4 июня день памяти Святого великомученика Иоанна-Владимира, благоверного князя Сербского

04.06.2022

Свт. Феофан Затворник:

«Кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника» (Мф.10:41). Этим решаются все недоразумения при подаянии милостыни. Доброхотство в отношении к бедным, почти всегда если не пресекается, то значительно сокращается вопросами: кто просит и куда пойдет поданное? Господь говорит таковым: в каком смысле примешь ты просящего и поможешь ему, в том и награда тебе будет. Не на просящего смотри, а на свои при том помышления. Каковы будут эти последние, такова будет и цена дела твоего. Какие же мысли иметь о бедном, это определяется другим словом: милующий нищего взаймы даёт Богу; или «если сотворили вы одному из них, то Мне сотворили» (Мф.25:40). Итак, принимай всякого нуждающегося как Господа, и делай для Него, что можешь сделать с тою мыслию, что делаешь для Бога, и получишь мзду не пророка только и праведника, но Господню.

 

Деян. 20:7-12

В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.

В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.

Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.

Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.

Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.

Между тем отрока привели живого, и немало утешились.

 

Ин. 14:10-21

Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? [Зач. 48.] Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,

Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

Не оставлю вас сиротами; приду к вам.

Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.

В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.

 

Из Охридского Пролога за 22 мая:

Рассуждение

Как мог Моисей поститься 40 дней? Как многие христианские подвижники могли жить, причем очень долго, в крайнем воздержании от пищи и питья? Плотскому человеку, не знающему духовной жизни, в это невозможно поверить. Нельзя ему это[го] и доказать, потому что уразумение сего постигается только опытом. Когда святого Василиска мучители три дня держали без хлеба и воды, а затем предложили ему пищу, он от нее отказался, сказав, что не голоден. «Я, – засвидетельствовал он, – исполнен бессмертной пищей и не хочу принимать смертную. Вас питает земной хлеб, а меня – небесное, Божие слово; вас веселит вино, а меня – благодать Святого Духа; вас насыщает мясо, а меня – пост; вас укрепляет телесная сила, а меня – Крест Христов; вас обогащает золото, а меня – Христова любовь; вас украшают одежды и наряды, а меня – добродетель; вы увеселяетесь смехом, а я утешаюсь духом через молитву». Вот человек, один из многих и [даже очень] многих, на коем подтвердилось слово Христово: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4:4)!

Проповедь о человеческих телах как храмах

Не знаете ли, что тела ваши суть храм

живущего в вас Святаго Духа, Которого

имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы

куплены дорогою ценою.

1Кор.6:19–20

Благодаря чему, братья, наши тела стали храмом Святого Духа? Благодаря тому, что мы куплены дорогою ценою. Владыка Христос заплатил за нас Своими заботами, трудами, страданиями и смертью. За эту цену мы удостоились быть храмом Святого Духа.

Но кто-то скажет: та цена выплачена давно, а мы после этого живем уже двадцать веков? Всё равно: цена внесена не на какое-то время и не за одно поколение, а на все времена и за все поколения от Адама до Страшного Суда. И если на земле родятся еще миллиарды и миллиарды человеческих существ – за всех за них цена уже выплачена. Цена эта столь велика и драгоценна, что, если бы и весь морской песок превратился в людей, она была бы достаточной.

С какого момента, братья, тела наши делаются храмом Святого Духа? С момента нашего крещения. Цена заплачена за всех людей, но храмом Святого Духа становятся только те, кто принимает крещение.

Каково следствие того, братья, что Святой Дух обитает в нас? Следствие таково, что мы уже не свои. Когда Дух Святой вселится в наши тела, тогда Он владычествует над нами, а не мы над Ним или над самими собой. Тогда мы, братья, собственность Бога Духа Святого.

А что означает, братья, что на Тайной Вечери, когда Господь омыл ноги и Иуде и когда Иуда принял от Господа кусок хлеба, то, [как] повествуется, после сего куска вошел в него сатана (Ин. 13:27)? О, и [впрямь] страшные слова! О, какое ужасное наказание за предательство Бога! Не значит ли это, братья, что если отречемся мы от Бога, омывающего нас и питающего, то Дух Божий покинет нас, а на Его место вселится в нас сатана? О, какая горькая истина! О, грозное предостережение всем нам, крещеным! Дух Святой вселился в нас при крещении и соделал из нас для Себя храм. Однако Дух Святой живет в нас не с принуждением, а по нашей доброй воле. Если согрешим мы против Него, Он уходит из нас; вместо Него поселяется в нас сатана, и наш телесный храм превращается в свинарник.

О Душе Святой всеблагий, не оставь нас. Смилуйся и прости нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ИОАНН-ВЛАДИМИР, БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ СЕРБСКИЙ

Свя­той му­че­ник Иоанн-Вла­ди­мир, ко­роль Серб­ский, при­над­ле­жал к бла­го­че­сти­во­му цар­ско­му ро­ду, вла­дев­ше­му кня­же­ства­ми За­хум­ле и Пре­ва­ла. Он всту­пил в управ­ле­ние Сер­би­ей во вто­рой по­ло­вине Х ве­ка и пра­вил Зе­той и дру­ги­ми об­ла­стя­ми в Ил­ли­рии и Да­лма­ции. С дет­ства свя­той Иоанн-Вла­ди­мир был на­де­лен ду­хов­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми: кро­то­стью, сми­ре­ни­ем, бла­го­ра­зум­ной мол­ча­ли­во­стью, от­ли­чал­ся бо­го­бо­яз­нен­но­стью и чи­стой жиз­нью, рав­но­ду­ши­ем к зем­ным бла­гам. Он изу­чил во­ин­ское де­ло и стал вы­да­ю­щим­ся пол­ко­вод­цем, но про­дол­жал от­ли­чать­ся при­мер­ным бла­го­че­сти­ем, хо­ро­шо знал Свя­щен­ное Пи­са­ние, был ми­ло­стив к бед­ным. Бла­го­да­ря этим ка­че­ствам ему уда­лось мно­гих ере­ти­ков-бо­го­милов вер­нуть в пра­во­сла­вие. Как мо­нарх он поль­зо­вал­ся все­об­щей лю­бо­вью, ко­то­рую при­об­рел муд­ро­стью и доб­ро­той. Свя­той Иоанн-Вла­ди­мир по­сы­лал в на­род учи­те­лей ве­ры, что спо­соб­ство­ва­ло утвер­жде­нию пра­во­сла­вия и ис­ко­ре­не­нию ере­сей. В его цар­ство­ва­ние бы­ло от­кры­то мно­го боль­ниц, стран­но­при­им­ных до­мов и мо­на­сты­рей.
Ве­дя столь бо­го­угод­ный об­раз жиз­ни, ко­роль Иоанн-Вла­ди­мир был вы­нуж­ден непре­стан­но бо­роть­ся с внеш­ни­ми (царь Бол­гар­ский Са­му­ил и им­пе­ра­тор Ви­зан­тий­ский Ва­си­лий II Ма­ке­до­ня­нин) и внут­рен­ни­ми (бо­го­милы) вра­га­ми. Од­на­жды царь Са­му­ил на­пал на сер­бов с боль­шим вой­ском; ко­роль Иоанн-Вла­ди­мир укло­нил­ся от бит­вы и обос­но­вал­ся со сво­ей дру­жи­ной на вы­со­кой го­ре Об­лик (или Ко­со­гор). Здесь его лю­ди ста­ли стра­дать от уку­сов ядо­ви­тых змей. Свя­той Иоанн-Вла­ди­мир со сле­за­ми стал мо­лить­ся Бо­гу о по­мо­щи, и Гос­подь внял его мо­лит­ве.
Неко­то­рое вре­мя царь Са­му­ил не мог на­не­сти по­ра­же­ние оса­жден­ным сер­бам, но мест­ный князь ока­зал­ся пре­да­те­лем. Ко­гда сер­бы по­ня­ли, что по­ра­же­ние неиз­беж­но, свя­той Иоанн-Вла­ди­мир со­брал сво­их лю­дей и ска­зал им: «Луч­ше бу­дет, ес­ли я по­ло­жу ду­шу свою за вас и доб­ро­воль­но пре­дам свое те­ло на смерть, чем вы про­па­де­те от го­ло­да и ме­ча». Ска­зав это, он про­стил­ся со сво­и­ми и от­дал се­бя в ру­ки ца­рю Са­му­и­лу, ко­то­рый за­клю­чил его в тем­ни­це го­ро­да Прес­на.
Свя­той Иоанн-Вла­ди­мир непре­стан­но мо­лил­ся в тем­ни­це, и ему был по­слан Ан­гел Бо­жий, ко­то­рый укреп­лял его дух и пред­ска­зал осво­бож­де­ние, а впо­след­ствии му­че­ни­че­ский ве­нец.
Дочь ца­ря Са­му­и­ла Ко­са­ра, или Фе­о­до­ра, от­ли­ча­лась ми­ло­сер­ди­ем и ча­сто об­хо­ди­ла тем­ни­цы. Она по­лю­би­ла мо­ло­до­го кра­си­во­го плен­ни­ка и умо­ли­ла от­ца, ко­то­рый ни в чем не мог ей от­ка­зать, от­пу­стить его. Царь Са­му­ил же­нил свя­то­го Иоан­на-Вла­ди­ми­ра на сво­ей до­че­ри и вер­нул ему трон.
Вер­нув­шись до­мой, ко­роль Иоанн-Вла­ди­мир пред­ло­жил Фе­о­до­ре жить це­ло­муд­рен­но во ис­пол­не­нии за­по­ве­ди Хри­сто­вой (Мф.19,10-121Кор.7,29). Фе­о­до­ра по­слу­ша­ла его, и так они жи­ли, лю­бя Бо­га и управ­ляя сво­им на­ро­дом со стра­хом Бо­жи­им.
Тем вре­ме­нем про­изо­шли из­ме­не­ния в Бол­гар­ском цар­стве. Умер царь Са­му­ил, был убит его сын Гав­ри­ил; на пре­стол взо­шел Вла­ди­слав – недоб­ро­же­ла­тель свя­то­го Иоан­на-Вла­ди­ми­ра. Свя­то­му Иоан­ну-Вла­ди­ми­ру бы­ло ви­де­ние: он уви­дел ор­ла, нес­ше­го крест. Пти­ца па­ри­ла над ле­са­ми, за­тем опу­сти­лась и по­ло­жи­ла крест на зем­лю. Бла­жен­ный ко­роль по­кло­нил­ся кре­сту и воз­двиг на этом ме­сте храм, в ко­то­ром мо­лил­ся днем и но­чью, ожи­дая му­че­ни­че­ско­го кон­ца.
Царь Вла­ди­слав за­мыс­лил при­со­еди­нить к сво­им вла­де­ни­ям дер­жа­ву свя­то­го Иоан­на-Вла­ди­ми­ра и с этой це­лью по­звал его к се­бе буд­то бы для за­клю­че­ния ка­ко­го-то до­го­во­ра. На­прас­но Фе­о­до­ра, пред­чув­ствуя недоб­рое, убеж­да­ла му­жа не ехать. Свя­той Иоанн-Вла­ди­мир при­был в Прес­ну. Уви­дев под­хо­див­ше­го ко­ро­ля, Вла­ди­слав вы­хва­тил меч и уда­рил свя­то­го Иоан­на-Вла­ди­ми­ра, но не смог при­чи­нить ему вре­да. Свя­той ска­зал ему: «Хо­чешь убить ме­ня, брат, но не мо­жешь!» И, вы­нув свой меч, от­дал ему, го­во­ря: «Возь­ми и убей ме­ня, го­тов на смерть, как Иса­ак и Авель». Вла­ди­слав, по­мра­чен­ный умом, схва­тил меч и от­сек го­ло­ву му­че­ни­ку. Обез­глав­лен­ный Иоанн-Вла­ди­мир взял свою от­се­чен­ную го­ло­ву, подъ­е­хал на коне к хра­му и ска­зал: «В ру­це Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой». Убий­ца бе­жал в ужа­се. Так при­нял му­че­ни­че­скую смерть бла­жен­ный Иоанн-Вла­ди­мир 22 мая 1015 го­да.
В первую ночь по­сле по­гре­бе­ния свя­то­го над его мо­ги­лой был ви­ден чуд­ный свет. Это так на­пу­га­ло Бол­гар­ско­го ца­ря, что он от­дал те­ло свя­то­го его су­пру­ге Фе­о­до­ре и раз­ре­шил его по­гре­бе­ние, где она по­же­ла­ет. Вдо­ва по­ло­жи­ла те­ло му­жа в хра­ме во имя Пре­свя­той Де­вы Ма­рии в Кра­ине; при­няв мо­на­ше­ство, она про­ве­ла оста­ток жиз­ни вбли­зи гро­ба лю­би­мо­го му­жа (впо­след­ствии она бы­ла по­гре­бе­на ря­дом с ним).
Царь Вла­ди­слав по­гиб при оса­де серб­ско­го го­ро­да Дра­ча в на­ча­ле 1018 го­да. Ему вне­зап­но явил­ся во­ин с ли­ком свя­то­го Иоан­на-Вла­ди­ми­ра, а ко­гда он в ужа­се бро­сил­ся бе­жать, Ан­гел Бо­жий по­ра­зил его.
Свя­тые мо­щи ко­ро­ля Иоан­на-Вла­ди­ми­ра око­ло 1215 го­да бы­ли пе­ре­не­се­ны в г. Драч, за­тем в мо­на­стырь свя­то­го в Ал­ба­нию. В этой оби­те­ли, по­свя­щен­ной ко­ро­лю-му­че­ни­ку, бы­ло яв­ле­но мно­го чу­дес. В настоящее время мощи находятся в столице Албании Тиране в Благовещенском соборе и на праздник святого Иоанна-Владимира переносятся на место его погребения в монастырь в деревне Шийоне вблизи города Эльбасан.
Па­мять свя­то­го му­че­ни­ка Иоан­на-Вла­ди­ми­ра чти­ли сер­бы, ал­бан­цы и гре­ки, на­зы­вая его чу­до­твор­цем и ми­ро­точ­цем. Свя­то­му ко­ро­лю му­че­ни­ку вско­ре бы­ли на­пи­са­ны служ­ба и жи­тие сна­ча­ла на серб­ском, за­тем на гре­че­ском язы­ке. Впо­след­ствии серб­ский текст был утра­чен, и хи­лен­дар­ские мо­на­хи Лу­ка и Пар­фе­ний вновь пе­ре­ве­ли служ­бу и жи­тие с гре­че­ско­го на серб­ский. Они вне­се­ны в Серб­ляк в 1861 го­ду мит­ро­по­ли­том Бол­гар­ским Ми­ха­и­лом. В 1925 го­ду свя­то­му му­че­ни­ку Иоан­ну-Вла­ди­ми­ру воз­двиг­нут храм в мо­на­сты­ре во имя свя­то­го На­у­ма на Охрид­ском озе­ре. На ико­нах свя­той ча­сто изо­бра­жа­ет­ся с цар­ской ко­ро­ной на го­ло­ве, в пра­вой ру­ке он дер­жит крест, в ле­вой – свою го­ло­ву.

Тропарь мученику Иоанну-Владимиру, князю Сербскому, глас 4

Крест, я́вльшийся тебе́ с Небесе́, све́тел пропове́дал еси́,/ просвети́в язы́ки я́сно, Влади́мире сла́вне,/ обагре́ньми крове́й твои́х украси́вся,/ сподо́бился еси́ по́честей нетле́нных,/ предстоя́й Тро́ице,/ тем со дерзнове́нием// моли́ спасти́ся нам.

Ин тропарь мученику Иоанну-Владимиру, князю Сербскому, глас 4

Крест, я́вльшийся тебе́ с Небе́с в блиста́нии, всем пропове́дал еси́,/ просвети́в язы́ки ве́рно, Влади́мире сла́вне./ Искупле́нием же, кровьми́ твои́ми возблиста́в,/ сподо́бился еси́ мзды неле́стныя, предстоя́ Тро́ице.// Те́мже дерзнове́нно моли́ Христа́ спасти́ся нам.

Кондак мученику Иоанну-Владимиру, князю Сербскому, глас 8

Я́ко сокро́вище многоце́нное/ и исто́чник, точа́щ земны́м то́ки,/ неду́ги очища́ющия,/ нам подаде́ся те́ло твое́ свяще́нное,/ боле́знем разли́чным подаю́ще исцеле́ние/ и благода́ть Боже́ственную притека́ющим к нему́, да зове́м ти:// ра́дуйся, кня́же Влади́мире.