6 января Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).

06.01.2023

С навечерием Рождества Христова (с Рождественским сочельником!) Доброго дня! Господи, открой волю Твою святую для меня и окружающих меня, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Селафиила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, прмц. Евгении и иже с нею и иных святых сего дня.

 

Евр., 303 зач., I, 1-12:

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,

в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,

будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.

Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?

Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.

Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.

А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.

Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих;

они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

 

Мф. 2 зач., I, 18-25:

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;

родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,

и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

 

Из Охридского Пролога за 24 декабря

Рассуждение:

Победа над искушением – это победа над смертью. Сие доказывается и знаменательным событием, имевшим место со святым воеводой Николаем. Когда направлялся он в составе войска царя Никифора против болгар, довелось ему по пути заночевать в придорожной корчме. У ее содержателя была дочь-девица, которая, пленившись внешней красотой царского военачальника, стала соблазнять его на грех. Николай отверг ее в первый раз, сказав ей, что дело, к которому она его понуждает, сатанинское. Но бесстыдная девица вошла и во второй, и в третий раз в комнату воеводы, склоняя его к нечистой связи. Воевода еще решительнее отринул ее и во второй, и в третий раз, увещая ее блюсти свое девство и не предавать диаволу и тело свое, и душу. В конце концов, добавил Николай, [ведь] он воин и идет на битву, а потому недостойно и опасно для ратника оскверняться таким беззаконием, которое прогневает Бога, а его самого приведет к верной смерти. Так сей боголюбивый муж победил искушение. Наутро двинулся он с войском дальше. А в следующую ночь удостоился такого видения: стоит он на некоем широком поле и видит близ себя некого могучего человека – сидит тот, положив правую ногу на левую. Перед ними в поле стояли одно против другого два войска: греческое и болгарское. Оный исполин велел ему внимательно наблюдать за тем, что́ сейчас произойдет. Николай [пристально] смотрел и увидел следующее. Пока сей богатырь держал правую ногу на левой, греческое войско одолевало болгар, а когда изменил он позу и закинул левую ногу на правую, тогда болгары навалились всеми силами и ужасно порубили греков. Затем сей гигант подвел воеводу поближе к перебитому греческому войску. Все поле было сплошь покрыто трупами, и лишь посреди них зияло пустое место – точь-в-точь для одного человеческого тела. Тогда оный могучий человек поведал Николаю, что это пустое место было предназначено для его тела, но так как в прошлую ночь он трижды победил диавольское искушение, то тем самым спас от смерти и тело свое, и душу. Наблюдаемое в ночном откровении Николай с точностью узрел и наяву, во время сражения. Все греческое войско полегло на поле брани, а [сам] Николай вернулся домой живым; но затем отправился [уже] не в казарму, а в монастырь.

Проповедь о праведном Иосифе 

Иосиф же муж Ее, будучи праведен...

поступил, как повелел ему Ангел Господень.

Мф. 1:19.24 

Должно бояться Бога больше, чем людей, и слушаться Бога больше, чем людей. Это – наука жизни праведного Иосифа, родственника и защитника Пресвятой Девы Марии. Жил он на переломе между законом и благодатью – и был верен закону, пока не явилась благодать. Когда же явилась новая благодать Божия, стал он верным [и преданным] благодати. Повинуясь слову закона Божия, он захотел отпустить Пресвятую Деву, когда зачала Она Спасителя міра в Своей пречистой плоти. Но когда Ангел известил его, что Мария зачала от Духа Святаго, он переменил свое намерение и не отпустил Ее, но поступил, как повелел ему Ангел Господень. Не домысливал он ничего от себя, но слушал волю Божию. За это Господь и удостоил его великой славы и на земле, и на небе. Тихо и тайно послужил он Богу, а Бог прославил его явно. И не только он сподобился Царствия Божия, но и его сыновья и дочери. Кто бы из отцов желал чего-то большего, нежели чтобы сын его был Христовым Апостолом? А у Иосифа такими стали два сына. Так Бог прославляет боящихся Его и внимающих Ему.

О Господи великий, Боже праведного Иосифа, помоги и нам, грешным, любить Твою правду и Тебя единого страшиться. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК)

Последний день предпразднства Рождества Христова имеет особое название – уставное «навечерие» (то есть день накануне, вчерашний по отношению в празднику день) и обиходное «сочельник» (связанное с обычаем есть сочиво или кутью – кашу из цельных зёрен пшеницы, ячменя или риса с добавлением мёда и с сухофруктами, изюмом, орехами). Для этого дня характерны особый устав богослужения и особый устав о посте.

Богослужение совершается по одному из двух вариантов в зависимости от дня, в который случится навечерие Рождества Христова:

  1. Сочельник в понедельник – пятницу (будний день). Службы: великие часы, изобразительны, вечерню с литургией святителя Василия Великого.
  2. Сочельник в субботу или воскресенье: службы из предыдущего варианта распределяются по трем дням: 

     великие часы и изобразительны переносятся на пятницу и в эту пятницуотменяется литургия;

в само навечерие совершается литургия святителя Иоанна Златоуста и потом отдельно от нее великая вечерня.

в сам праздник служим литургию святителя Василия Великого.

Заметим, что по Уставу литургия в соединении в вечерней в 1-м варианте и великая вечерня после литургии во 2-м варианте должны совершаться после полудня, однако в нашей практике все указанные выше службы сочельника совершаются утром.

О посте в Сочельник. В народе бытует неверное мнение о том, что в Сочельник нельзя есть «до первой звезды». Действительно, такая традиция бытовала в деревнях, где вместе с ней было немало и других суеверий. На самом деле составители Типикона не были «звездочетами» и потому к времени появления «первой звезды» никак не могли привязать трапезу в навечерие Рождества Христова. Правила о посте и трапезе в Сочельник связаны с богослужениями и с обозначенными выше двумя вариантами.

В варианте I навечерие Рождества Христова считается днем строгого поста, причем строгость поста здесь не в качестве пищи, а в количестве ее приемов. Так как здесь вечерня в соединении с литургией совершается после полудня, то и полагается только одна трапеза в день – ужин. При этом ужин с употреблением «елея и вина» — то есть средняя степень поста.

В варианте II допускается две трапезы и потому Типикон говорит, что «пост не бывает». Это нужно понимать не в нашем восприятии поста как воздержания от скоромной пищи, а в более древнем и изначальном значении термина – нет воздержания от пищи до вечера. Утром совершается литургия и после нее полагается скромный, символический обед. После полудня совершается вечерня, после нее – более плотный ужин с вином и елеем.

В нашей практике все службы навечерия совершаются утром, потому после окончания такой службы вполне допустима нормальная постная трапеза. Однозначно можно сказать: те, кто участвовал в богослужении, после его окончания вполне имеют право покушать днем, так как участие в литургии предполагает трапезу после нее. Что же касается тех, кто не был в храме утром в навечерие Рождества Христова, то вопрос о посте для них остается открытым: они могут и покушать после окончания дневного богослужения в храме, но могут в качестве добровольного подвига и компенсации за пропущенное богослужение дождаться вечера.

Тропарь предпразднства Рождества Христова, глас 4

Написова́шеся иногда́ со ста́рцем Ио́сифом,/ я́ко от се́мене Дави́дова, в Вифлее́ме Мариа́м,/ чревонося́щи безсе́менное Рожде́ние./ Наста́ же вре́мя рождества́,/ и ме́сто ни еди́ноже бе обита́лищу,/ но, я́коже кра́сная пала́та,/ верте́п Цари́це показа́шеся.// Христо́с ражда́ется пре́жде па́дший воскреси́ти о́браз.

Перевод: Некогда вносилась в перепись со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам, носящая во чреве Зачатого без семени. Настало время родить, и не было нигде места для ночлега; но, как чертог приятный, пещера Царице была показана. Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ.

Кондак предпразднства Рождества Христова, глас 3

Де́ва днесь Преве́чное Сло́во/ в верте́пе гряде́т роди́ти неизрече́нно;/ лику́й, вселе́нная, услы́шавши,/ просла́ви со А́нгелы и па́стырьми// хотя́щаго яви́тися Отроча́ Мла́до, Преве́чнаго Бо́га.

Перевод:

Дева в сей день идет, чтобы Предвечное Слово родить в пещере неизреченно. Ликуй, вселенная, о том услышав, прославь со Ангелами и пастухами нас ради восхотевшего явиться – Дитя младое, Предвечного Бога.