5 апреля день памяти Преподобного Никона, игумена Киево-Печерского

05.04.2022

Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Гавриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, прмч. Никона еп. и 199 учеников его, прп. Никона еп. Киево-Печерского и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года:  

"Преисподняя и Аваддон открыты перед Господом, тем более сердца сынов человеческих" (Прит. 15, 11). А грешник все думает, что его никто не видит, и, укрываясь от глаз человеческих темнотою ночи или пустотою места, полагает, что никем не замечен. Божие око видело все; ангел хранитель и совесть были свидетелями. Станешь некогда на суд, тогда все скрытое разоблачится; свидетели неподкупные будут налицо - и умолкнешь. Приговор состоится безапелляционный. Одно средство предотвратить эту неизбежную крайность - покаяние. Дверь к нему отворена. Поспеши войти, пока не пробил час, который ударит, когда - не знаешь, и положит конец и грехам твоим, и всякой надежде помилования.

Бытие Гл. 15: 1 - 15 

После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика. 

Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.

И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. 

И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.

И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. 

Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.

И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. 

Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?

Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. 

Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.

И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. 

При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.

И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, 

но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом, 

а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй;

Притчи Соломона Гл. 15: 7 - 19 

Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так. 

Жертва нечестивых - мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.

Мерзость пред Господом - путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит. 

Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.

Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих. 

Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.

Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает. 

Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.

Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир. 

Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.

Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть. 

Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю. 

Путь ленивого - как терновый плетень, а путь праведных - гладкий.

Из Охридского Пролога за 23 марта: 

Рассуждение

Святой Пафнутий молился Богу, чтобы Господь открыл ему, кому он (Пафнутий) подобен. И услышал он голос, говорящий ему: «Ты подобен купцу, ищущему хороших жемчужин. Встань и не ленись!»

Но не каждому из нас сказал бы Бог, что ищем мы хороших жемчужин. Ведь многие из нас [и впрямь] не ищут их, а засыпают себя всё более толстым слоем дешевой пыли. Не всё то жемчуг, что вытащит сеть со дна моря; будет там и ил, и песок. Но невежды отнимают друг у друга эту топкую массу, считая ее жемчугом. И лишь купец, отличающий подлинный жемчуг, забрасывает сеть в море несметное число раз и, извлекая ее, просеивает ил и песок, пока не отыщет [хоть] одну жемчужину. Почему Бог уподобляет Пафнутия купцу? Потому что Пафнутий отдал всё свое имение и вложил весь свой труд и всё свое время, чтобы отыскать как-нибудь настоящую жемчужину. Таковой является сердце, очищенное от страстей и злых помыслов и согретое пламенем любви к Богу. – Встань же и ты, человек, и не ленись! День твоей купли склоняется к закату.

Проповедь о немощи человека пред величием Бога

И когда я увидел Его, 

то пал к ногам Его, как мертвый.

Откр. 1:17

Это святой Иоанн упал, как мертвый, увидев Господа Иисуса в славе. Святой Иоанн, возлюбленный ученик Иисуса, евангелист, девственник, любящий Господа, ревнитель святыни – не смог он ни устоять на ногах, ни сохранить присутствие духа, узрев своего Учителя в Его небесной славе и силе! Оттого-то и упал, как мертвый. Как же тогда выдержать присутствие Господа и Его взор, подобный пламени огненному, тем, кто согрешал против Него, восставал на Него, хулил Его имя, презирал Его любовь и жертву, насмехался над Его Крестом, попирал Его заповеди, гнал Его Церковь, поносил Его священников, убивал Его верных? Что произойдет с ними пред лицем Господним, если [даже] святой Иоанн упал, как мертвый? Что будет с писателями, сеющими разврат? С воспитателями, убивающими веру в юных душах? Со скептиками, своими сомнениями отравляющими людей? С ворами и разбойниками? С растлителями и детоубийцами? Что произойдет со Христовыми врагами – если Христов друг упал, как мертвый, пред неизреченным сиянием Его славы?

Столь безмерна слава, и сила, и власть, и красота, и владычество, и свет, и величие Господа Иисуса, воскресшего и вознесшегося, что даже ближайшие Его друзья, три года без страха смотревшие на Его лицо на земле, падают, как мертвые, увидев Его лицо на небесах, после страданий, смерти и победы!

Господи всеславный и всесильный, осияй нас и оживи Твоей силой и славой. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОН, ИГУМЕН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ

Преподобный Никон был первым учеником и сподвижником преподобного Антония (память 10 июля), основателя Киево-Печерской обители, к которому пришел, уже будучи иереем. Он постригал в обители всех новоприходящих иноков и в их числе преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая и 14 августа). За пострижение любимцев великого князя Изяслава - преподобных Варлаама (память 19 ноября) и Ефрема (память 28 января), святой Никон навлек на себя гнев князя, но смело отказался убеждать пострижеников покинуть монастырь. Когда в обители собралось много братий, преподобный Никон пожелал уйти в уединение и безмолвствовать. Он удалился на полуостров Тмутаракань (на восточном берегу Керченского пролива) и поселился в безлюдном месте. Когда слава о его жизни распространилась в округе, к нему собрались желавшие проводить иноческую жизнь. Так был основан монастырь с церковью во имя Пресвятой Богородицы. Когда он возвратился в Киево-Печерскую обитель, преподобный Феодосий оказывал ему самую почтительную любовь как духовному отцу. По словам преподобного Нестора Летописца (память 27 октября), преподобный Феодосии, отлучаясь куда-либо, поручал ведению преподобного Никона всю братию. Иногда он поручал преподобному Никону вместо себя предлагать поучение братии. Нередко, когда преподобный Никон переплетал книги, преподобный Феодосии сидел при нем и прял нитки, нужные для переплета. Когда князь Святослав изгнал своего брата Изяслава из Киева, преподобный Никон снова ушел в основанный им монастырь. Он вернулся при игумене Стефане. По удалении из Киево-Печерской обители игумена преподобного Стефана (память 27 апреля) святой Никон был избран игуменом монастыря. Он много потрудился, чтобы украсить свою обитель иконным писанием и мозаикой. Скончался преподобный в глубокой старости (+ 1088) и был погребен в Ближних пещерах преподобного Антония.

Тропарь преподобному Никону, игумену Киево-Печерскому, глас 5

Христо́ва виногра́да лоза́ яви́лся еси́, Богоблаже́нне Ни́коне,/ гро́здие принося́ Ему́ — доброде́тели твоя́,/ и про́чиих, к те́мже наставля́я,/ приводи́л еси́ Христу́ Бо́гу,// Ему́же, мо́лим тя, моли́ся за ду́ши на́ша.

Ин тропарь преподобному Никону, игумену Киево-Печерскому, глас 1

Послуша́ния до́брый рачи́тель быв,/ преподо́бне Ни́коне приснопа́мятне,/ це́рковь бо пречу́дну Пресвяты́я Богоро́дицы/ прекра́сно укра́сил еси́./ Те́мже и мы, ча́да твоя́, любо́вию вопие́м ти:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак преподобному Никону, игумену Киево-Печерскому, глас 8

Тре́тье свети́ло пеще́рное,/ прогоня́ющее тьму бесо́вскую,/ восхваля́ем тя, му́дре,/ и по до́лгу чтим труды́ и по́двиги твоя́,/ я́же подъя́т о ста́де свое́м/ и о украше́нии церко́внем,/ воззыва́юще ти усе́рдне си́це:// ра́дуйся, о́тче Ни́коне, красото́ церко́вная.

Ин кондак преподобному Никону, игумену Киево-Печерскому, глас 4

Духо́вному твоему́ наста́внику, о́тче Ни́коне, вся́чески прилепи́вся/ и от него́ наставля́емь,/ во всем Христо́ви порабо́тився,/ мона́хов был еси чинонача́льник и преподо́бных сожи́тель,// с ни́миже Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.