С предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы!
Тропарь предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы, глас 4
Днесь всеми́рныя ра́дости нача́тки/ предпра́зднственное воспе́ти повелева́ют:/ се бо Гаврии́л прихо́дит,/ Де́ве нося́ благове́стие,/ и к Ней вопие́т:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.
Кондак предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы, глас 8
Всем земны́м нача́ло спасе́ния на́шего Ты еси, Богоро́дице Де́во,/ Бо́жий бо служи́тель с Небе́с по́слан предста́ти Тебе́,/ вели́кий чинонача́льник Гаврии́л,/ ра́дость обра́дованную Ти принесе́./ Тем вси зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Тучная Гора", архистратигов Михаила, Рафаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, прп. Захарии монаха и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
"Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу" (Прит. 15, 24). Всем известно, что есть ад и туда может попасть всякий за дела свои. Но не все помнят это и не так исправно живут, чтобы видна была забота уклониться от ада. Живут, как живется, на авось: авось как-нибудь и в ад не попадем. Где же разум наш? В житейских делах еще может сходить с рук "авось", но в таком решительном деле, которое, однажды совершившись, пребудет во веки веков неизменным, "авось" обличает неразумность последней степени. Не кичись же, разум, своей разумностью, когда не помнишь этого и не предлагаешь нам помышлений жизни, как уклонившись от ада, спастись.
Бытие Гл. 17: 1 - 9
Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:
Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;
и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
Притчи Соломона Гл. 15: 20 - 33
Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.
Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.]
Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
Из Охридского Пролога за 24 марта:
Рассуждение
Некогда авва Даниил и авва Аммо[ни]й шли вместе по дороге. Авва Аммо[ни]й спросил: «Когда, отче, доберемся мы до кельи?» (чтобы могли помолиться Богу). Авва Даниил ответил: «А кто у нас теперь отнимает Бога? И в келье – Бог, и вне кельи – Тот же Самый Бог». Этим поучаемся мы непрестанной молитве, размышлению о Боге и созерцанию Божия делания в нас и вокруг нас. Храм облегчает и усиливает молитву. Этому же неким образом способствуют закрытость [от міра] и уединение. Но кто не захочет молиться, того не свяжут ни храм, ни келья. Равно как и того, кто ощутил сладость молитвы, не отлучат от нее ни природа, ни путешествие.
Проповедь о верности в страданиях и о венце жизни
Не бойся ничего, что тебе надобно будет
претерпеть... Будь верен до смерти,
и дам тебе венец жизни.
Откр. 2:10
Своими страданиями Господь облегчил наши страдания. Претерпел Он величайшие муки и вышел [из них] победителем – посему и может Он ободрять нас в наших малых страданиях. Он страдал и терпел за правду, мы же страдаем и терпим, неся кару за свои грехи. Посему вдвойне может Он от нас требовать, чтобы выстояли мы до конца, как выстоял Он, безгрешный. Ведь Ему никто из нас не помог и не облегчил мук и терпения, а Он, когда мы страдаем, стоит рядом с каждым из нас, облегчая нам наши беды и скорби. Потому-то и имеет Он полное право сказать любому страдальцу за Его имя: «Не бойся!» Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть, – говорит Он, – потому что [и] Сам Я перенес все страдания и знаю их. Ни одного страдания Я не убоялся, но все их воспринял на Себя и все их, в конце концов, одолел. Одолел Я их, не отвергая их или убегая от них, но приняв их все на Себя добровольно и подъяв их все до конца. Так и ты прими на себя добровольно страдания, а Я вижу и знаю, сколько можешь ты понести и как долго.
Если эти страдания будут продолжаться до самой смерти и даже причинят тебе смерть – и тогда не бойся: Я дам тебе венец жизни. Увенчаю тебя жизнью бессмертной, вечной, в которой царствую Я со Отцем и Животворящим Духом. Бог и послал тебя на землю не для того, чтобы жил ты себе в удовольствие, а чтобы подготовился к жизни бессмертной. Было бы великим горем и досадой, если бы твой Создатель не мог тебе дать жизнь лучшую, более продолжительную и светлую, нежели та, что проводишь ты на земле, ибо вся она отдает тлением и смертью и короче жизни воронов.
О братья мои, вонмем слову Господню – и все страдания будут нам облегчены. Если удары міра сего кажутся нам теперь подобными твердым камням, то, когда послушаем мы Господа, они станут [для нас мягкими], как морская пена.
Господи Победитель, научи нас Твоему долготерпению. И когда тают наши силы, простри нам руку Твою и поддержи нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
СВЯТИТЕЛЬ АРТЕМОН, ЕПИСКОП СЕЛЕВКИЙСКИЙ
Святитель Артемон, епископ Селевкийский, родился и жил в Селевкии Писидийской (Малая Азия). Он был благочестив и добродетелен, поэтому святой апостол Павел, придя в Селевкию, поставил святого Артемона первым епископом этого города, как наиболее достойного. Святитель Артемон мудро окормлял вверенную ему паству и снискал себе славу заступника бедных и гонимых. Скончался святитель Артемон в глубокой старости.
(В древних славянских святцах "Селевкийский" писалось как "Селеоукинский", из чего явилось "Селоунский". Впрочем, и в некоторых греческих памятниках святитель назван Солунским. Святитель Артемон (или Артемий) обозначался в месяцесловах или как Селевкийский, или как Солунский. Во 2-й половине XVII века эти два наименования ошибочно отнесли к разным лицам.)
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ТУЧНАЯ ГОРА"
Около 250–300 лет тому назад эта икона находилась в одном из мужских монастырей Твери и подарена была настоятелем Косме Волчанинову в благодарность за хорошо исполненные работы в монастырском храме. Эта икона как святыня передавалась из поколения в поколение, но один неблагоговейный внук Космы вынес обветшавшую икону на чердак. Его невестка терпела много оскорблений от мужа и его родных. В отчаянии женщина решила покончить самоубийством в пустой бане. На пути ей явился какой-то монах и сказал: "Куда ты, несчастная, идешь? Воротись назад; иди, помолись Божией Матери Тучной Горе – и будешь жить хорошо и покойно". Взволнованная молодая женщина, возвратившись домой, рассказала все, не скрывая и своего преступного намерения. Стали разыскивать монаха, но не нашли его, никто кроме нее его не видел. Случилось это накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Икону немедленно отыскали на чердаке, отчистили от грязи и поставили в доме на почетном месте. Вечером был приглашен приходской священник, который совершил пред иконой всенощное бдение, которое с тех пор совершалось в доме ежегодно в этот день. Более полутораста лет икона находилась в семье Волчаниновых. Екатерина, дочь Василия, последнего из рода Волчаниновых, выйдя замуж за Георгия Ивановича Коняева, взяла к себе икону Матери Божией как самое дорогое наследие. И в доме Коняева перед этой иконой совершались молебствия и всенощные бдения 24 марта и 7 ноября (вероятно, это был день перенесения иконы из монастыря в дом Космы Волчанинова).
В 1863 году при кладбищенской церкви Смоленской иконы Божией Матери было решено устроить придел в честь святителя Тихона и преподобного Макария Калязинского. Тогдашний владелец иконы, Георгий Коняев († 1868, в возрасте 97 лет) пожелал передать цельбоносный образ Богородицы в храм. Он обратился к причту с просьбой устроить еще один придел для чудотворного образа Матери Божией "Тучная Гора". При этом он сказал: "Я считаю самым лучшим для нее храм Смоленской иконы Божией Матери, потому что место, на котором построена церковь, в старину называлось горой, как самое высокое место в городе. На эту гору в прежнее время жители во время наводнений сносили свое имущество и здесь спасались сами от погибели. Пусть же Царица Небесная – Тучная Гора – почивает своей благодатью на этой горе и покрывает всех здесь погребенных Своей милостью". 15 июля 1866 года икона была перенесена в построенный придел, который на следующий день был освящен Старицким епископом Антонием.
На иконе Пресвятая Богородица изображена стоящей на полукруглом возвышении – горе; на левой руке Ее – Богомладенец с благословляющей десницей. На главе Богоматери корона, а в руке небольшая гора, на которой виден верх церкви с куполами и крестами.