удовлетворяющею всем потребностям естества нашего, и обязуют сознание, совесть, сердце принять веру. Они и принимают, и приняв, не хотят уже отстать от нее. Тут происходит то же, что с вкусившим приятной и здоровой пищи. Вкусив однажды, он знает, что она пригодна и принимает ее в ряд питающих его веществ. Химия, ни прежде, ни после, не помощница ему в этом убеждении. Убеждение его основано на личном опыте, непосредственно. Так и верующий знает истинность веры непосредственно. Сама вера вселяет в нем непоколебимое убеждение, что она вера. Как же после того вера будет верою разумною? В том и разумность веры, чтоб непосредственно знать, что она вера. Рассудок только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере, а главное кичит, и отгоняет благодать Божию: зло в христианстве первой важности.
1 Тим. 5, 22-6, 11:
Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.
Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.
Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
Великое приобретение - быть благочестивым и довольным.
Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.
Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.
Лк. 18, 15-17, 26-30:
риносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
Из Охридского Пролога за 24 ноября
Рассуждение:
Притча старца Варлаама, рассказанная царевичу Иоасафу. В некоем городе бытовал у граждан обычай брать себе в цари иностранца, не знающего их законов и правил. Воцарив его над собой, они, по обыкновению, облекали его в разные наряды, изобильно питали множеством блюд и окружали всевозможным блеском. Но по истечении года свергали его с престола, отнимали у него все блага, лишали его даже одежды и совсем нагого изгоняли на удаленный остров, где не было у него ни хлеба, ни крова, ни друзей и где кончал он свою жизнь в горе и унижении. Затем граждане оного града избирали себе другого царя, опять чужеземца, и снова только на год. Его сменял третий царь, затем четвертый, пятый и так далее. Но довелось им однажды избрать человека весьма мудрого и осторожного. Узнал он от своих рабов, что́ бывает с царями в том городе, когда истекает год их владычества, и потому в течение всего года усердно собирал пищу и всякие блага, ежедневно отправляя их на тот остров. Когда год прошел и он, лишенный всего, был выброшен на означенный остров, то оказался посреди огромных запасов пищи, и серебра, и золота, и драгоценных камней – и продолжил там жить еще лучше, нежели когда царствовал в оном городе. Толкование: город оный знаменует собой сей мір; граждане – это бесы; глупые и мудрые цари – это люди, причем глупые думают лишь о наслаждениях в міре сем, считая их вечными, но в конечном итоге смерть обрывает всё и они, обнаженные от всяких благодеяний, идут в ад; мудрые же творят много добрых дел и в виде благ посылают их пред собой на тот свет. По смерти же сии добрые люди – мудрые цари – уходят в мір оный, где ожидают их накопленные ими богатства и где царствуют они в вящем блеске и красоте, нежели владычествовали на земле.
Проповедь о Нисшедшем и Восшедшем
Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше
всех небес, дабы наполнить все.
Еф. 4:10
Господь Иисус [Христос] по человеколюбию Своему спустился низко – так низко, что ниже и невозможно было; а затем восшел высоко – настолько высоко, что выше было уже некуда. Спустился Он в преисподние места земли то есть в самый ад, откуда и освободил праотцев, пророков и праведников и ввел в Царство Небесное. Совершив Свое дело и на земле, и в аду, Он восшел превыше всех небес. Восшел Тот же Самый, Кто и сошел, без какого-либо изменения, за исключением того, что сошел Он без плоти и восшел с плотью. Итак, несть Сын Божий – одно, а Сын Человеческий – другое, как утверждали еретики, но Сын Божий и Сын Человеческий есть Одна и Та же Личность, Один и Тот же Богочеловек и Спаситель наш Иисус Христос. Как [был] Он и [есть] Один и Тот же вчера, сегодня и завтра, так [пребывает Он] неизменным и в уничижении, и на высоте, [то есть] на земле, [и] в аду, и на небесах. Умалил Он Себя паче всех человеков и возвысился превыше всех ангельских Сил, дабы собственным примером засвидетельствовать истинность Своих слов: Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23:12). Если не будем мы уничижать себя в добродетели, то унизит нас грех. Добродетель ведет к уничижению добровольному и временному, а грех – к унижению безвозвратному и вечному.
О Господи Иисусе, исполняющий нас Своей силой, насади в нас с преизбытком дух истинного смирения. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
МУЧЕНИК МЕРКУРИЙ СМОЛЕНСКИЙ
Святой мученик Меркурий Смоленский был славянин, родом, вероятно, из Моравии, потомок княжеского рода. Воспитанный в Православии, святой Меркурий по ревности к истинной вере ушел из своего отечества на Русь и служил в войске смоленского князя. Святой воин тайно вел подвижническую жизнь - был строгим постником, девственником, проводил ночи в молитве, духовно уготовляя себя к страданиям за веру Христову. В 1239 году полчища татар, полонившие уже много русских городов, подошли к Смоленску и встали в 25 верстах от него, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Пономарь, молившийся ночью в Смоленском соборе перед чудотворным образом Божией Матери, услышал глас Небесной Владычицы, повелевшей ему разыскать святого воина и сказать ему: "Меркурий! Иди к брани военной, Владычица зовет тебя". Воин пришел в собор и сам услышал глас Пречистой Девы, посылающий его на брань с врагом и обещающий Небесную помощь.
Воин Христов той же ночью отправился в татарский стан в Долгомостье. Там он сразился с предводителем татарского войска - великаном, обладавшим громадной силой, убил его и вступил в единоборство с вражеским полчищем. Призывая Имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов. Татарские воины с ужасом видели, что святому Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена и, не в силах устоять против воина Христова, обратились в бегство. Сам святой Меркурий принял смерть в бою от сына убитого им татарского исполина.
Жители Смоленска, спасенные чудесным заступлением Господа и Пресвятой Богородицы, с честью погребли тело святого воина-мученика в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре после своей кончины, святой Меркурий явился в видении тому же пономарю и велел повесить над гробом его оружие, обещая смолянам постоянную помощь и заступничество во всех скорбях и бранях. Ныне в смоленском кафедральном соборе хранятся сандалии святого мученика Меркурия. Празднование ему установлено в конце XVI века, уже в 1509 году жители Смоленска называли его своим главным заступником.
Тропарь мученику Меркурию Смоленскому, глас 2
Возсия́в, я́ко звезда́ многосве́тлая,/ в собо́рней це́ркви пред пречи́стым и чудотво́рным о́бразом Пречи́стей Богоро́дицы,/ за Ню́же и за град Смоле́нск пострада́,/ многоко́зненнаго и богоме́рзкаго царя́ Баты́я устраши́,/ и си́льнаго исполи́на победи́, и лю́ди удиви́,/ ду́шу свою́, многострада́льне Мерку́рие, за благоче́стие положи́,/ я́ко Заха́риина и А́велева я́сно вопие́т твоя́ кровь ко Го́споду.// И ны́не моли́ся за ду́ши на́ша.
Перевод: Воссияв, как звезда преяркая, в соборном храме перед пречистым и чудотворным образом Пречистой Богородицы, за Нее же и за город Смоленск пострадал, исполненного многими коварствами и богомерзкого хана Батыя устрашил, и сильного исполина победил, и людей удивил, жизнь свою, многострадальный Меркурий, за благочестие отдал, как Захарии и Авеля громко взывает кровь твоя ко Господу (Мф.23:35). И сейчас молись о душах наших.
Кондак мученику Меркурию Смоленскому, глас 4
Яви́ся во бране́х непобеди́мь во́ин,/ от ри́млян ро́дом,/ сыновство́ име́ гра́да Смоле́нска,/ я́ко бо сих ра́ди нарече́ся,/ я́ко от Богоро́дицы страж кре́пок посла́ся гра́ду,/ пе́сньми Мерку́рия ублажи́м,/ пра́зднующе ве́село па́мять его́,// я́ко да изба́вит град наш от беды́ ра́тник.
Перевод: Непобедимый в битвах воин, родом из римлян, ты стал сыном города Смоленска, потому и прозван Смоленским, как сильный страж, посланный Богородицей этому городу. Молитвенными песнопениями Меркурия прославим, празднуя с радостью память его, чтобы он избавил город наш от нападения врагов.
Ин кондак мученику Меркурию Смоленскому, глас 8
Чистото́ю душе́вною ку́пно и теле́сною/ и серде́чною к Бо́гу любо́вию и непреста́нною моли́твою/ ри́мское бога́тство оста́вль/ и прия́т бога́тство от Го́спода – вене́ц,/ прие́м в ру́це копие́, кре́пко злове́рнаго царя́ Баты́я ужаси́,/ и самохва́льнаго исполи́на победи́,/ и вси вну́цы ага́рянския прожену́в, страстоте́рпче Мерку́рие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Душевной и телесной чистотой, сердечной к Богу любовью и непрестанной молитвой римское наследие оставил и получил богатство от Господа - мученический венец, взяв в руки оружие, ты привел в страх татарского хана Батыя и надменного исполина победил, всех потомков мусульман изгнав, мученик Меркурий, моли Христа Бога о спасении душ наших.