Благоверный князь Всеволод Псковский
Святой благоверный князь Всеволод Псковский, во святом крещении Гавриил, сын святого благоверного князя Мстислава-Феодора Великого (+1132, память 15 апреля) и внук Владимира Мономаха (1114—1125), родился и почти всю жизнь прожил в Новгороде.
В 1117 году престарелый Владимир Мономах дал в удел своему сыну новгородскому князю, святому Мстиславу, Белгород Киевский, сделав его своим соправителем, а блаженного князя Всеволода оставил в Новгороде вместо отца. После смерти Владимира Мономаха святой благоверный князь Мстислав занял Киевский престол (1125—1132).
Святой благоверный князь Всеволод отличался добрым нравом, был правдив, кроток, любвеобилен и имел страх Божий. Он много полезного сделал для Новгорода, особенно любил созидать храмы Божии. При содействии архиепископа Новгородского Нифонта (память 8 апреля) он построил несколько храмов в своем городе, в том числе великолепный храм во имя святого Иоанна Предтечи и собор во имя великомученика Георгия в Юрьевом монастыре. Князь даровал также льготные грамоты Софийскому собору и некоторым другим храмам.
В 1132 году отец благоверного князя Всеволода святой Мстислав скончался в Киеве. Великокняжеский престол занял брат его Ярополк Владимирович, который, согласно завещанию брата, перевел благоверного князя Всеволода из Новгорода в Переяслав Южный, считавшийся старшим городом после Киева. Младшие сыновья Владимира Мономаха, дяди Всеволода,— Юрий Долгорукий и Андрей Добрый, опасаясь, что Ярополк сделает Всеволода своим наследником, пошли на Переяслав войной. Святой, избегая кровопролития, ушел из Переяслава в Новгород, оставив город Юрию.
С неудовольствием отпустили своевольные новгородцы Всеволода в Переяслав и с таким же неудовольствием приняли его обратно. Новгородцы считали, что князь был «вскормлен» ими и не должен был уходить от них.
Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь предпринял в 1133 году победоносный поход на племена Чуди и присоединил к Новгородским владениям город Юрьев. В 1135 году новогородцы против воли святого Всеволода настояли на зимнем походе в Суздаль и Ростов, в котором в 1136 году потерпели поражение. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не могли простить поражения своему князю. Вече решило призвать князя из враждебного Мономаховичам рода Ольговичей, а святого Всеволода осудило на изгнание. «Нет нам от тебя помощи»,— сказали они благоверному князю и изгнали его из Новгорода. «Изгнание претерпел еси от своих» — поется в тропаре святому.
Блаженный князь Всеволод вновь ушел в Киев к своему дяде, великому князю Ярополку, который пожаловал племяннику в управление Вышгородскую волость близ Киева. Там в X веке в годы правления сына Святослава жила святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга (память 11 июля). Ольга, «градов Киева и Пскова изрядная доброта», защитила своего неправедно обиженного потомка: в следующем 1137 году жители Пскова, помнившие походы новгородско-псковского войска под водительством князя, призвали его на псковское княжение на родину равноапостольной Ольги. Это был первый псковский князь, избранный по воле самих псковичей. Псковитяне приняли его с великим торжеством. Народ во главе с духовенством вышел навстречу святому князю с крестами, иконами и колокольным звоном. Всеобщая радость была неописуема. Благочестивый князь сразу же заложил первый каменный храм во Имя Святой Троицы на месте видения святой Ольгой Трисиятельного Луча. Постройку окончили в следующем году.
Только год прокняжил во Пскове святой благоверный князь Всеволод. 11 февраля 1138 года он преставился к Богу на 46 году жизни. Весь Псков собрался на погребение любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача. Новгородцы, опомнившись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его святое тело, но князь отвратился от Новгорода, и рака не сдвинулась с места. Горько плакали новгородцы, раскаиваясь в своей жестокости и несправедливости, и молили Господа даровать им хоть малую частицу святого праха «на утверждение граду». По их молитвам отпал ноготь от руки святого. Тело святого благоверного князя Всеволода было положено псковичами в храме святого великомученика Димитрия Солунского.
27 ноября 1192 года были обретены честные мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор, в котором был освящен в честь его придел.
22 апреля 1834 года, в первый день Пасхи, святые мощи были торжественно поставлены среди собора, где они почивают и ныне.
Глубокая духовная связь города Пскова со святым князем никогда не нарушалась: он навсегда остался псковским чудотворцем. При осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, когда враги уже разрушили крепостную стену и поляки были готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения святые иконы и мощи князя Всеволода, и враг отступил. В то время одному благочестивому старцу Дорофею было дивное явление: Пресвятая Богородица в сопровождении преподобных Антония Киево-Печерского и Корнилия Псково-Печерского и других святых вошла через городскую стену в Покровскую церковь, повелела принести Свой образ и обещала молить Бога о прощении грехов людей. Среди других святых старцу Дорофею явился и благоверный князь Всеволод.
Впоследствии в память победы в Покровской церкви у пролома стены была написана икона Богоматери с сопровождавшими Ее святыми и составлена особая служба, которая совершается 1 октября. Икона эта получила наименование Псково-Покровской.
Тропарь благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца глас 4
Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою.
Кондак благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца глас 8
Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.
Молитва святому благоверному князю Всеволоду Гавриилу, Псковскому чудотворцу
О, великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святый благоверный княже Всеволоде Гаврииле, града Пскова и всея державы Российская небесный заступниче и покровителю, и всех нас усердный пред Богом предстателю и защитителю! Предстоя Престолу великаго Царя и Бога нашего, в Троице Святей славимаго и поклоняемого, велие дерзновение имаши к нему, яко верный раб Его и угодник. В тебе убо, яко сроднему нам и многомощному пред Господем ходатаю, прибегаем мы грешнии и недостойнии и умиленно просим тя: моли Триединаго Бога, да отвратит от нас гнев свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и презрев безчисленныя прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и спасения. Огради молитвами твоими в мире живот наш, и во всем благом благое поспешение, и вся, яже к животу и благочестию потребная, нам даровати испроси. И якоже древле град твой Псков от пленения и разорения ратного дивно избавил еси, тако и ныне нас и вся грады и веси страны нашея от всяких напастей и бед, и напрасныя смерти, предстательством твоим избави, и от всех врагов видимых и невидимых покровом твоим защити. Сохрани молитвами твоими в мире, здравии и долгоденствии люди российская и буди крепкое им ограждение, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, и сподобимся Небеснаго Царствия, славяще Отца и Сына и Святаго Духа и Твое святое заступление, во веки веков. Аминь.
Тропарь Собору новомучеников, в Бутове пострадавших
глас 4
Всу́е шата́ется богоотсту́пных собо́рище,/ на Христа́ возстае́т дре́вней лю́тостию,/ устреля́нием у́бо тщи́тся де́рзостне, христоно́сных в Бу́тове му́ченик одоле́ти,/ но всесла́вное те́х Серафи́мово во́инство,/ всеору́жие восприи́м Креста́,/ утвержда́ет ве́ру ре́вностию, упова́ние страстоте́рпчеством,// водворя́яся в Ца́рстве всепобежда́ющия любве́.
Ин тропарь Собору новомучеников, в Бутове пострадавших
глас 4
Ни́вы церко́вныя кла́сы безчи́сленнии/ пло́д стори́чный я́ве прино́сят,/ сме́ртным страда́нием в Бу́тове за Христа́/ полага́ются в основа́ние ве́ры,/ укрепля́ют наде́ждею небе́сных/ добропобе́дныя свиде́телие И́стины и Любве́,/ дерзнове́нии о на́с моли́твенницы,/ се́ бо кро́вь му́ченическая// вои́стину се́мя Це́ркве е́сть.
Кондак Собору новомучеников, в Бутове пострадавших
глас 6
Ру́сская Голго́фа Бу́тово-село́ показа́ся,/ я́ко дре́во спасе́ния воздви́гше Солове́цкий кре́ст,/ я́ко гро́б святы́й яви́вше пребезмо́лвныя рвы́ –// громогла́сныя свиде́телие страсте́й и воскресе́ния.
Молитва Собору новомучеников, в Бутове пострадавших
О, святи́и бу́товстии му́ченицы и вси́ испове́дницы и новому́ченицы Це́ркве Ру́сския, во вся́ком во́зрасте и сосло́вии за Христа́ пострада́вшии, ве́рность Ему́ да́же до сме́рти свиде́тельствовавшии и вене́ц жи́зни от Него́ прия́вшии. Вы́ во дни́ гоне́ния лю́таго, зе́млю на́шу от безбо́жных пости́гшаго, на суди́щех, в заточе́ниих и про́пастех земны́х в го́рьких рабо́тах и вся́ких ско́рбных обстоя́ниих о́браз терпе́ния и непосты́днаго упова́ния му́жественно яви́ли есте́. Ны́не же в раи́ сла́дости наслажда́ющися, пред престо́лом Бо́жиим во сла́ве предстоите́ и при́сно хвалу́ и хода́тайство со а́нгелы и все́ми святы́ми Триеди́ному Бо́гу возно́сите.
Сего́ ра́ди мы́ недосто́йнии мо́лим ва́с: святи́и сро́дницы на́ши, не забу́дите земна́го оте́чества ва́шего, грехо́м Ка́иного братоуби́йства, поруга́нием святы́нь, безбо́жием и на́шими беззако́нии отягче́ннаго.
Умоли́те Го́спода Си́л, да утверди́т Це́рковь Свою́ непоколеби́му в ми́ре се́м многомяте́жном и лука́вом. Да возроди́т в земли́ на́шей ду́х ра́зума и благоче́стия, ду́х свя́тости и стра́ха Бо́жия, ду́х братолю́бия и ми́ра, да па́ки бу́дем мы́ ца́рское свяще́ние, ро́д Бо́жий, избра́нный и святы́й, при́сно с ва́ми сла́вящи Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.