Доброго дня! Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратига Михаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., ап. и евангелиста Луки, прп Иосифа, игумена Волоцкого, чуд. и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
"За кого почитает Меня народ?" спрашивал Господь. В ответ на это апостолы передали ходячие в народе мнения о Нем, которые все слагались по тогдашнему образу воззрений: кто говорил, что Он Иоанн Креститель, кто, - что Он Илия, кто, - что какой-нибудь из древних пророков воскресший. Как же ныне отвечают? Тоже разно и всякий по своему образу мыслей. Материалисты, безбожники и бездушники из породы обезьян какой ответ дадут, когда у них нет ни Бога, ни души? Спириты, подобно арианам, отделываются ответом, который проклят на первом вселенском соборе. Деисты видят Бога очень далеким от мира, и, будучи не в силах вместить в своей системе таинство воплощения, отвечают как евиониты, социниане. Подобные ответы вы встретите и в русском обществе, так как означенные трех родов личности есть и множатся и у нас. Но благодарение Господу, есть еще у нас безмерно преобладающее число искренно верующих и строго содержащих апостольское исповедание, что Господь Иисус Христос - воплотившийся единородный Сын Божий, еще в раю обетованный прародителям нашим Спаситель и Искупитель рода человеческого. Какая сторона пересилит - единому Богу ведомо. Будем молиться о сохранении в нас света Христова и об отгнании тьмы лжеучений. Падки мы на худое; потому не дивно, что ложь и возьмет верх. Она и ныне уже ходит по улицам города открыто, тогда как прежде опасливо пряталась от взора верующих христиан.
Кол. 2, 13-20:
и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
это есть тень будущего, а тело - во Христе.
Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений
Лк. 9, 18-22:
В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.
Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.
Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,
сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Из Охридского Пролога за 18 октября
Рассуждение:
Может ли грешник за десять дней принести покаяние о своих грехах? По безмерному Божию милосердию, – может. В правление царя Маврикия в окрестностях Царьграда орудовал некий известный разбойник. Даже в самой столице одно его имя сеяло страх и трепет. Тогда сам царь Маврикий послал ему крест в знак веры, что не сделает он ему ничего, если тот сдастся. Разбойник принял крест и пошел к царю с повинной. Придя в Царьград, пал он к ногам царя и просил о прощении. Царь сдержал слово, помиловал его и отпустил на свободу. Но сразу же после этого разбойник тяжело заболел и стал чувствовать приближение смерти. Начал он тогда горько каяться во всех своих грехах и со слезами молиться Богу, чтобы Бог простил его так же, как простил царь. Много слез пролил он на молитве, так что плат, которым отирал он слезы, был весь мокрый. И умер разбойник после десяти дней плача и молитвы. В ту же ночь, когда он скончался, врач, лечивший его, сподобился во сне чудного видения. Когда разбойник на одре испустил дух, вокруг него собрались какие-то черные фигуры со многими хартиями, на которых были написаны грехи умершего. Явились там и два светлых Ангела. Между ними [и демонами] поставили весы, и эфиопы, не скрывая своего веселья, бросили все эти хартии на одну чашу – и она тут же перетянула, потому что другая чаша [весов] была пустой. «Что положим мы? – совещались между собой Ангелы. – Поищем что-то доброе в его жизни!» И оказался в руках одного из Ангелов тот самый плат, напитанный покаянными слезами. Ангелы тотчас же положили его на свою сторону весов, и их чаша немедленно перетянула все те хартии. Тогда бесы пустились прочь с жалобным завыванием, а Ангелы взяли душу [разбойника] и вознесли ее в рай, славя Божие человеколюбие.
Проповедь о грехах языка
Рех: сохраню пути моя, еже не
согрешати ми языком моим.
Пс.38,2
Грех языка – наиболее частый и скорый. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, – говорит апостол Иаков (3:2). Если кающийся направится по путям Господним, то есть если начнет жить по Божиим заповедям, то пусть прежде всего старается не согрешать языком. Такое правило поставил себе и кающийся Давид. Особенно решил он молчать перед своими врагами: Положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною (Пс. 38:2). Вот прекрасный рецепт для тех, кто лечится от греха. Когда его обвиняют, он не отвечает; когда на него клевещут, он молчит. В самом деле, какая польза от ответа разъяренному грешнику [букв.: неправеднику. – Пер.], который не имеет Бога пред собой! Если станешь говорить ему о зле – еще больше его раздражишь, если же помянешь добро – сделаешь его хулителем святыни. Пред Пилатом Христос молчал. Мне ли не отвечаешь? – спросил Его Пилат (Ин. 19:10). Что отвечу я тебе, если нет у тебя ни ушей, чтобы слышать, ни разума, чтобы понимать! Сверх того, молчание праведника перед грешником способно лучше всего повлиять на грешника. Предоставленный сам себе истолковывать безмолвие уст праведника, грешник может изъяснить его к пользе своей души, тогда как любой ответ, положительный или отрицательный [букв.: белый или черный. – Пер.], будет истолкован во зло и к осуждению другого и к оправданию себя. Блажен тот, кто научился управлять языком.
О Господи Иисусе Христе, Боже наш, явивший нам примером, как и когда следует говорить и как и когда молчать. Помоги нам Духом Твоим Святым не согрешать языком. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА
Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил. 1, 24; 2 Тим. 4, 10), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1 - 3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.
Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. "Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет", - сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62 - 63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19;Лк.2,51).
В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62 - 63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6 - 29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.
Тропарь апостолу и евангелисту Луке, глас 5
Апо́стольских дея́ний сказа́теля,/ и Ева́нгелия Христо́ва све́тла списа́теля,/ Луку́ препе́таго, сла́вна су́ща Христо́ве Це́ркви,/ пе́сньми свяще́нными свята́го апо́стола похва́лим,/ я́ко врача́ су́ща, челове́ческия не́мощи,/ естества́ неду́ги и я́зи душ исцеля́юща,// и моля́щася непреста́нно за ду́ши на́ша.
Перевод: О деяниях апостольских рассказавшего и Евангелие Христово ясно записавшего Луку достохвального, святого апостола, славного в Христовой Церкви, песнопениями священными восхвалим, как врача истинного, человеческие немощи, естества недуги и язвы душ исцеляющего и молящегося непрестанно за души наши.
Ин тропарь апостолу и евангелисту Луке, глас 3
Апо́столе святы́й и Евангели́сте Луко́,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Кондак апостолу и евангелисту Луке, глас 2
И́стиннаго благоче́стия пропове́дника,/ и та́ин неизрече́нных ри́тора,/ звезду́ церко́вную, Луку́ Боже́ственнаго восхва́лим:/ Сло́во бо его́ избра́ с Па́влом му́дрым, язы́ков учи́теля,// Еди́н ве́дый серде́чная.
Перевод: Истинного благочестия проповедника и о таинствах неизреченных повествователя, звезду церковную, Луку Божественного восхвалим: ибо Слово избрало его быть вместе с Павлом мудрым, учителем язычников, – Один знающий то, что в сердцах.
Молитва апостолу и евангелисту Луке
О, святы́й Луко́, Бо́гом избра́нный и Ма́терию Бо́жиею благослове́нный, пропове́дниче по все́й вселе́нней Ева́нгелия Христо́ва, му́чениче и Апо́столе, помо́щниче все́м моли́твенно призыва́ющим тя́, помози́ и на́м, непотре́бным рабо́м Госпо́дним, я́ко мы́ по мно́гим прегреше́ниям на́шим обрета́емся во тьме́ и се́ни сме́ртней, отдале́че от Бо́га отстоя́. Чрез то́ студо́м посра́мленныя не и́мамы дерзнове́ния Го́спода моли́ти о проще́нии, призыва́ем тя́, вели́кий свети́льниче Бо́жий, я́ко пребыва́ющаго в непреходя́щем Его́ све́те, моли́ о на́с Го́спода, да поми́лует на́с.
Величание апостолу и евангелисту Луке
Велича́ем тя, апо́столе Христо́в и Евангели́сте Луко́, и чтим боле́зни и труды́ твоя́, и́миже труди́лся еси́ во благове́стии Христо́ве.