СВЯТИТЕЛь ГЕОРГИи МОГИЛЕВСКий
Родился будущий святитель в 1717 году в городе Нежине, который тогда уже принадлежал России, в семье украинских дворян Конисских.
Учился в Киево-Могилянской Академии, которую закончил «с особым отличием». В стенах этого учебного заведения Григорий изучил различные иностранные (польский, латынь, греческий, древнееврейский, немецкий) языки, а также поэтику, философию, богословие, при этом проявил особый талант к поэзии.
Киевская академия в ту пору давала очень хорошее образование; об уровне ее выпускников свидетельствует тот факт, что Григорий Конисский учился вместе с Григорием Сковородой.
После окончания академии Григорий принял монашеский постриг, но был оставлен преподавателем на кафедре риторики. В то время он разработал курс поэтики на латыни; написал драму «Воскресение мертвых», а также стихи на русском, латинском и польском языках. Его литературными трудами восхищался даже А.С. Пушкин.
С 1747 года будущий святитель возглавил кафедру философии и одновременно был префектом. С 1751 года он уже ректор академии, профессор богословия. Григорий Конисский считался лучшим – после Феофана Прокоповича – профессором академии в XVIII веке. С 1752 года он был назначен архимандритом Киево-Братского монастыря.
В 1755 будущий святитель назначается белорусским епископом и переезжает в город Могилев. С 1783 года Григорий Конисский становится белорусским православным архиепископом, членом Святого Синода.
Тогда на территории Беларуси, которая входила в состав речи Посполитой, оставалась только одна-единственная православная епархия с центром в Могилеве. В официальных кругах Польско-Литовского государства обсуждался вопрос об уничтожении и этой едва уцелевшей епархии.
Радостная встреча святителя Георгия с могилевской паствой не смогла скрыть от него того ужасного упадка Православной Церкви, который был вызван многими годами преследований. Святитель с первых же дней после вступления на должность писал множество донесений в Сенат о притеснениях православных, чинимых униатами и католиками, о захватах ими православных церквей.
Одновременно он заботился и о распространении православного учения, для чего открыл в 1757 году типографию при архиерейском доме и выпустил творение Феофана Прокоповича – православный «Катехизис, или краткое начальное Христианское учение в пользу и спасение юношам, купно же и старым ненаученным, в трех беседах написанный». Эту востребованную книгу он бесплатно разослал по храмам епархии. В этот же период святителем Георгием был основан целый ряд школ – наподобие братских церковных училищ.
Постоянно заботясь о более высоком уровне образования духовенства, могилевский святитель открыл при Спасском монастыре Духовную семинарию. Для того, чтобы более успешно противостоять униатству, преосвященный Георгий занимался собиранием архивных документов о могилевских православных церквях.
Архиепископ Георгий много радел о благосостоянии и устроении своей могилевской епархии. В 1780 году было построено новое здание для семинарии, преподавательский состав которой был пополнен из числа выпускников Киевской академии. Георгий Конисский заботился и о чистоте православного обряда, о чем свидетельствует грамота, изданная против обливания водой при крещении. Им была составлена также грамота против корыстолюбия священников, написаны статьи против безверия, распространяемого французским «мыслителем» Вольтером.
Больной и усталый от ежедневных забот, 20 января 1793 года архиепископ Георгий написал завещание, а 13 февраля 1795 года преставился ко Господу.
Святитель Георгий Конисский был погребен в Могилеве, в Спасо-Преображенской церкви, неподалеку от архиерейского дома. Господь прославил его останки нетлением: как сообщается в приложении 3 на странице 555 «Полного месяцеслова Востока» в 1875 году, тело его оказалось нетленным». Кроме того, во время нашествия французов в 1812 году захватчики открыли раку с телом святителя и засвидетельствовали нетленные мощи.
Память епископа Георгия начали чтить почти сразу после его кончины. В 1904 году в Могилевской епархии было установлено торжественное заупокойное поминовение святителя.
В 1993 году по решению Синода Белорусской Православной Церкви архиепископ Георгий был прославлен и причислен к Собору Белорусских святых.
30 ноября 2017 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви было принято решение об общецерковном прославлении святителя Георгия, с установлением празднования памяти 6 августа по новому стилю.
Тропарь, глас 4:
Приспе день светлаго торжества, / град Могилев радуется, / и с ним вси людие православные ликовствуют пеньми и песньми духовными: / днесь бо священное торжество в прославлении святителя и чудотворца Георгия, / якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, / разгоняя тьму искушений и бед / от вопиющих верно: / спасай нас, яко предстатель наш, / великий Георгие.
Кондак, глас 8:
Яко трудника апостольска и Православия столпа непоколебима / Церковь Христова приносит Ти, Господи, / святителя Георгия, в той просиявшего. / Того Молитвами даруй душам нашим мир и велию милость.
Молитва
О, великий угодниче Христов, святителю отче наш Георгие! К тебе, молитвеннику теплому и предстателю пред Богом непостыдному, усердно притекаем, в нуждах и скорбех наших утешения и помощи просяще. В древнюю годину испытаний, внегда посетиша страну нашу беды и скорби, Господь яви тя Церкви Своей столпа непоколебима и людем православным пастыря добра, душу свою за овцы полагавшаго и лютыя волки далече отгнавшаго. Ныне убо призри на ны, недостойная чада твоя умиленною душею и сокрушенным сердцем тебе призывающия. Крепость бо наша в нас оскуде и вражия ловления и сети, ереси и расколы обыдоша нас. Помози нам, заступниче наш! Буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и Отечеству нашему. Преосвященные архиереи благолепием святительства и премудростию украси, пастырем в служении ревность даруй, монашествующия к подвигам добраго течения в послушании утверди, православным христианом веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь твоим предстательством умири. Осени горним благословением нас, чад твоих, и подаждь нам скорбящим утешение, болящим здравие, гонимым защищение. Буди всем нам благосердый отец и за вся теплый молитвенник, яко да предстательством твоим ограждаеми, непрестанно воспеваем и прославляем Всесвятое имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.