Господи, дай нам вполне предаться Твоей Святой воле, благослови все наши выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой нас всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя в пути, в работе, в учебе, в лечении и во всей нашей жизни во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратига Михаила, наших Ангелов хранителей и прочих Святых Небесных сил бесплотных, свтт. Афанасия и Кирилла архиепп. Александрийских, прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии род. Сергия Радонежского, сщмч. Владимира (Зубковича) пресв. и иных святых сего дня!
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
"Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.
Собор. посл. св. ап. Иакова Гл. 2 (14-26)
Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
От Марка св. Благовествование Гл. 10 (46-52)
Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.
Из Охридского Пролога, 18 января:
Рассуждение
На вопрос, почему Бог Сын явился міру в теле человеческом, а не в облике какой-то иной твари, умный святитель Афанасий отвечает так: «Если спрашивают, почему не явился Он в образе некоего лучшего создания, как-то: солнца, или луны, или звезд, или огня, или эфира, но именно как Человек, – то пусть знают, что Господь пришел не Себя показать, а уврачевать и научить страдальцев. Ведь только прийти и удивить очевидцев – значило бы явиться напоказ. Исцелителю и Учителю подобало не только прийти и послужить во благо страждущим, [но] и явиться так, чтобы это (явление) было для них выносимо... В глазах Бога ни одна тварь, кроме человека, не пребывала в заблуждении. Ни солнце, ни луна, ни небо, ни звезды, ни вода, ни эфир не изменили своему чину, но, напротив, зная своего Царя и Творца, т. е. Слово, все они пребывают такими, какими и созданы. И только люди, удалившись от добра, заменили истину ложью и честь, принадлежащую Богу, а также и знание о Нем, перенесли на бесов и людей, изваянных из камня... Итак, что невероятного в том, что Слово (Сын Божий) явилось как Человек, чтобы спасти человечество? Собственно и мы спрашиваем неверующих нашего времени: в каком облике хотели бы вы, чтобы явился Бог, если не в человеческом?
Проповедь об опасности:
Да будут чресла ваши
препоясаны и светильники горящи.
Лк. 12:35
Это заповедь Того, Кто ведает немощи нашего естества и желает нам добра больше, чем отец и мать. Это заповедь нашего человеколюбивого Господа. Если человек не препоясан, не обвисает ли всё его тело вниз? А если опояшется и подтянется, то не распрямится ли всё его тело, как свеча? Как свеча, так и душа наша должна прямо стоять перед Богом. Но как будет она стоять перед Богом прямо, если неудержимая тяжесть тела обременяет ее земными страстями и похотями? Вот между бедер – гнездо главных плотских страстей. Препоясать бедра – значит стянуть их воздержанием и не давать волю страстям. Но препоясание телесных бедер – это не цель, а средство, которым мы пользуемся, чтобы легко смогли препоясать и ум наш, и сердце, и волю. Телесное воздержание – начальная школа воспитания нашего христианского характера; после нее приходит черед высшей школы, в которой мы учимся обуздывать ум, сердце и волю. Если препояшем ум – в его тесноте не найдется места страстным помыслам. Если препояшем сердце – в нем не обрящут себе пристанище плотские пожелания. Если же препояшем нашу волю – в ней не будут уже гнездиться злобные порывы, звериные и демонические. Тесным путем, братья, входят в Царство Божие.
Только в утеснении ума, сердца и воли могут зажечься светильники всех добродетелей, пламень которых восходит к Богу. Под горящими светильниками и следует понимать христианские добродетели.
О Господи чистый и безгрешный, очаг всех добродетелей, помоги нам препоясаться воздержанием и тесным путем шествовать к Тебе с зажженными светильниками, которые принес Ты в мір. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРЕПОДОБНЫЕ КИРИЛЛ И МАРИЯ РАДОНЕЖСКИЕ, РОДИТЕЛИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.
В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне — матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех — Богу. Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: страннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы (Евр. 13, 2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем, вместе со святителем Платоном, сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!
Около 1328 г. преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж. Верстах в трех от Радонежа был Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.
В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу.
3 апреля 1992 г., в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.
Тропарь преподобным Кириллу и Марии Радонежским, глас 3
Блаже́нств Христо́вых прича́стницы,/ честна́го супру́жества и попече́ния о ча́дех до́брый о́бразе,/ пра́веднии Кири́лле и Мари́е,/ плод благоче́стия, Се́ргия преподо́бнаго, нам яви́вшии,/ с ни́мже усе́рдно моли́те Го́спода/ низпосла́ти нам дух любве́ и смиренному́дрия,/ да в ми́ре и единомы́слии// просла́вим Тро́ицу Единосу́щную.
Кондак преподобным Кириллу и Марии Радонежским, глас 4
Днесь, ве́рнии, соше́дшеся,/ восхва́лим дво́ицу блаже́нную, благове́рнаго Кири́лла и Мари́ю добронра́вную,/ ти́и бо мо́лятся вку́пе со возлю́бленным сы́ном свои́м преподо́бным Се́ргием/ ко Еди́ному во Святе́й Тро́ице Бо́гу/ оте́чество на́ше в правове́рии утверди́ти,/ до́мы ми́ром огради́ти,/ ю́ныя от напа́стей и собла́знов изба́вити,/ ста́рость укрепи́ти// и спасти́ ду́ши на́ша.
Молитва преподобным Кириллу и Марии Радонежским
О, раби́ Бо́жии, схимона́ше Кири́лле, схимона́хине Мари́е! А́ще и сконча́ли есте́ вре́менную жизнь свою́ те́лом, но ду́хом не отступа́ете от нас, руково́дствуете же ны ко Христу́ Бо́гу, наставля́ете ше́ствовати по за́поведем Госпо́дним и носи́ти крест свой и после́довати Влады́це на́шему, вы, преподо́бнии, вку́пе с преподо́бным и богоно́сным отце́м на́шим Се́ргием, ва́шим возлю́бленным сы́ном, име́ете дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу на́шему и ко Святе́й Его́ Богома́тери. Бу́дите моли́твенницы и хода́таи о нас, недосто́йных, жи́тельствующих во святе́й оби́тели ва́шей, е́йже вы и нача́льницы. Бу́дите помо́щницы и засту́пницы Бо́гом со́бранней дружи́не сей, да жи́тельствующий на ме́сте сем и приходя́щии с ве́рою, ва́шими моли́твами сохраня́еми, невреди́ми от бесо́в и от челове́к злых пребу́дем, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.