6 апреля день памяти Святителя Артемона, епископа Селевкийского, Иконы Божией Матери, именуемой «Тучная Гора» (XVII).

06.04.2022

С предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы!

Тропарь предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь всеми́рныя ра́дости нача́тки/ предпра́зднственное воспе́ти повелева́ют:/ се бо Гаврии́л прихо́дит,/ Де́ве нося́ благове́стие,/ и к Ней вопие́т:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

Кондак предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы, глас 8

Всем земны́м нача́ло спасе́ния на́шего Ты еси, Богоро́дице Де́во,/ Бо́жий бо служи́тель с Небе́с по́слан предста́ти Тебе́,/ вели́кий чинонача́льник Гаврии́л,/ ра́дость обра́дованную Ти принесе́./ Тем вси зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

 

Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Тучная Гора", архистратигов Михаила, Рафаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, прп. Захарии монаха и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу" (Прит. 15, 24). Всем известно, что есть ад и туда может попасть всякий за дела свои. Но не все помнят это и не так исправно живут, чтобы видна была забота уклониться от ада. Живут, как живется, на авось: авось как-нибудь и в ад не попадем. Где же разум наш? В житейских делах еще может сходить с рук "авось", но в таком решительном деле, которое, однажды совершившись, пребудет во веки веков неизменным, "авось" обличает неразумность последней степени. Не кичись же, разум, своей разумностью, когда не помнишь этого и не предлагаешь нам помышлений жизни, как уклонившись от ада, спастись.

Бытие Гл. 17: 1 - 9 

Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; 

и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. 

И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: 

Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, 

и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; 

и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; 

и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; 

и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. 

И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

Притчи Соломона Гл. 15: 20 - 33 

Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою. 

Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.

Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся. 

Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! 

Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.

Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит. 

Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему. 

Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.

Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.] 

Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит. 

Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми. 

Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум. 

Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

Из Охридского Пролога за 24 марта: 

Рассуждение

Некогда авва Даниил и авва Аммо[ни]й шли вместе по дороге. Авва Аммо[ни]й спросил: «Когда, отче, доберемся мы до кельи?» (чтобы могли помолиться Богу). Авва Даниил ответил: «А кто у нас теперь отнимает Бога? И в келье – Бог, и вне кельи – Тот же Самый Бог». Этим поучаемся мы непрестанной молитве, размышлению о Боге и созерцанию Божия делания в нас и вокруг нас. Храм облегчает и усиливает молитву. Этому же неким образом способствуют закрытость [от міра] и уединение. Но кто не захочет молиться, того не свяжут ни храм, ни келья. Равно как и того, кто ощутил сладость молитвы, не отлучат от нее ни природа, ни путешествие.

Проповедь о верности в страданиях и о венце жизни

Не бойся ничего, что тебе надобно будет

претерпеть... Будь верен до смерти, 

и дам тебе венец жизни. 

Откр. 2:10

Своими страданиями Господь облегчил наши страдания. Претерпел Он величайшие муки и вышел [из них] победителем – посему и может Он ободрять нас в наших малых страданиях. Он страдал и терпел за правду, мы же страдаем и терпим, неся кару за свои грехи. Посему вдвойне может Он от нас требовать, чтобы выстояли мы до конца, как выстоял Он, безгрешный. Ведь Ему никто из нас не помог и не облегчил мук и терпения, а Он, когда мы страдаем, стоит рядом с каждым из нас, облегчая нам наши беды и скорби. Потому-то и имеет Он полное право сказать любому страдальцу за Его имя: «Не бойся!» Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть, – говорит Он, – потому что [и] Сам Я перенес все страдания и знаю их. Ни одного страдания Я не убоялся, но все их воспринял на Себя и все их, в конце концов, одолел. Одолел Я их, не отвергая их или убегая от них, но приняв их все на Себя добровольно и подъяв их все до конца. Так и ты прими на себя добровольно страдания, а Я вижу и знаю, сколько можешь ты понести и как долго.

Если эти страдания будут продолжаться до самой смерти и даже причинят тебе смерть – и тогда не бойся: Я дам тебе венец жизни. Увенчаю тебя жизнью бессмертной, вечной, в которой царствую Я со Отцем и Животворящим Духом. Бог и послал тебя на землю не для того, чтобы жил ты себе в удовольствие, а чтобы подготовился к жизни бессмертной. Было бы великим горем и досадой, если бы твой Создатель не мог тебе дать жизнь лучшую, более продолжительную и светлую, нежели та, что проводишь ты на земле, ибо вся она отдает тлением и смертью и короче жизни воронов.

О братья мои, вонмем слову Господню – и все страдания будут нам облегчены. Если удары міра сего кажутся нам теперь подобными твердым камням, то, когда послушаем мы Господа, они станут [для нас мягкими], как морская пена.

Господи Победитель, научи нас Твоему долготерпению. И когда тают наши силы, простри нам руку Твою и поддержи нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

СВЯТИТЕЛЬ АРТЕМОН, ЕПИСКОП СЕЛЕВКИЙСКИЙ

Святитель Артемон, епископ Селевкийский, родился и жил в Селевкии Писидийской (Малая Азия). Он был благочестив и добродетелен, поэтому святой апостол Павел, придя в Селевкию, поставил святого Артемона первым епископом этого города, как наиболее достойного. Святитель Артемон мудро окормлял вверенную ему паству и снискал себе славу заступника бедных и гонимых. Скончался святитель Артемон в глубокой старости.

(В древних славянских святцах "Селевкийский" писалось как "Селеоукинский", из чего явилось "Селоунский". Впрочем, и в некоторых греческих памятниках святитель назван Солунским. Святитель Артемон (или Артемий) обозначался в месяцесловах или как Селевкийский, или как Солунский. Во 2-й половине XVII века эти два наименования ошибочно отнесли к разным лицам.)

 

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ТУЧНАЯ ГОРА"

Око­ло 250–300 лет то­му на­зад эта ико­на на­хо­ди­лась в од­ном из муж­ских мо­на­сты­рей Тве­ри и по­да­ре­на бы­ла на­сто­я­те­лем Кос­ме Вол­ча­ни­но­ву в бла­го­дар­ность за хо­ро­шо ис­пол­нен­ные ра­бо­ты в мо­на­стыр­ском хра­ме. Эта ико­на как свя­ты­ня пе­ре­да­ва­лась из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, но один небла­го­го­вей­ный внук Кос­мы вы­нес об­вет­шав­шую ико­ну на чер­дак. Его невест­ка тер­пе­ла мно­го оскорб­ле­ний от му­жа и его род­ных. В от­ча­я­нии жен­щи­на ре­ши­ла по­кон­чить са­мо­убий­ством в пу­стой бане. На пу­ти ей явил­ся ка­кой-то мо­нах и ска­зал: "Ку­да ты, несчаст­ная, идешь? Во­ро­тись на­зад; иди, по­мо­лись Бо­жи­ей Ма­те­ри Туч­ной Го­ре – и бу­дешь жить хо­ро­шо и по­кой­но". Взвол­но­ван­ная мо­ло­дая жен­щи­на, воз­вра­тив­шись до­мой, рас­ска­за­ла все, не скры­вая и сво­е­го пре­ступ­но­го на­ме­ре­ния. Ста­ли разыс­ки­вать мо­на­ха, но не на­шли его, ни­кто кро­ме нее его не ви­дел. Слу­чи­лось это на­ка­нуне празд­ни­ка Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ико­ну немед­лен­но отыс­ка­ли на чер­да­ке, от­чи­сти­ли от гря­зи и по­ста­ви­ли в до­ме на по­чет­ном ме­сте. Ве­че­ром был при­гла­шен при­ход­ской свя­щен­ник, ко­то­рый со­вер­шил пред ико­ной все­нощ­ное бде­ние, ко­то­рое с тех пор со­вер­ша­лось в до­ме еже­год­но в этот день. Бо­лее по­лу­то­ра­ста лет ико­на на­хо­ди­лась в се­мье Вол­ча­ни­но­вых. Ека­те­ри­на, дочь Ва­си­лия, по­след­не­го из ро­да Вол­ча­ни­но­вых, вый­дя за­муж за Ге­ор­гия Ива­но­ви­ча Ко­ня­е­ва, взя­ла к се­бе ико­ну Ма­те­ри Бо­жи­ей как са­мое до­ро­гое на­сле­дие. И в до­ме Ко­ня­е­ва пе­ред этой ико­ной со­вер­ша­лись мо­леб­ствия и все­нощ­ные бде­ния 24 мар­та и 7 но­яб­ря (ве­ро­ят­но, это был день пе­ре­не­се­ния ико­ны из мо­на­сты­ря в дом Кос­мы Вол­ча­ни­но­ва).

В 1863 го­ду при клад­би­щен­ской церк­ви Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ло ре­ше­но устро­ить при­дел в честь свя­ти­те­ля Ти­хо­на и пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ка­ля­зин­ско­го. То­гдаш­ний вла­де­лец ико­ны, Ге­ор­гий Ко­ня­ев († 1868, в воз­расте 97 лет) по­же­лал пе­ре­дать цель­бо­нос­ный об­раз Бо­го­ро­ди­цы в храм. Он об­ра­тил­ся к при­чту с прось­бой устро­ить еще один при­дел для чу­до­твор­но­го об­ра­за Ма­те­ри Бо­жи­ей "Туч­ная Го­ра". При этом он ска­зал: "Я счи­таю са­мым луч­шим для нее храм Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­то­му что ме­сто, на ко­то­ром по­стро­е­на цер­ковь, в ста­ри­ну на­зы­ва­лось го­рой, как са­мое вы­со­кое ме­сто в го­ро­де. На эту го­ру в преж­нее вре­мя жи­те­ли во вре­мя на­вод­не­ний сно­си­ли свое иму­ще­ство и здесь спа­са­лись са­ми от по­ги­бе­ли. Пусть же Ца­ри­ца Небес­ная – Туч­ная Го­ра – по­чи­ва­ет сво­ей бла­го­да­тью на этой го­ре и по­кры­ва­ет всех здесь по­гре­бен­ных Сво­ей ми­ло­стью". 15 июля 1866 го­да ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в по­стро­ен­ный при­дел, ко­то­рый на сле­ду­ю­щий день был освя­щен Ста­риц­ким епи­ско­пом Ан­то­ни­ем.

На иконе Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на сто­я­щей на по­лу­круг­лом воз­вы­ше­нии – го­ре; на ле­вой ру­ке Ее – Бо­гом­ла­де­нец с бла­го­слов­ля­ю­щей дес­ни­цей. На гла­ве Бо­го­ма­те­ри ко­ро­на, а в ру­ке неболь­шая го­ра, на ко­то­рой ви­ден верх церк­ви с ку­по­ла­ми и кре­ста­ми.