СВЯТИТЕЛЬ КИРИЛЛ, АРХИЕПИСКОП ИЕРУСАЛИМСКИЙ
Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, родился в Иерусалиме в 315 году и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 году стал пресвитером. В 350 году после смерти архиепископа Максима он стал его преемником на Иерусалимской кафедре.
В сане Иерусалимского Патриарха святитель Кирилл ревностно боролся против ересей Ария и Македония. Этим он возбудил против себя ненависть арианствующих епископов, которые добились его низложения и изгнания из Иерусалима.
В 351 году на праздник Пятидесятницы в Иерусалиме около 3 часов дня было чудесное знамение: на небе явился Честный Крест, сиявший ослепительным светом. Он простирался от Голгофы до горы Елеонской. Святитель Кирилл сообщил об этом знамении императору-арианину Констанцию (351–363), надеясь обратить его в Православие.
Низложенный Сардикийским Собором еретик Акакий, бывший митрополитом Кесарийским, решил изгнать святителя Кирилла, пользуясь содействием императора. Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество. Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих. Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя.
Святитель нашел приют у епископа Сильвана в Тарсе. После этого в Селевкии собрался Поместный Собор, на который прибыло около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл, которого митрополит Акакий хотел не допустить к заседаниям, но Собор не согласился. Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом-арианином Евдоксием оклеветал и Собор и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению.
Когда воцарился император Юлиан-Отступник (361–363), он, якобы из благочестия, отменил все постановления Констанция, направленные против православных. Святитель Кирилл вернулся к своей пастве. Через некоторое время, когда Юлиан утвердился на престоле, он открыто отрекся от Христа. Он позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей. Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Лк. 21, 6) несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах. Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах. Когда иудеи все-таки снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия. Великий ужас объял всех. На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить.
После этого Небесного подтверждения предсказания святителя Кирилла, его снова изгнали, а кафедру Иерусалимскую занял святой Кириак. Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину (+ 363, память 28 октября).
После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364–378) в третий раз был отправлен в ссылку. Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом (379–395) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности. В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский Символ веры.
Из творений святителя Кирилла особенно известны 23 поучения (18 огласительных для готовящихся принять Крещение и 5 для новокрещеных) и две беседы на Евангельские темы: "О расслабленном" и "О претворении воды в вино в Кане".
В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры. Святитель предлагал христианину записать Символ веры "на скрижали сердца". "Члены веры, – учит святой Кирилл, – составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение. Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета". Скончался святитель Кирилл в 386 году.
Кондак святителю Кириллу, архиепископу Иерусалимскому, глас 4
Язы́ком твои́м, му́дре,/ Боже́ственными вдохнове́ньми просвети́л еси́ твоя́ лю́ди/ еди́ну чести́ Тро́ицу,/ Естество́м неразде́льну, разделя́ему же Ли́цы./ Те́мже, ра́дующеся, всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднуем,// и́же к Бо́гу моли́твенника тя предлага́ющии.
Из Охридского Пролога за 18 марта:
Рассуждение
Есть злорадные люди, полагающие, что [именно] время принесло Христу величие и что в первые века христианства о Господе не мыслили так высоко, как это наблюдалось в позднейшие эпохи. Такую неправду опровергнуть проще простого. Вот как о Владыке Христе пишет святой Кирилл Иерусалимский: «Сей есть Тот, Кто есть и Кто был, Отцу соприсносущный, Единородный, Единопрестольный, Равномощный, Всесильный, Безначальный, Несотворенный, Неизменный, Неописанный, Невидимый, Неизреченный, Непостижимый, Необъемлемый, Недомыслимый, Неограниченный. Сей есть сияние славы Отчей (Евр. 1:3). Сей есть начертание существа всех тварей. Сей есть Свет Света, сияющий из недр Отчих. Сей есть Бог богов (Пс. 49:1) и от Бога Бог познаётся. Сей есть Источник живота (Пс. 35:10), от Источника жизни Отчего проистекающий. Сей есть Река Божия (Пс. 64:10; 45:5), исходящая из бездны Божией, но не отделяющаяся. Сей есть Сокровищница благости Отчей и бесконечного блаженства. Сей есть Вода жизни (Ин. 4:14), подающая жизнь міру. Сей есть Луч несозданный, рождающийся, но не отсекающийся от первосветящего Солнца. Сей есть Бог Слово (Ин. 1:1), одним словом осуществивший вся твари из небытия в бытие... Сей есть Тот, Кто сотворил нас по образу Божию, а теперь Сам соделался человеком по образу нашему. Человек, но вместе с тем и Бог». И по сей день, спустя 16 столетий с той поры, когда было написано это вероисповедание, Православная Церковь содержит ту же самую веру, слово в слово, не опуская из нее ни одной буквы [в серб. букв.: от буквы до буквы. – Ред.].
Проповедь О Царе, Который не хочет обороняться войском
Или думаешь, что я теперь не могу
умолить Отца, и Он представит Мне
более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
Так сказал Господь ученику, вынувшему из ножен меч, чтобы защищать своего Учителя в Гефсиманском саду. Из этих слов ясно, что Господь, если б захотел, смог бы защититься не только от Иуды и его отряда жандармов, но и от вождей иудейских, и от Пилата, и от всей Римской империи, если бы она ополчилась на Него. Ибо сила одного Ангела превосходит силу самой могучей человеческой армии. Какова же тогда сила двенадцати легионов Ангелов!
Но Господь не пожелал запросить эту помощь от Отца. В Своей молитве в Гефсимании Он сказал Отцу: да будет воля Твоя. И тотчас познал волю Отчую в том, что надлежит Ему претерпеть страдания, и согласился с волей Своего Отца, и пошел по пути страданий. Подобало изобразиться фону как можно в более темных тонах, чтобы и картина Воскресения воссияла ярче. Подобало позволить и злу в своем надмении надуться как можно больше, чтобы потом лопнуло оно и разлетелось вдребезги. Подобало попустить злу прокричать изо всех сил, чтобы вскоре – перед чудом Воскресения – оно онемело. Подобало и всей людской злобе [вылиться и] разразиться против Бога, чтобы потом можно было увидеть и оценить Божию любовь и милость к людям. Божии Ангелы, не посланные защищать Христа от иудеев, спустя три дня были посланы возвестить міру Христово Воскресение.
Господи Всесильный и Всемилостивый, помилуй нас и спаси! Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.