4 сентября день памяти Священномученика Горазда (Павлика) Богемского и Мораво-Силезского, епископа, Грузинской иконы Божией Матери (1650)

04.09.2018

Священномученик Горазд (Павлик) Богемский и Мораво-Силезский, епископ

В ми­ру Пав­лик Ма­тей, ро­дил­ся в се­мье об­ра­зо­ван­но­го кре­стья­ни­на Яна Пав­ли­ка и его су­пру­ги Ан­ны, урож­ден­ной Бел­чи­ко­вой, в се­ле Гру­ба Врб­ка (Юж­ная Мо­ра­вия, Ав­ст­ро-Вен­гер­ская им­пе­рия) 26 мая 1879 го­да. Ро­ди­те­ли его бы­ли ри­мо-ка­то­ли­ка­ми. Ма­тей с ра­до­стью участ­во­вал в бо­го­слу­же­ни­ях в со­сед­нем Ку­же­ло­ве. Он был лю­бим и учи­те­ля­ми, и со­уче­ни­ка­ми. Учил­ся от­лич­но, а в сво­бод­ное вре­мя мно­го чи­тал, осо­бен­но ли­те­ра­ту­ру, го­во­рив­шую о жиз­ни пер­вых хри­сти­ан.

По­сле окон­ча­ния на­чаль­ной шко­лы он учил­ся в ри­мо-ка­то­ли­че­ской гим­на­зии в Кро­мер­жи­же. В седь­мом клас­се на­чал са­мо­сто­я­тель­но изу­чать ста­ро­сла­вян­ский язык. Учё­бу окон­чил с от­ли­чи­ем.

В 1898 го­ду по­сту­пил на ри­мо-ка­то­ли­че­ский бо­го­слов­ский фа­куль­тет уни­вер­си­те­та в Оло­мо­уце. В 1900 го­ду, при пе­ре­хо­де со вто­ро­го на тре­тий курс фа­куль­те­та, со­вер­шил по­езд­ку в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру.

В 1902 го­ду окон­чил бо­го­слов­ский фа­куль­тет по пер­во­му раз­ря­ду и 5 июля в Оло­мо­уц­ком ри­мо-ка­то­ли­че­ском со­бо­ре свя­то­го Вац­ла­ва был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и на­зна­чен на при­ход в Кар­ло­ви­чах, а по­том в Бру­мо­ви­це. С 15 сен­тяб­ря 1906 го­да до 1 мая 1920 го­да слу­жил свя­щен­ни­ком в пси­хи­ат­ри­че­ской ле­чеб­ни­це в Кро­мер­жи­же. Снис­кал боль­шое ува­же­ние не толь­ко сре­ди вве­рен­ных ему боль­ных, но и сре­ди вра­чей и пер­со­на­ла ле­чеб­ни­цы.

Ре­ши­тель­ная пе­ре­ме­на в ре­ли­ги­оз­ном его ми­ро­воз­зре­нии про­изо­шла во вре­мя на­па­де­ния Ав­ст­ро-Вен­грии на Сер­бию. В от­ли­чие от боль­шей ча­сти ри­мо-ка­то­ли­че­ско­го ду­хо­вен­ства, он осуж­дал агрес­сию Ав­ст­ро-Вен­грии и Гер­ма­нии про­тив Сер­бии и на­чал из­да­вать жур­нал «Пра­во на­ро­да», в ко­то­ром пуб­ли­ко­ва­лись ста­тьи, при­зы­ва­ю­щие к ре­фор­ма­ции ри­мо-ка­то­ли­че­ской церк­ви.

Осе­нью 1918 го­да, по­сле окон­ча­ния вой­ны, ко­гда в на­цио­наль­ной и ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни по­лу­чив­шей неза­ви­си­мость Че­хо­сло­ва­кии со­вер­ша­лись боль­шие пе­ре­ме­ны, он тя­же­ло за­бо­лел и по­чти ли­шил­ся зре­ния. Ему при­шлось дол­гое вре­мя про­ле­жать в боль­ни­це, что и по­слу­жи­ло при­чи­ной его ухо­да на пен­сию, несмот­ря на мо­ло­дой воз­раст.

В эту по­ру, по­сле рас­па­да Ав­ст­ро-Вен­грии и об­ра­зо­ва­ния Че­хо­сло­вац­кой рес­пуб­ли­ки, око­ло по­лу­мил­ли­о­на её жи­те­лей вы­шли из ри­мо-ка­то­ли­че­ской церк­ви, так как клас­си­че­ский ри­мо-ка­то­ли­цизм вос­при­ни­мал­ся мно­ги­ми че­ха­ми и сло­ва­ка­ми как ре­ли­гия ав­стрий­ских за­во­е­ва­те­лей. 8 ян­ва­ря 1920 го­да бы­ло объ­яв­ле­но об об­ра­зо­ва­нии «Че­хо­сло­вац­кой церк­ви,» счи­та­ю­щей се­бя на­след­ни­цей как гу­сит­ской, так и ки­рил­ло-ме­фо­ди­ев­ской тра­ди­ций. Гла­вой церк­ви стал быв­ший ка­то­ли­че­ский свя­щен­ник док­тор бо­го­сло­вия Карл Фар­ский. С этим дви­же­ни­ем отец Ма­тей не мог со­гла­сить­ся пол­но­стью, по­сколь­ку оно бы­ло ли­ше­но иерар­хии и свя­зи со Все­лен­ской Цер­ко­вью, но в нем со­зре­ло ре­ше­ние вы­сту­пить для про­све­ще­ния на­ро­да в ду­хе Пра­во­сла­вия.

11 ок­тяб­ря 1920 го­да он офи­ци­аль­но вы­шел из ри­мо-ка­то­ли­че­ской церк­ви и при­со­еди­нил­ся к Че­хо­сло­вац­кой на­цио­наль­ной церк­ви с на­ме­ре­ни­ем за­щи­щать в ней пра­во­слав­ное на­прав­ле­ние. Од­на­ко, тру­дить­ся в этом на­прав­ле­нии бы­ло нелег­ко, ибо ли­бе­раль­ное кры­ло дви­же­ния бы­ло очень силь­но.

С 1 июля 1921 го­да отец Ма­тей был опре­де­лён в цер­ков­ные адми­ни­стра­то­ры об­ла­сти Мо­ра­вия и Си­ле­зия. В том же ме­ся­це на­чал из­да­вать ре­ли­ги­оз­ный жур­нал «За прав­доу,» в ко­то­ром за­щи­щал пра­во­слав­ные прин­ци­пы от на­па­де­ний ра­ди­ка­лов, ко­то­рые за­хва­ти­ли ве­ду­щие по­сты в ру­ко­вод­стве Че­хо­сло­вац­кой церк­ви.

Бла­го­да­ря его уси­ли­ям I со­бор Че­хо­сло­вац­кой церк­ви при­нял пра­во­слав­ные нрав­ствен­ность и ве­ро­уче­ние. На II со­бо­ре 29 ав­гу­ста 1921 го­да бы­ло окон­ча­тель­но при­ня­то ре­ше­ние, что ве­ро­уче­ние Церк­ви долж­но быть пра­во­слав­ным, бы­ли при­зна­ны по­ста­нов­ле­ния се­ми Все­лен­ских Со­бо­ров. На этом со­бо­ре уже при­сут­ство­вал и эк­зарх Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви епи­скоп Ниш­ский До­си­фей, чем и бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло ка­но­ни­че­ско­му об­ще­нию. Вто­рой со­бор вы­нес так­же ре­ше­ние, что на­зва­ние Церк­ви бу­дет «Че­хо­сло­вац­кая Цер­ковь Пра­во­слав­ная.»

21 сен­тяб­ря 1921 го­да отец Ма­тей на Фруш­кой Го­ре в Лав­ре Кру­ше­дол по­стриг­ся в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем в честь рав­ноап­о­столь­но­го Го­раз­да. На сле­ду­ю­щий день в мо­на­сты­ре Грге­тек иеро­мо­нах Го­разд был воз­ве­ден в сан игу­ме­на, а ве­че­ром то­го же дня епи­ско­пом До­си­фе­ем в мо­на­сты­ре Хо­по­во – в сан ар­хи­манд­ри­та. 25 сен­тяб­ря 1921 го­да в со­бо­ре свя­то­го Ми­ха­и­ла ар­хи­манд­рит Го­разд был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Мо­рав­ско­го и Си­лез­ско­го. Хи­ро­то­нию со­вер­ши­ли пат­ри­арх Серб­ский Ди­мит­рий, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский Ан­то­ний, мит­ро­по­лит Вар­на­ва, епи­скоп До­си­фей и епи­скоп Иосиф в при­сут­ствии всех ар­хи­ере­ев Серб­ской Церк­ви.

Став пра­во­слав­ным ар­хи­ере­ем, епи­скоп Го­разд был вы­нуж­ден ве­сти борь­бу за утвер­жде­ние пра­во­сла­вия в Че­хо­сло­вац­кой церк­ви, так как ра­ди­ка­ли­стов в её ря­дах устра­и­ва­ло раз­ру­ше­ние ри­мо-ка­то­ли­циз­ма, но не устра­и­ва­ло укреп­ле­ние пра­во­сла­вия.

Вла­ды­ка Го­разд ис­поль­зо­вал каж­дую предо­ста­вив­шу­ю­ся воз­мож­ность утвер­дить ис­тин­ный цер­ков­ный строй. Так, он го­во­рил: «Ес­ли же Че­хо­сло­вац­кая Цер­ковь со­глас­на не знать ис­тин­но­го хри­сти­ан­ства, бы­ло бы необ­хо­ди­мо от­кры­то о том ска­зать и бы­ло бы необ­хо­ди­мо по­сле­до­ва­тель­но то про­воз­гла­сить, что ей не нуж­ны ни ру­ко­по­ло­жен­ные епи­ско­пы, ни ру­ко­по­ло­жен­ные свя­щен­ни­ки. Ес­ли же, од­на­ко, бу­дут ру­ко­по­ла­гать­ся свя­щен­ни­ки и епи­ско­пы, то нель­зя быть от­ре­зан­ным от тра­ди­ци­он­но­го хри­сти­ан­ства». В жур­на­ле «За прав­доу» в 1922 го­ду епи­скоп пи­сал: «Бы­ло бы зна­ком по-на­сто­я­ще­му гиб­кой со­ве­сти за­явить о при­я­тии Ни­кео-Ца­рь­град­ско­го сим­во­ла ве­ры и де­я­ний се­ми Все­лен­ских Со­бо­ров, за­тем при­нять имя для Че­хо­сло­вац­кой Церк­ви – Пра­во­слав­ная, и при этом сме­ять­ся над всем пра­во­слав­ным: и над ве­ро­учеб­ны­ми дог­ма­та­ми, и над об­ря­дом.»

В июле 1922 го­да вла­ды­ка Го­разд был по­слан в мис­си­о­нер­скую по­езд­ку в Аме­ри­ку, в чеш­ские ко­ло­нии. Во вре­мя его де­я­тель­но­сти в Аме­ри­ке ра­ди­ка­лы во гла­ве с Кар­лом Фар­ским на­ча­ли борь­бу про­тив дог­ма­тов и устрой­ства Пра­во­слав­ной Церк­ви. Они вы­пу­сти­ли в свет «Че­хо­сло­вац­кий ка­те­хи­зис» ере­ти­че­ско­го со­дер­жа­ния. Так, в «ка­те­хи­зи­се» го­во­ри­лось, что нет Еди­но­го Бо­га в Трех Ли­цах и Бог – это «жи­вой за­кон ми­ра». Иисус Хри­стос – «не яв­ля­ет­ся Сы­ном Бо­жи­им, Спа­си­те­лем, но толь­ко про­ро­ком». Фар­ский и Ка­ло­ус ста­ви­ли в «ка­те­хи­зи­се» Иису­са Хри­ста в один ряд с Мо­и­се­ем, Со­кра­том, Ма­го­ме­том, Зо­ро­астрой, Буд­дой, Кон­фу­ци­ем. По их уче­нию, Дух Свя­тый – это толь­ко Бо­жие во­оду­шев­ле­ние в че­ло­ве­ке. От­верг­ну­то бы­ло пра­во­слав­ное уче­ние о Бо­го­ро­ди­це.

Вла­ды­ка Го­разд, рас­кры­вая ере­ти­че­ское со­дер­жа­ние «ка­те­хи­зи­са», пи­шет: «...в це­лом тон кни­ги не схо­ден ни с Еван­ге­ли­ем, ни со взгля­да­ми пер­вых хри­сти­ан, ни с по­ста­нов­ле­ни­я­ми Все­лен­ских Со­бо­ров, ни с ве­ро­уче­ни­ем... Хри­стос рас­смат­ри­ва­ет­ся в кни­ге од­но­сто­ронне и не пол­но­стью, без вни­ма­ния к Бла­го­да­ти Бо­жьей... Без Бла­го­да­ти пе­ре­ста­ет су­ще­ство­вать хри­сти­ан­ство, оно то­гда оста­ет­ся толь­ко эти­кой... До­ста­точ­но ли... толь­ко эти­ки и мо­жет ли толь­ко эти­ка нас удо­вле­тво­рить, освя­тить и спа­сти, – оста­ет­ся во­про­сом, на ко­то­рый я от­ве­чаю от­ри­ца­тель­но. «Че­хо­сло­вац­кий ка­те­хи­зис» на­но­сит вред на­ше­му де­лу как внут­ри, так и вне церк­ви...».

Вла­ды­ка Го­разд по­чти два го­да вел борь­бу с ра­ди­ка­ли­ста­ми, ста­ра­ясь за­щи­тить от ере­си ве­ру­ю­щих Че­хо­сло­вац­кой Церк­ви Пра­во­слав­ной, но си­лы бы­ли яв­но нерав­ны. Од­новре­мен­но с внут­рен­ней борь­бой воз­ник раз­лад с неза­ви­си­мо устро­ив­шей­ся «Чеш­ской ре­ли­ги­оз­ной пра­во­слав­ной об­щи­ной», ко­то­рая по­сле неудач­ных пе­ре­го­во­ров с Серб­ской Цер­ко­вью в 1923 го­ду во­шла в ве­де­ние Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та. Юрис­дик­ци­он­ный спор был по­до­грет го­су­дар­ством, т.к. пре­зи­дент Т.Г. Ма­са­рик и дру­гие ве­ду­щие по­ли­ти­ки ЧСР бы­ли про­тив вос­ста­нов­ле­ния и утвер­жде­ния Пра­во­сла­вия в Че­хо­сло­ва­кии.

Вла­ды­ка Го­разд, не имея воз­мож­но­сти пас­тыр­ски ве­сти на тер­ри­то­рии Че­хии пра­во­слав­но ори­ен­ти­ро­ван­ных чле­нов Че­хо­сло­вац­кой церк­ви, ре­ко­мен­до­вал им, дабы они при­со­еди­ни­лись к «Чеш­ской ре­ли­ги­оз­ной пра­во­слав­ной об­щине». Так и ста­ло с боль­шей их ча­стью, осо­бен­но в Пра­ге.

5 мар­та 1923 го­да на за­се­да­нии епар­хи­аль­но­го со­ве­та Мо­рав­ско-Си­лез­ской епар­хии епи­скоп Го­разд от­ка­зал­ся от ме­ста епар­хи­аль­но­го ар­хи­ерея и от даль­ней­шей де­я­тель­но­сти в Че­хо­сло­вац­кой церк­ви. Епар­хи­аль­ный со­вет от­став­ки не при­нял и пред­ста­ви­те­ли пра­во­слав­ной ори­ен­та­ции про­си­ли епи­ско­па Го­раз­да, чтобы он остал­ся и даль­ше во гла­ве епар­хии. Вла­ды­ка Го­разд их прось­бу удо­вле­тво­рил, чтобы пра­во­слав­ные не оста­лись без пас­ты­ря.

Он ещё год вёл борь­бу с ра­ди­ка­ли­ста­ми и при­ла­гал уси­лия к укреп­ле­нию в ис­ти­нах пра­во­сла­вия наи­боль­ше­го чис­ла сто­рон­ни­ков Че­хо­сло­вац­кой церк­ви. 10 июня 1924 го­да жур­нал «За прав­доу» в по­след­ний раз вы­шел как епар­хи­аль­ный ор­ган Че­хо­сло­вац­кой церк­ви в Мо­ра­вии.

21 июля 1924 го­да епи­скоп Го­разд вы­шел из «Че­хо­сло­вац­кой Церк­ви Пра­во­слав­ной» и увёл с со­бой пра­во­слав­ную её часть. Вме­сте с этим Че­хо­сло­вац­кая Цер­ковь пе­ре­ста­ла су­ще­ство­вать как пра­во­слав­ная цер­ковь и окон­ча­тель­но впа­ла в про­те­стан­тизм, ли­шив­шись Бла­го­да­ти Бо­жи­ей, ибо ре­ше­ни­ем сво­е­го «со­бо­ра» 31 ав­гу­ста 1924 го­да она вос­при­ня­ла за офи­ци­аль­ное уче­ние ересь «Че­хо­сло­вац­ко­го ка­те­хи­зи­са».

Под омо­фо­ром Серб­ско­го пат­ри­ар­ха вла­ды­ка Го­разд при­сту­пил к ор­га­ни­за­ции Чеш­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви на по­ло­же­нии епар­хии Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. В сен­тяб­ре 1924 го­да вла­ды­ка от­пра­вил в Сер­бию пер­вых сту­ден­тов бо­го­сло­вия.

Вла­ды­ка Го­разд ин­тен­сив­но за­нял­ся стро­и­тель­ством но­вой Церк­ви. Он по­ста­вил пе­ред со­бой цель, чтобы в каж­дом при­хо­де бы­ли соб­ствен­ный храм и цер­ков­ный дом. В те­че­ние каж­до­го го­да стро­и­лось по од­но­му хра­му. Боль­шим его по­мощ­ни­ком в этом де­ле был про­то­и­е­рей Все­во­лод Ко­ло­мац­кий. Вла­ды­ка не толь­ко ру­ко­во­дил по­строй­кой хра­мов для сво­их при­хо­дов, но и сам ра­бо­тал вме­сте с при­хо­жа­на­ми. Боль­шую по­мощь он ока­зы­вал тай­но. Под ру­ко­вод­ством свя­ти­те­ля Го­раз­да с 1928 по 1942 год вклю­чи­тель­но бы­ло по­стро­е­но и освя­ще­но 14 хра­мов. При этом вла­ды­ка встре­чал­ся с пре­пят­стви­я­ми на сво­ем пу­ти. В от­че­те, по­слан­ном Серб­ско­му Пат­ри­ар­ху Вар­на­ве, вла­ды­ка пи­шет о ярост­ной про­па­ган­де про­тив Пра­во­сла­вия со сто­ро­ны то­гдаш­не­го пре­зи­ден­та Т.Г. Ма­са­ри­ка, по­ли­ти­че­ских пар­тий, Че­хо­сло­вац­кой церк­ви, ри­мо-ка­то­ли­ков и т. д.

Вла­ды­ка Го­разд был епи­ско­пом-мис­си­о­не­ром: при­ез­жая в ка­кой-ли­бо при­ход, жил там по несколь­ку ме­ся­цев, по­се­щал каж­дую пра­во­слав­ную се­мью. На­ря­ду с ре­ли­ги­оз­но-про­све­ти­тель­ской де­я­тель­но­стью вла­ды­ка мно­го за­ни­мал­ся и ли­те­ра­тур­ным тру­дом. Он со­ста­вил, в част­но­сти, «Сбор­ник мо­литв и ли­тур­ги­че­ских пес­но­пе­ний Пра­во­слав­ной Церк­ви». При со­став­ле­нии сбор­ни­ка вла­ды­ка ис­поль­зо­вал рус­ский рас­пев пер­во­го, тре­тье­го, чет­вер­то­го, ше­сто­го гла­сов, а так­же и се­ми гла­сов про­ким­нов. Свя­ти­тель в це­лях быст­ро­го усво­е­ния пе­ния по сбор­ни­ку сам ез­дил по при­хо­дам и учил на­род цер­ков­но­му пе­нию.

В 1927 го­ду был из­дан Слу­жеб­ник для свя­щен­ни­ков под на­зва­ни­ем «Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия св. Иоан­на Зла­то­усто­го и св. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го», а так­же «Биб­лей­ская ис­то­рия для уче­ни­ков 1-4 клас­сов об­щин­ных школ». Вы­да­ю­щим­ся тру­дом свя­ти­те­ля ста­ла «Жизнь свв. Ки­рил­ла и Ме­фо­дия и их связь с Ри­мом и Ца­ре­гра­дом» из­дан­ная под псев­до­ни­мом П. Ма­лы.

Вла­ды­ка дол­жен был при­ло­жить мно­го адми­ни­стра­тив­ных уси­лий и тер­пе­ли­во­сти для пре­одо­ле­ния раз­де­ле­ния с по­сле­до­ва­те­ля­ми Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Пат­ри­ар­ха­та. 22 но­яб­ря 1925 го­да он был из­бран но­вым ду­хов­ным ру­ко­во­ди­те­лем «Чеш­ской ре­ли­ги­оз­ной пра­во­слав­ной об­щи­ны», и Че­хо­сло­вац­кое го­су­дар­ство так­же при­зна­ло за­кон­ной на тер­ри­то­рии рес­пуб­ли­ки Серб­скую цер­ков­ную юрис­дик­цию. В фев­ра­ле 1926 го­да де­ло­про­из­вод­ство бы­ло изъ­ято у по­сле­до­ва­те­лей Кон­стан­ти­но­по­ля и пе­ре­да­но в ру­ки епи­ско­па Го­раз­да. Од­на­ко лишь в сен­тяб­ре 1929 го­да бы­ло по­лу­че­но одоб­ре­ние от Серб­ской Церк­ви и пра­ви­тель­ства ЧСР на су­ще­ство­ва­ние управ­ле­ния пра­во­слав­ной Ццерк­ви на уровне епар­хии в пра­во­вом от­но­ше­нии.

Вла­ды­ка Го­разд без уста­ли при­ла­гал уси­лия к ос­но­ва­нию мо­на­сты­ря, ко­то­рый на­ко­нец был ос­но­ван, но мо­на­хи по раз­ным при­чи­нам разо­шлись. Во­пре­ки мно­гим пре­пят­стви­ям за че­ты­ре го­да вла­ды­кой бы­ло до­стиг­ну­то ре­ше­ние юри­ди­че­ских во­про­сов, най­де­но со­гла­сие и укреп­ле­на ор­га­ни­за­ци­он­ная струк­ту­ра Пра­во­сла­вия в ЧСР уже на уровне двух епар­хий – Чеш­ской (Мо­рав­ско-Си­лез­ской) и Под­кар­пат­ской (Му­ка­чев­ско-Пря­шев­ской). 28 сен­тяб­ря 1935 го­да участ­во­вал в освя­ще­нии Праж­ско­го Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра.

В 1938 го­ду Че­хо­сло­ва­кия па­ла жерт­вой Мюн­хен­ско­го сго­во­ра за­пад­ных дер­жав. Часть ее бы­ла ок­ку­пи­ро­ва­на Гер­ма­ни­ей. В сво­их про­по­ве­дях, пись­мах и ста­тьях епи­скоп Го­разд при­зы­вал всех ве­ру­ю­щих к ис­пол­не­нию сво­их хри­сти­ан­ских и пат­ри­о­ти­че­ских обя­зан­но­стей.

15 мар­та 1939 го­да Че­хо­сло­ва­кия окон­ча­тель­но по­те­ря­ла свою неза­ви­си­мость. Нем­цы со­зда­ли из Сло­ва­кии «са­мо­сто­я­тель­ную» рес­пуб­ли­ку, а в Че­хии и Мо­ра­вии об­ра­зо­ва­ли так на­зы­ва­е­мый про­тек­то­рат. Для Чеш­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и для все­го на­ро­да на­ча­лось вре­мя тяж­ких ис­пы­та­ний. Епи­скоп Го­разд и в дни ок­ку­па­ции не остав­лял сво­ей мис­си­о­нер­ской, на­уч­но-ли­те­ра­тур­ной и пат­ри­о­ти­че­ской де­я­тель­но­сти. 15 мар­та 1939 го­да в ста­тье «Бра­тья и сёст­ры» он про­ро­че­ски го­во­рил, что неспра­вед­ли­вость бу­дет уни­что­же­на, ес­ли на­род не оста­вит Бо­га. Меж­ду про­чим, пи­сал: «Будь­те уве­ре­ны, что на­ша пра­во­слав­ная цер­ковь есть наи­проч­ней­шая ос­но­ва как ре­ли­ги­оз­но­го и мо­раль­но­го бы­то­ва­ния, так и на­род­ной жиз­ни на­шей.»

То­гда же вла­ды­ка на­чал пи­сать «Жи­тия свя­тых». Уже во вре­мя ок­ку­па­ции по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Го­раз­да на­ча­лось стро­и­тель­ство хра­ма Свя­той Тро­и­цы в се­ле Че­ле­хо­ви­це-на-Гане.

От­но­ше­ние свя­то­го вла­ды­ки к немец­кой ок­ку­па­ции вид­но из его слов к ми­ни­стру про­тек­то­рат­но­го пра­ви­тель­ства Э. Мо­рав­цу: «Мы бу­дем по­слуш­ны каж­до­му за­кон­но­му пра­ви­тель­ству».

Про­тек­то­рат­ная власть ор­га­ни­зо­ва­ла дав­ле­ние на вла­ды­ку Го­раз­да, чтобы он пе­ре­шёл из юрис­дик­ции Серб­ской в юрис­дик­цию Бер­лин­ско­го ар­хи­епи­ско­па Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви за гра­ни­цей. 21 но­яб­ря 1941 го­да он был вре­мен­но при­нят с 20 при­хо­да­ми в Рус­скую За­ру­беж­ную Цер­ковь вви­ду невоз­мож­но­сти из-за вой­ны сно­сить­ся со сво­им ру­ко­вод­ством в Сер­бии.

27 мая 1942 го­да в Пра­ге был убит па­лач чеш­ско­го на­ро­да обер-груп­пен­фю­рер СС Р. Гей­дрих. Со­вер­шив­шие на­па­де­ние па­ра­шю­ти­сты укры­лись в крип­те пра­во­слав­но­го Праж­ско­го ка­фед­раль­но­го хра­ма свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия, что на Рес­сло­вой ули­це. Так как ге­ста­по не де­ла­ло осо­бой раз­ни­цы меж­ду бой­ца­ми Со­про­тив­ле­ния и те­ми, кто, пусть да­же слу­чай­но, ока­зы­вал им со­дей­ствие, в июне 1942 го­да под уда­ром ока­за­лась Чеш­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь. От­вёл этот удар вла­ды­ка Го­разд (Пав­лик).

8 июня 1942 го­да, через 12 дней по­сле убий­ства Гей­дри­ха, нем­цы, по­лу­чив ин­фор­ма­цию от па­ра­шю­ти­ста Чур­ды, ока­зав­ше­го­ся пре­да­те­лем, окру­жи­ли храм свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия в Пра­ге и взя­ли его штур­мом. Аре­сто­ва­ны бы­ли отец про­то­и­е­рей Вац­лав Чи­кл, отец Вла­ди­мир Пет­р­жек, Ян Зон­не­венд, Вац­лав Ор­нест и дру­гие. Вла­ды­ка Го­разд в это вре­мя на­хо­дил­ся в Гер­ма­нии. С юри­ди­че­ской точ­ки зре­ния это бы­ло без­услов­ное али­би. Но не соб­ствен­ная без­опас­ность вол­но­ва­ла вла­ды­ку. Он сроч­но воз­вра­тил­ся в Че­хию, дабы не по­стра­да­ла от кро­ва­вых го­не­ний Цер­ковь. В пись­ме пред­се­да­те­лю про­тек­то­рат­но­го пра­ви­тель­ства Э. Мо­рав­цу свя­ти­тель взял на се­бя от­вет­ствен­ность за всё, что про­изо­шло в свя­зи с укры­ти­ем де­сант­ни­ков. Э. Мо­ра­вец пись­мо ото­слал в ге­ста­по.

В чет­верг 25 июня 1942 го­да, в 5 ча­сов утра, ге­ста­по аре­сто­ва­ло вла­ды­ку Го­раз­да. В тю­рем­ном за­клю­че­нии он на­хо­дил­ся с 25 июня по 4 сен­тяб­ря 1942 го­да. В те­че­ние это­го вре­ме­ни он был под­верг­нут тя­же­лым му­чи­тель­ным до­про­сам, нем­цы рва­ли у вла­ды­ки гу­стую бо­ро­ду, би­ли его и под­вер­га­ли раз­ным дру­гим му­че­ни­ям. Его уво­зи­ли в 22 ча­са, а воз­вра­щал­ся он в пять ча­сов утра. Днем вла­ды­ке не да­ва­ли от­ды­ха. Ко­гда за­клю­чен­ные по­лу­ча­ли пи­щу, тю­рем­щик ча­сто от­тал­ки­вал епи­ско­па но­гой и остав­лял без еды. Жизнь свя­ти­те­ля Го­раз­да бы­ла пол­на стра­да­ний и за­вер­ши­лась му­че­ни­че­ством за Хри­ста.

Сви­де­те­ли за­клю­че­ния вла­ды­ки, а ча­сто и его му­че­ний, при­во­ди­ли сви­де­тель­ства, что вла­ды­ка Го­разд, отец Вац­лав и отец Вла­ди­мир бы­ли и по­сре­ди всех му­че­ний очень спо­кой­ны. Глу­бо­кий по­кой был на их ли­цах и на су­де, и при вы­не­се­нии при­го­во­ра, и на ме­сте каз­ни.

Во­ен­ный три­бу­нал при­го­во­рил епи­ско­па Го­раз­да, а с ним про­то­и­е­рея Вя­че­сла­ва Чик­ла, иерея, док­то­ра бо­го­сло­вия Вла­ди­ми­ра Пет­рж­ка и ми­ря­ни­на Яна Со­не­вен­да к смерт­ной каз­ни. 4 сен­тяб­ря 1942 го­да они бы­ли рас­стре­ля­ны в Пра­ге. Те­ла свя­то­го вла­ды­ки Го­раз­да, от­ца Вла­ди­ми­ра Пет­р­же­ка и Яна Зон­не­вен­да бы­ли со­жже­ны, те­ло от­ца Вац­ла­ва Чик­ла от­да­но для вскры­тия и на­уч­но­го изу­че­ния. Вско­ре по­сле это­го де­я­тель­ность Чеш­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ла пол­но­стью за­пре­ще­на вла­стя­ми Тре­тье­го рей­ха.

По­чи­та­ние свя­то­го Го­раз­да на­ча­лось сра­зу же по­сле его му­че­ни­че­ской кон­чи­ны. Яр­ким сви­де­тель­ством это­го ста­ла пер­вая ико­на свя­щен­но­му­че­ни­ка, на­пи­сан­ная в 1944 го­ду про­то­и­е­ре­ем Все­во­ло­дом Ко­ло­мац­ким.

В вос­кре­се­нье 5 сен­тяб­ря 1987 го­да в ка­фед­раль­ном хра­ме свя­то­го Го­раз­да в го­ро­де Оло­мо­уце при боль­шом сте­че­нии на­ро­да, в при­сут­ствии всех чле­нов Свя­щен­но­го Си­но­да Пра­во­слав­ной Церк­ви Че­хо­сло­ва­кии во гла­ве с мит­ро­по­ли­том До­ро­фе­ем и ар­хи­ере­ев Кон­стан­ти­но­поль­ской, Рус­ской и Серб­ской Пра­во­слав­ных Церк­вей со­сто­я­лось про­слав­ле­ние в ли­ке свя­тых свя­щен­но­му­че­ни­ка Го­раз­да, епи­ско­па Чеш­ско­го и Мо­рав­ско-Си­лез­ско­го.

Об­ла­че­ние свя­щен­но­му­че­ни­ка Го­раз­да хра­нит­ся в Праж­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия. В 1992 го­ду бы­ла со­вер­ше­на пер­вая служ­ба в пра­во­слав­ном хра­ме, освя­щен­ном в честь свя­ти­те­ля в его род­ной Гру­бе Врб­ке.

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Агафоника и иже с ним глас 1

Звание благое стяжав, богомудре,/ мужей лукавых отвратился еси веры,/ не убоявся мук, Агафониче славне,/ темже благим был еси наследник/ и приял еси со страждущими с тобою// достойныя венцы.

Тропарь святого Горазда, архиепископа Моравского глас 2

Достойнейший преемник учителя своего Мефодия,/ Моравския Церкве первопрестольника,/ был еси, святителю отче наш Горазде,/ столп Православия предивен,/ мученик без крове,/ и изгнание от своего стада коварными мужи претерпев./ Далече от своего отечества, Моравския земли,/ утвердив проповедию догматы божественныя Истины,/ Духом соединился еси со святыми учители своими Кириллом и Мефодием в Царстве Небеснем./ Моли о нас, блаженне,/ верою почитающих память твою,/ умирити мир и спасти души наша.

 

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской) глас 4

Днесь светло красуется обитель Красногорская,/ и с нею ликовствует Раифская пустыня,/ яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, 

Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно:/ избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих/ и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианского.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)   глас 5

Веселятся православнии народи,/ видяще, Владычице Дево Богородице,/ Твою пречудную и чудотворную икону,/ и приемлют врачевство душевное и телесное Твоею милостию всегда./ Темже и мы, покланяющеся оней, усердно Тебе вопием:/ помилуй, Благая Мати, смиренныя рабы Твоя/ и избави нас от всякаго зла и навета вражия,/ молящи Сына Твоего, Господа Иисуса,/ да, спасшеся зде, Небесное жительство получим/ человеколюбием и благодатию Его.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской) глас 8

Тебе, Избранней от всех родов, Божией Матери,/ благодарственная пения приносим,/ пришествием честныя Твоей иконы, раби Твои, Богородице, озаряеми,/ но, яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)   глас 6

Аще попущением Божественным/ от рук неверных честная Твоя, Владычице, икона/ поруганию подвержеся/ и копнем варвар прободена быстъ,/ обаче во стране нашей Православней/ любочестно всеми прославляется/ и благоговейно почитается,/ сего ради Тобою являет слепым зрение,/ глухим слышание, немым глаголание,/ хромым хождение, разслабленным укрепление,/ скорбным утешение и отраду./ Сих ради молим Тя, Милосердная Мати,/ до конца пробави милости Твоя на нас, яко Благая.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)

Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша, подающи с верою просящим по коемуждо прошению исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, и от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши, прокаженных очищаеши, и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, Госпоже Владычице, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти исцеляеши, и очныя болезни уврачуеши, и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и покланяющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодевей, Преславней и Непорочней, славящих, и чтущих, и поющих Тя во веки веков. Аминь.