Доброго дня! Господи, руководи Сам Ты моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать, во славу Твою, а мне во спасение с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Всецарица", архистратигов Михаила, Рафаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., мчч. Флора и Лавра и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
Бес славил Спасителя, а Спаситель сказал ему: "замолчи и выйди из него". Бесы никогда ничего не говорят и не делают с доброю целью: всегда у них что-нибудь злое в виду. Так было и здесь. Господь, не обличая козней их, одним словом решил: замолчи и выйди. Не хотел Он долго вести речи с лукавым духом. Тут нам урок. Мало-мало что хорошенькое удастся кому сделать, тотчас подседает бес, и начинает трубить в уши: ты такой и такой. Не слушай и не входи в разговор с этим льстецом, а сразу наотрез скажи: "замолчи и выйди"; и след его провей воздыханием и самоукорением, и место его окади сокрушенною молитвою. Он хочет породить самомнение и самочувствие, и из них потом раздуть самовосхваление и тщеславие, - все такие помыслы и чувства, которые в духовной жизни то же, что воры в житейском быту. Как эти, забравшись в дом, обирают добро хозяйское, так и те своим укоренением в душе все доброе в ней уничтожают и вон извергают, так что ничего уже не остается, за что потом похвалил бы Господь.
2 Кор. 6, 11-16:
Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы.
Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
Какая совместность храма Божия с идолами? [Зач. 182Б.] Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
Мк. 1, 23-29:
В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий.
Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
Из Охридского Пролога за 18 августа
Рассуждение:
Не редок случай, особенно в наше время, когда родители становятся виновниками духовной смерти своих детей. Если есть у сына или дочери стремление к духовной жизни, к подвигу, к монашеству, то отец или мать, вместо того чтобы помочь ему или ей, [становятся у них на пути, пытаясь] подавить их [благие] намерения. Такие родители делаются убийцами собственных чад. И такие дети – в наказание родителям – часто бросаются в противоположную сторону, предаваясь разврату.
Некий мальчик Лука, племянник преподобного Иоанна Рыльского, услышав о своем подвижнике-дяде и, влекомый желанием к духовной жизни, пришел к нему на гору. Иоанн принял его с любовью, стал поучать его и укреплять в подвиге. Между тем отец Луки, появившись в один из дней перед пещерой Преподобного, начал гневно поносить святого Иоанна за то, что он [якобы] силой удерживает его сына в пустыне. Ни слова, ни советы Преподобного нисколько не помогли. Отец насильно забрал сына домой. Но по дороге Луку укусила змея, и он умер. Свирепый отец увидел в этом Божию кару и раскаялся, но было уже поздно. Вернулся он к святому Иоанну, горюя и обвиняя самого себя. Но Преподобный лишь сказал ему похоронить сына и идти туда, откуда пришел.
Проповедь о мире между волком и ягненком
Тогда волк будет жить вместе с ягненком,
и барс будет лежать вместе с козленком.
Ис. 11:2
Так истинный пророк предрекал истину. И еще добавляет [он]: И теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею... и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи – и змея не причинит ему никакого вреда. Когда произойдет это чудо, братья? Оно уже произошло, когда явился на земле Чудотворец Христос. Эта райская действительность паки обрелась среди людей с пришествием Спасителя на землю. Загадочно, но все-таки ясно глаголет пророк; загадочно – ибо подразумевает он не зверей, а людей; ясно – ибо предсказание его исполнилось в Церкви Христовой. Люди, бывшие по нраву своему подобными волкам, и рысям, и львам, и медведям, и волам, и ягнятам, и козлятам, и змеям, – все они предстоят пред вифлеемским Младенцем, объединенные верой, укрощенные благостью, осияваемые надеждой, умягченные любовью.
Пророк к тому же предрекает и причину, благодаря которой всё это свершится: Ибо земля будет наполнена ве́дением Господа, как воды наполняют море. Применительно к телу любой человек – земля. Тот человек, который уверует во Христа и, впитав в себя истину, пойдет вслед за Христом, – становится исполненным познания Господня, как море полнится водою. Таковыми были многие отдельные личности. Таковыми делались и целые общины подвижников в Египте, на Святой Горе [Афон], на Кипре, на Руси, в Армении и в других странах. Но и это не всё. Познание Господне теперь распространилось по всей земле. Священное Писание проповедуется всем народам. И мало осталось тех уголков, где не читается Христово Евангелие, где не ведают имени Божия и где не приносится бескровная жертва Господня. Одни отвергают Христа, другие Его принимают; одни отступают от правой веры, другие к ней приходят. Так по всему лицу земли ведется борьба под знаком Господа Иисуса. Переполнившиеся воды изливаются, перетекая в пустые долины; пустые долины наполняются высокими водами, уравниваясь с ними. Не всё так блестяще в міре, как мы, христиане, того желаем, однако предречение пророка Исаии исполнилось и сбылось во всем великолепии.
О, как дивно видение Исаии, сына Амосова, пророка истинного!
О Господи чудотворящий, умягчи звериные нравы тех людей и народов, которые еще не укротились силой Твоей любви. Да станем все мы благородными от Твоего благородства. Да прославимся [и] мы все Твоею славою. И [да будем] жить, Господи, жить от Твоей бессмертной жизни. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
МУЧЕНИКИ ФЛОР И ЛАВР
Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Югославия). По ремеслу братья были камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и Богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились. Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили разгневанного отца, что сын его получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа. Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан. Мученики Флор и Лавр, отправленные к правителю Ликаону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей. Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. В 1200 г. их видел новгородский паломник Антоний; около 1350 г. главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.
ропарь мученикам Флору и Лавру Иллирийским, глас 4
Преудо́бренную и богому́друю дво́ицу пресве́тлую/ восхва́лим, ве́рнии, по достоя́нию,/ Фло́ра преблаже́ннаго и Ла́вра всечестна́го,/ и́же усе́рдно Тро́ицу несозда́нную я́сно пропове́дасте всем,/ те́мже пострада́вше до кро́ве,/ и венцы́ пресве́тлыми увязо́стеся,// моли́теся Христу́ Бо́гу, да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Высшим благом одаренную Богомудрую двоицу пресветлую прославим, верующие, по достоинству, Флора преблаженного и Лавра всеми почитаемого, которые смело и ясно проповедовали нетварную Троицу, потому мученически пострадали и украсились преяркими венцами. Молитесь Христу Богу, да спасет души наши.
Кондак мученикам Флору и Лавру Иллирийским, глас 8
Я́ко благоче́стия му́ченики и страда́льцы Христо́вы Богому́дрены,/ вселе́нная пресла́вно почита́ет Фло́ра и Ла́вра днесь,/ я́ко да улучи́м благода́ть и ми́лость моли́твами их// и изба́вимся бед и напа́стей, гне́ва же и ско́рби в День Су́дный.
Перевод: Как благочестивых мучеников Богомудрых, пострадавших за Христа, вселенная со славой почитает сегодня Флора и Лавра, чтобы получить благодать и милость по молитвам их и избавиться от бед и напастей, а также гнева и скорби в Судный День.
Молитва мученикам Флору и Лавру Иллирийским
Прехва́льнии му́ченицы Фло́ре и Ла́вре, вас не земля́ потаи́ла есть, но Не́бо прия́т вы, во е́же бы́ти вам моли́твенники и предста́тели о чту́щих с любо́вию честну́ю па́мять ва́шу. Моли́теся же за ны, трудолю́бцы незло́бивии, да подви́гнет Госпо́дь и нас, в труде́х и утесне́нии су́щих, к де́ланию за́поведей Его́, да не то́кмо о пи́щи и питии́, но и о е́же ка́ко угоди́ти Го́сподеви попече́мся; споболи́те печа́лем и воздыха́нием на́шим, и да не озло́бятся до конца́ ду́ши на́ша, но да возгоря́тся любо́вию друг ко дру́гу, да пребу́дем в ми́ре и единомы́слии, я́коже и вы, самобра́тнии блаже́ннии. Наипа́че же утверди́те ны в ве́ре святе́й и пра́вей, ю́же иму́ще в сердца́х на́ших, не устраши́мся в поноше́нии и униже́нии и вся́ких обстоя́ниих, и́миже одержи́ми есмы́, но, я́ко испыта́ние си́лы ве́ры на́шея с благодаре́нием сие́ прии́мше, до́брое испове́дание соблюде́м, в не́мже и пре́йдем от юдо́ли сей в ве́чное Ца́рствие Го́спода на́шего, Ему́же сла́ва и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Икона Богородицы Всецарица (Пантанасса)
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Всецарица» (по-гречески – «Пантанасса») находится на Святой Горе Афон в Греции в соборном храме Ватопедской обители, слева от царских врат. Эта икона, небольшая по размерам, написана в XVII веке, и была благословением афонского старца Иосифа Исихаста своим ученикам, а в Ватопед она принесена Иосифом Спилеотом (Пещерником) Ватопедским.
На иконе изображена Пречистая Дева в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На руках Ее – Богомладенец со свитком в левой руке и благословляющий десницей. Правой рукой Богородица указывает на Своего Царственного Сына, как на Спасителя всех человеков. На заднем плане – два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву.
Из рассказа старца Иосифа Исихаста известно о первом чуде, произошедшим у образа «Всецарицы». Однажды некий юноша вошел в храм и захотел поклониться иконе. Вдруг лик Богоматери воссиял дивным светом, какая-то невидимая сила отбросила молодого человека, и он упал наземь. Поднявшись, он в страхе подбежал к старцам-инокам и со слезами на глазах признался им, что вел нечестивую жизнь, занимался колдовством и пришел в монастырь, чтобы проверить силу своей магии на святых иконах. Произошедшее у иконы Пресвятой Богородицы чудо навсегда отвратило юношу от колдовства, направило на путь покаяния и вернуло на стезю благочестивой жизни. Чудотворный образ Божией Матери «Всецарица» почитается как на Афоне, так и далеко за его пределами. Само имя иконы – Все-Госпожа, Все-Повелительница – говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Проявив свою чудотворную силу впервые против волшебных чар, «Всецарица» имеет и благодать исцеления больных раком – страшнейшей из болезней современного человечества (а ведь распространение увлечения магией, колдовством и оккультизмом по христианскому миру можно сравнить с поражением человеческого организма злокачественной опухолью).
11 августа 1995 года список чудотворной иконы «Всецарица» прибыл в Россию – в московский детский онкологический центр на Каширке. На молебнах Божией Матери «Всецарице» молятся больные дети и их родители с надеждой на небесную помощь Заступницы и Целительницы.
В 1997 году один из списков иконы «Всецарица» был пожертвован в московский Новоспасский монастырь и почитается как чудотворный и мироточивый.
В связи с многочисленными сообщениями об исцелениях от раковых заболеваний, переданных вместе с медицинскими заключениями в Московскую Патриархию из Екатеринбургской епархии в 2004 году, один из списков иконы «Всецарица» из Свято-Троицкого мужского монастыря в селе Тарасково был включен в число местночтимых икон епархии.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всецарица», глас 4
О́бразом радостотво́рным честны́я Всецари́цы,/ жела́нием те́плым взыска́ющих благода́ти Твоея́ спаси́, Влады́чице,/ изба́ви от обстоя́ний к Тебе́ прибега́ющих;/ от вся́кия напа́сти огради́ ста́до Твое́,// к заступле́нию Твоему́ взыва́ющее при́сно.
Перевод: Почитаемым образом «Всецарица», дарующим радость, всех с горячим желанием ищущих Твоей благодати спаси, Владычица, и избавь от бедствий к Тебе обращающихся, от всяких напастей огради стадо Твое, к защите Твоей всегда взывающее.
Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всецарица», глас 4
О́бразом Твои́м радостотво́рным,/ Влады́чице, Всецари́це Богоро́дице,/ боле́зни и неду́ги на́ша исцели́/ и от вся́ких бед и напа́стей огради́,// к заступле́нию Твоему́ при́сно прибега́ющих.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всецарица», глас 8
Новоявле́нней ико́не Богоро́дице Всецари́це предстоя́ще/ и на лик Тоя́ взира́юще,/ со умиле́нием и любо́вию глаго́лем:/ низпосли́, Влады́чице, цельбы́ к Тебе́ притека́ющим,/ и пода́ждь утеше́ние в ско́рби су́щим,/ да, восприе́мше ми́лость, благода́рне воззове́м Ти:// Ра́дуйся, Всецари́це, неду́ги на́ша благода́тию исцеля́ющая.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всецарица»
О, Всеблага́я, досточу́дная Богоро́дице Пантана́сса, Всецари́це! Несмь досто́ин, да вни́деши под кров мой, но я́ко ми́лостиваго Бо́га любоблагоутро́бная Ма́ти, рцы сло́во, да исцели́тся душа́ моя́ и укрепи́тся немощству́ющее те́ло мое́. И́маши бо держа́ву непобеди́мую, и не изнемо́жет у Тебе́ всяк глаго́л, о Всецари́це! Ты за мя упроси́, Ты за мя умоли́, да просла́вляю пресла́вное и́мя Твое́ всегда́, ны́не и в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.
Перевод: О, Всеблагая, чудесная Богородица Пантанасса, Всецарица! Я недостоин того, чтобы Ты вошла под кров мой, но как милосердная Матерь милостивого Бога, скажи слово, чтобы исцелилась душа моя и укрепилось болеющее тело мое. Ибо у Тебя сила непобедимая и не окажется слабым ни одно твое слово, о Всецарица! Ты упроси за меня, Ты за меня умоли, да прославляю преславное имя Твое всегда, сейчас и в бесконечные веки. Аминь.
Молитва 2-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всецарица»
О, Пречи́стая Богома́ти, Всецари́це! Услы́ши многоболе́зненное воздыха́ние на́ше пред чудотво́рною ико́ною Твое́ю, из уде́ла Афо́нскаго в Росси́ю пренесе́нною, при́зри на чад Твои́х, неисце́льными неду́ги стра́ждущих, ко свято́му о́бразу Твоему́ с ве́рою припа́дающих! Я́коже пти́ца крило́ма покрыва́ет птенцы́ своя́, та́ко и Ты ны́не, при́сно жи́ва су́щи, покры́й нас многоцеле́бным Твои́м омофо́ром. Та́мо, иде́же наде́жда исчеза́ет, несумне́нною Наде́ждою бу́ди. Та́мо, иде́же лю́тыя ско́рби превозмога́ют, терпе́нием и осла́бою яви́ся. Та́мо, иде́же мрак отчая́ния в ду́ши всели́ся, да возсия́ет неизрече́нный свет Божества́! Малоду́шныя уте́ши, немощны́я укрепи́, ожесточе́нным сердца́м умягче́ние и просвеще́ние да́руй. Исцели́ боля́щия лю́ди Твоя́, о Всеми́лостивая Цари́це! Ум и ру́ки врачу́ющих нас благослови́, да послу́жат ору́дием Всемо́щнаго Врача́ Христа́ Спа́са на́шего. Я́ко живе́й Ти, су́щей с на́ми, мо́лимся пред ико́ною Твое́ю, о Влады́чице! Простри́ ру́це Твои́, испо́лненныя исцеле́ния и врачбы́, ра́досте скорбя́щих, в печа́лех утеше́ние, да чудотво́рную по́мощь ско́ро получи́вше, прославля́ем Живонача́льную и Неразде́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.