6 сентября день памяти Равноап. Космы Этолийского (1779), Петровской иконы Божией Матери.

06.09.2024

С пятницей 11-й седмицы по Пятидесятнице!  Доброго дня! Господи, открой волю Твою святую для меня и окружающих меня, во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью, иконы Б.М. «Петровская», архистратига Михаила, Селафиила, моего ангела хранителя и проч. св. Неб. сил беспл., сщмч. Евтихия, ученика ап. Иоанна Богослова, свт. Петра, митр. Московского, всея России чуд., равноап. Космы Этолийского, прп. Арсения Комельского и иных святых сего дня.

   Свт. Феофан.

"Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!

   2 Кор. 4, 13-13;

Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,

зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.

Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.

Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,

когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.

   Мф. 24, 27-33. 42-51.

ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;

ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;

тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;

и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;

так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?

Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;

истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,

и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, –

то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,

и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

   Святый Архангеле Селафииле, моли Бога обо мне и меня к молитве возведи.

   Святии Бесплотные Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом.

   Святии Бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.

   Из Цветника советов старца Порфирия.

Десница священника

Однажды летним вечером мы застали отца Порфирия в саду за прополкой клубники. Он собрал горсть ягод и угостил нас, чтобы мы попробовали немного плодов земных. Началась беседа. Старец не читал нам нравоучений, не давал подробных наставлений, но его краткие слова глубоко проникали в душу, умащая ее бальзамом благодати Божией. Все его лицо лучилось и сияло каким-то светом, он радовался, как ребенок. Отец Порфирий говорил нам только лишь о молитве и умном делании. Напоследок он объяснил нам смысл иерейского благословения, что значит приложиться – поцеловать руку священника. «Десница священника! – с восторгом воскликнул он. – Какое величие! Какое таинство!» Его слова были просты и смиренны. Старец не уставал говорить, что он малограмотен и все его образование – три класса начальной школы.

Как-то раз отец Порфирий рассказал нам историю, которую я попытаюсь кратко пересказать:

Один священник боролся с обуревающей его страстью к курению. Но всякий раз, когда он уже был готов оставить эту дурную привычку, она снова брала над ним верх. Неоднократно он делал попытки бросить курить, перепробовал множество способов, но все было напрасно.

Однажды он посетил отца Порфирия. В конце длительной беседы они заговорили о семейной жизни этого священника и некоторых его разногласиях с матушкой. Неожиданно Старец сказал, что причиной их семейных нестроений является дурная привычка этого священника. «Когда ты бросишь курить, – сказал он, – тогда увидишь, что матушка станет сильнее тебя любить. В вашем доме прекратятся все ссоры и вновь воцарятся мир и благополучие. Я помолюсь за тебя, и ты больше не будешь курить. Давай, прямо сейчас выбрасывай в окно пачку сигарет, которая лежит у тебя в кармане».

Священник, следуя совету Старца, выбросил свои сигареты и действительно с тех пор больше никогда не курил. Его даже не тянуло закурить, хотя раньше все его попытки оставить эту дурную привычку ни к чему не приводили.

Закончив свое повествование, отец Порфирий подозвал одну из сестер и попросил ее пригласить в келью священника вместе с матушкой. Они в это время сидели на скамейке на улице. Это был тот самый батюшка, о котором он нам только что говорил. Вместе с матушкой они тоже рассказали нам, сколько разногласий и бед доставляла им эта его дурная привычка и как благодаря вмешательству Старца все изменилось. Они оба стали другими людьми.

Затем отец Порфирий сказал нам, что другому своему духовному сыну он предложил иной способ бросить курить: не сразу, как это было со священником, а постепенно. А именно, он посоветовал ему уменьшать количество выкуренных сигарет на одну каждые три дня.

Когда мы спросили Старца, почему в одном случае он дал один совет, а в другом – другой, он ответил: «Каждый человек индивидуален. То, что может понести один, невыполнимо для другого, и наоборот».

 

Равноапостольный священномученик Косм

Равноапостольный священномученик Косма, в миру Константин, был родом из Этолии. Он обучался сначала на родине под руководством архидиакона Анании Дервишана, а затем завершил свое образование на Святой Афонской Горе, в Ватопедском училище у таких известнейших в то время учителей, как Николай Царцулия (из Мезовы) и Евгений Булгарис (впоследствии, в 1775-1779 годах, архиепископ Екатеринославский и Херсонский).

Оставшись на Афоне в Филофеевской обители для преуспевания в духовных трудах, он был пострижен там в иноческий чин с именем Косма, а затем рукоположен в иеромонаха. Стремление направить на путь спасения и укрепить в вере братьев-христиан побудило святого Косму испросить благословение духовных отцов и уйти в Константинополь. Там он овладел искусством красноречия и, получив письменное дозволение у Патриарха Серафима II (а позднее и у его преемника Софрония) проповедовать Святое Евангелие, стал возвещать его сначала в церквах Константинополя и окрестных селениях, затем в придунайских княжествах, в Фессалониках, в Веррии, в Македонии, в областях Химаре, Акарнании, Этолии, на островах Святой Мавры, Кефалонии и в других местах. Его проповедь, исполненная благодати Святого Духа, простая, спокойная и кроткая, приносила христианам великую духовную пользу. Как и святым Своим апостолам, Сам Господь споспешествовал ему и утверждал слово его знамениями и чудесами. Проповедуя в Албании, в тех отдаленных местах ее, где христианское благочестие было почти утрачено, среди одичавших и огрубевших людей, закосневших в грехах, святой Косма Словом Божиим приводил их к искреннему покаянию и исправлению.

По его наставлению в селах открывались церковные училища. Богатые жертвовали свои средства на благоустройство церквей, на покупку Священных Книг (которые святой раздавал грамотным), покрывал (которыми он наделял женщин, увещевая их ходить с покрытыми головами), четок и крестов (которые он раздавал простому народу). Так как церкви не вмещали всех желавших послушать мудрого проповедника, святой Косма с собором иереев совершал бдения в полях, на площадях, где тысячи людей молились о живых и усопших и назидались его наставлениями. И везде, где останавливался святой Косма и говорил свою проповедь, благодарные слушатели воздвигали большие деревянные кресты, которые оставались навсегда в память об этом.

Апостольское служение святого Космы завершилось мученической смертью в 1779 году. В 65-летнем возрасте по наветам иудеев он был предан туркам и удавлен. Тело его было брошено в реку, а через три дня обретено священником Марком и предано погребению близ селения Каликонтаси в Ардевузском монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впоследствии частицы мощей священномученика были перенесены на благословение в разные места.

Молитва

О, богодохнове́ннейшее украше́ние Це́ркве, Космо́ равноапо́стольне, напитавый ю́ свои́ми свяще́нными словесы́! Ты, к вере спасительней сердца многих обращаяй, яко фимиам благоуханный, Христу их принесл еси, последи же и сам, за имя Его, яко жертва живая и богоугодная, заклан был еси.
О, друже и прови́дче Божий, ангелов собесе́дниче, апо́столов единоревнителю, му́чеников и пра́ведников сподви́жниче! Молися Го́споду о спасе́нии душ на́ших, приими́ моле́бная прошения ве́рно прибега́ющих к твоему́ честно́му о́бразу и при́сно прося́щих твоего́ те́плаго заступле́ния. Хода́тайством твои́м ко Вседержи́телю да́руй нам, о́тче честны́й, исцеле́ние душе́вное и теле́сное, и от вся́ких страсте́й и прегреше́ний избавле́ние, да при́сно сла́вим, благодари́м, пое́м и велича́ем еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Петровская икона Пресвятой Богородицы

Петровская икона Пресвятой Богородицы называется так потому, что была написана святителем Петром, митрополитом Московским († 21 декабря 1326 г.) в бытность его еще игуменом Ратского монастыря на Волыни. Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси († 6 декабря 1306), святой Петр поднес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где тогда находилась его кафедра. По смерти святителя Максима игумен Геронтий, решивший захватить митрополичий престол, ходил с этой иконой к Константинопольскому Патриарху Афанасию (1303-1311). Во время плавания игумена Геронтия поднялась страшная буря. Ночью ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: "Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ". Когда он предстал перед Патриархом Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе. Патриарх передал икону святителю Петру со словами: "Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе". Святитель Петр перенес икону во Владимир, а в 1325 году при перенесении митрополичьей кафедры в Москву икону как великую святыню поместили в Московском Успенском соборе.

В источниках XV века икона называлась «животворивой» и, вероятно, помещалась у гроба святителя Петра и упоминается в летописных рассказах о спасении Москвы от врагов. Петровская икона особо почиталась московскими первосвятителями — её носили перед ними на крестных ходах, приносили на поклонение к их гробницам. Патриарх Иов брал Петровскую икону вместе с Владимирской и Донской, когда ходил к Борису Годунову просить его принять царство. В 1613 году икона была принесена в Кострому, где участвовала в призвании на царство Михаила Фёдоровича.

 

Чтимые списки иконы Божьей Матери "Петровская"

Новгородский список XIV века (Государственная Третьяковская галерея, Москва);

Чтимый список XVI века (Кирилло-Белозерский музей-заповедник, Кириллов);

Чтимый список в Калуге.

Список с Петровской иконы Божьей Матери был подарен Святейшему Патриарху Кириллу в 2010 году братией Высоко-Петровского монастыря, с этого времени эта икона находится в алтаре Храма Христа Спасителя над Патриаршем местом. В этом юбилейном году братия монастыря и попечители обители украсили киот и раму иконы.