Доброго дня! Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратига Михаила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, апп. от 70 Филимона, Архиппа и мц. равноап. Апфии, блгв. кн. Михаила Тверского, сщмч. Иоасафа, еп. Могилевского и иных святых сего дня.
Свт. Феофан Затворник:
Сказав, что Сын Человеческий явится в день свой, как молния, мгновенно освещающая всю поднебесную, Господь прибавил: "Прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим". По связи речи видно, что это "надлежит пострадать" должно предшествовать явлению Господа во славе. Следовательно, все время до того дня - время страданий Господа. В Своем лице Он пострадал в одно известное время, после же того, страдания Его продолжаются в лице верующих, - страдания рождения верующих, их воспитание в духе и охранения от вражеских действий, внутренних и внешних; ибо союз у Господа с своими не мысленный только и нравственный, а живой, ради которого все касающееся их воспринимается и Им, как главою. Исходя из этой мысли, нельзя не видеть, что Господь точно много страдает. Самые чувствительные скорби, это - падения верующих; еще более чувствительны для Него отпадения от веры. Но это - заключительные уязвления; постоянные же стрелы - скорби и соблазны и колебания веры неверием. Речи и писания, дышащие неверием, - разженные стрелы лукавого. В нынешнее время много кузниц завел лукавый для кования таких стрел. Сердца верующих болят, бывая поражаемы ими и видя поражения других; с ними и Господь болит. Но явится день славы Господа - тогда откроются тайная тьмы, и страдавшие возрадуются с Господом. До того же времени надо терпеть и молиться.
1 Тим. 5, 1-10:
Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев;
стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;
а сластолюбивая заживо умерла.
И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
Лк. 17, 20-25:
Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;
и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь,
ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.
Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.
Из Охридского Пролога за 22 ноября
Рассуждение:
Напрасны все труды по приобретению образования без трудов по стяжанию чистоты веры и жизни. Небесный свет открывается не ученому, а чистому. Когда святая Кикилия в первую ночь была введена в брачную опочивальню со своим молодоженом Валерианом, то сказала ему: «Желаю открыть тебе тайну. Здесь пребывает хранитель моего девства, Ангел Божий, которого ты не видишь; стоит он совсем рядом, готовый защитить меня, рабу свою, от насилия. Если ты только ко мне прикоснешься, он тебя умертвит». Услышав это, Валериан стал просить Кикилию, чтобы она показала ему Ангела, дабы и он его увидел. Девица ответила ему: «Ты человек, не ведающий истинного Бога, и не можешь лицезреть Ангела Божия, пока не очистишься от скверны своего неверия». Когда Валериан крестился, то увидел Ангела в ослепительном свете и неописуемой красоте. Точно так же и Тивуртий, брат Валериана, крестившись и переменив свою жизнь, то есть оставив нечистоту и стяжав чистоту, созерцал святых Ангелов и беседовал с ними. [А] равно и Максим, подъявший страдания вместе с ними, когда сии два брата были обезглавлены, зарекся великой клятвой пред палачами и вокруг стоящим народом, говоря: «Вижу я Божиих Ангелов, светлых, как солнце, вземлющих души из телес мучеников, словно прекрасных дев выводя их из брачного чертога и с великой славой вознося на небеса». Но то, что́ лицезрел он, не видели и не могли видеть неверующие и нечистые.
Проповедь о том, что составляет единство верных
Один Господь, одна вера, одно крещение,
один Бог и Отец всех.
Еф. 4,5–6
Вот важная и весьма [значимая, а к тому же] и предельно ясная причина того, почему мы, христиане, должны сохранять единство Духа в союзе мира (Еф. 4:3) и быть одним телом и одним духом. Ибо один у нас Господь Иисус Христос, наш Создатель и Искупитель, дарующий нам воскресение. Не существует двух истинных христов – и потому не может быть среди нас раздвоения. Одна и та же кровь пролита с креста за всех нас, равно как и одни и те же уста молились за всех нас в Гефсимании. Содержим мы одну веру в Божественную Троицу, нераздельную и животворящую, Отца и Сына и Святого Духа, [в] едино существо и три Ипостаси: в Отца нерожденного, в Сына рожденного и в Духа, от Отца исходящего. Одно у нас крещение во имя Отца и Сына и Святаго Духа, крещение троекратным погружением в воду – в смерть греху и диаволу и в воскресение и жизнь с Владыкой Христом. Один Бог и Отец всех – это Отец Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного. Во Христе и Христом усыновляет Он и нас, наделяя нас правом говорить Ему: Отче наш.
Видите ли, братья мои, какие тесные узы нас скрепляют! Более прочными связями ни звезды не сопряжены между собой, ни вода с землей, ни огонь с воздухом. Замечаете ли, сколь веские и чрезвычайно [значимые] основания призывают нас к единству! Всё прочее, с левой стороны склоняющее нас к разделению, мелко по сравнению с этими [фундаментальными] причинами; [всё это] – точно песчинка на фоне высоких гор. Не может диавол разрушить наше единство, если мы [сами] ему не поможем. Не способен он нас никогда покорить, если мы [сами] ему не сдадимся.
О Господи Иисусе, сладчайший и благий, как прочно привязал Ты нас к вечному благу! Не дай этой связи порваться. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Священномученик Иоасаф (Жевахов), Могилевский, епископ
Священномученик Иоасаф (в миру Жевахов, князь Владимир Давидович), епископ Могилевский, родился 24 декабря 1874 года в родовом имении Линовица Полтавской губернии, в семье благочестивых князей Давида Дмитриевича и Екатерины Константиновны Жеваховых. Он принадлежал к русской ветви древнего грузинского рода князей Джаваховых, которые считали своим родоначальником Картлоса — внука Иафета, первого владетеля Кавказа и родоначальника грузин. Его потомок Джавах I, царь Джавахетии, живший за несколько веков до Рождества Христова, и дал имя роду Джаваховых. В XVIII столетии князь Шио (Семен) Джавахов вышел из Грузии с собственным отрядом в свите царя Вахтанга.
В 1738 году он принял русское подданство, получив княжеский надел в Новороссийской губернии. Он-тои положил начало российской ветви древнего княжеского рода, который по-русски стал именоваться Жеваховы.
В семье Жеваховых было четверо детей: два сына-близнеца — Николай и Владимир — и две дочери — Любовь и Варвара. Предки князя Жевахова были из древнего грузинского рода князей и состояли в родстве с семейством Горленко, давшем России Святителя Белгородского Иоасафа. Один из сыновей князя Семена Джевахова (отставной майор) Спиридон Семенович был женат на племяннице матери святителя Иоасафа, Марии Даниловне Горленко. Второй раз род Жеваховых пересекся с родом святителя Иоасафа несколько позже. Дед Николая и Владимира Жеваховых, князь Дмитрий Михайлович, был женат на Любови Давидовне Горленко, прадед которой был двоюродным братом святителя.
В 1899 году Владимир окончил юридический факультет Киевского университета Св. Владимира. В 1900 году поступил на службу в Киевскую судебную палату. С 1902 по 1914 год избирался на каждое новое трехлетие почетным мировым судьей по Киевскому уезду, что свидетельствует о доверии к нему простого народа.
С октября 1908 года князь Владимир Жевахов — член Православного миссионерского общества,член-учредитель Камчатского православного братства, основанного иеромонахом Нестором (Анисимовым, позже митрополитом).
В 1910 году указом Священного Синода Владимир Жевахов был назначен членом комиссии по устройству раки для Честных Мощей святителя Иоасафа Белгородского, к тому же был активным ктитором, много жертвовал на нужды Церкви.
Получив благословение митрополита Киевского Флавиана (Городецкого), осенью 1911 года Владимир Жевахов взял в аренду у инженерного ведомства участок земли в Киеве под названием «зверинец», где находился древний пещерный монастырь, более ранний, чем Киево-Печерская Лавра, и в августе 1912 года на свои средства начал раскопки. Усилиями братии был выстроен дом, в котором разместилась двухпрестольная церковь. Князь Жевахов оказал значительную поддержку в строительстве надпещерного храма, который в декабре 1913 года был освящен. Впоследствии здесь был основан Зверинецкий скит, почетным попечителем которого был князь Владимир Жевахов.
До 1917 года князь Жевахов состоял на государственной службе в звании статского советника и неоднократно исполнял обязанности вице-губернатора.
Все время революции и гражданской войны князь Жевахов провел в Киеве, в доме своей матери.
В 1919 году, в самое страшное время, братьев Жеваховых приютил игумен Зверинецкого скита в благодарность за пожертвования. В 1924 году Владимир Жевахов был впервые арестован и семь месяцев провел в тюрьме Киева. 26 декабря 1924 года в основанном им Зверинецком ските епископом Уманским Макарием (Кармазиновым) он был пострижен в монашество с именем Иоасаф и рукоположен во иеромонаха. Через полтора года, 6 июля 1926 года, митрополит Сергий (Страгородский) хиротонисал его в Нижнем Новгороде во епископа Дмитриевского, викария Курской епархии. Однако вскоре святитель был арестован и с августа 1926 года по исход 1929 года находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). После лагеря он три года провел в ссылке в Нарымском округе (Восточно-Сибирский край). По возвращении из ссылки 29 июня 1936 года назначен епископом Могилевским. Ему было поручено управлять и Минской епархией. 16 октября 1936 года он был арестован и выслан в г. Боровичи Новгородской области, но в следующем году его освободили, направили в Белгород.
В 1937 году был арестован УНКВД по Курской области по обвинению в руководстве контрреволюционной организацией церковников. 4 декабря 1937 года осужден тройкой УНКВД по Курской области и в тот же день расстрелян.
20 мая 1990 года Иоасаф, епископ Могилевский, указом Президиума Верховного Совета СССР был реабилитирован.
21 февраля 2002 года к высокопреосвященному Максиму, архиепископу Могилевскому и Мстиславскому, обратились наместники Свято-Троицкого Выдубицкого монастыря и Скорбященского Звериницкого скита г. Киева архимандриты Иона и Кассиан с просьбой поддержать их ходатайство о канонизации в лике священномучеников строителя, попечителя и благодетеля их монастыря святителя Иоасафа, приложив при этом собранные ими материалы для канонизации священномученика. Архиепископ Максим написал рапорт и оправил эти материалы в Патриархию.
17 июля 2002 года (уже после смерти владыки Максима) Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был канонизирован в лике священномучеников епископ Могилевский Иоасаф (Жевахов).
24 июля/ 6 августа прославление священномученика Иоасафа соединилось с торжеством памяти Святителя Могилевского и Белорусского Георгия.
Согласно Положению о канонизации святых, священномученик Иоасаф, епископ Могилевский, одновременно прославляется и в Украинской Церкви, и в Российской, и в Белорусской (по месту его рождения, подвигов и кончины).
Тропарь, глас 3:
Церкве Русския столпе непоколебимый,/ благочестия правило,/ жития Евангельскаго образе,/ священномучениче Иоасафе,/ Христа ради пострадавый даже до крове,/ Егоже моли усердно,/ яко Начальника и Совершителя спасения,/ Русь Святую утвердити в Православии/ до скончания века.
Молитва
О, избранниче и угодниче Христов, священномучениче Иоасафе, Церкве Русския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче! Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоей спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя. Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в вере святей, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя. Буди пастырем нашим правило веры, воином вождь духовный, болящим врач изрядный, печальным утешитель, гонимым заступник, юным наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.