30 сентября день памяти Цареградской (1071) и Макарьевской (1442) икон Божией Матери.

30.09.2021

Доброго дня Вам и Вашим родным, здоровья, радости, настроения (сколько человек нужно поздравить!!!) в пути, работе, учебе, лечении и иных делах во славу Божию, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью икон Б.М. “Цареградской” и "Макарьевской",  архистратигов Михаила, Урии, ангелов хранителей наших и проч. святых Небесных Сил, мц. Веры, Надежды, Любви и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"И бежали туда пешие из всех городов. . . и собрались к Нему", - это в пустыню Вифсаидскую, где совершено чудное насыщение пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами. Что же влекло народ к Господу? Сочувствие к Божественному. Божество Господа, сокрытое под покровом человеческого естества, являет себя в слове, деле, взоре и во всем, что видно было в Господе. Проявления Божества пробуждали сокрытое в сердце чувство Божества и через него влекли к Господу. Удержать такое движение никто не властен, не только сторонний, но и сам чувствующий его, потому что оно глубже и сильнее всяких других движений. То же Божественное, проявляемое потом Спасителем, влекло к Нему людей всякого языка, иже под небесем. То же действовалось во всей истории Церкви и действуется до сих пор. Малый след Божественного влечет к себе. Что же следует из этого повсюдного и всевременного опыта стремлений нашего духа к Божественному? То, что Божественное, что сверхъестественное, что и Божество, источник его. Это стремление лежит в основе нашего духа и составляет его природу, как это может всякий видеть из умовых, эстетических и деятельных забот наших. Но в природе не может быть лжи и обмана; следовательно, нет их и в этом стремлении к Божеству. Отсюда выходит, что Бог и Божественное есть, и что естественники, отвергающие сверхъестественное, идут против естества духа человеческого.

От Марка св. Благовествование Гл. 6 (30-45):

И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного,- ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много,- отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. И сели рядами, по сто и по пятидесяти. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей. И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.

Из Пролога, сентябрь, 17 день:

Неискусные не должны принимать на себя звания учителей и толковать слово Божие (Из слов от Патерика о гневе и о покаянии) Случается, что грамотные из вас, и особенно немалое время пожившие в городах и наслушавшиеся разных начетчиков, возвращаясь домой, принимают на себя звание учителей, собирают вокруг себя простецов, начинают читать им от Божественного, и слово Св. Писания толкуют, как только им вздумается, с полною уверенностью, что они делают доброе дело. Что читают они Божественное – это с их стороны подлинно доброе дело, а что толкуют они Божественные словеса по-своему, – это добрым делом назвать нельзя, потому что часто от их произвольного толкования начинают ходить по миру суеверия, предрассудки и заблуждения, самые гибельные. Хуже же всего то, что, когда подобным учителям станут доказывать, что то или другое место Писания растолковано ими не так, как должно, они в своем заблуждении почти никогда не сознаются и все будут думать, что они правы. Это упорство нередко доводит их до того, что они совсем отделяются от Церкви и становятся раскольниками и, погибая сами, ведут за собой в погибель и многих других. Сознайся же они в своем заблуждении, Господь тотчас простил бы их, и Церковь сейчас же бы приняла их в свое общение. Два инока, читая Евангелие, дошли в нем до места, которое имеет иносказательный смысл. Недолго думая, они истолковали это место по-своему, толкование приложили к жизни и впали в тяжкий грех, за который архиереем своим были отлучены от Церкви. Вместо раскаяния иноки стали роптать на него. «Мы поступили по Евангелию и ради Царствия Небесного, а он отлучил нас от Церкви; принесем жалобу архиепископу Иерусалима». Принесли; однако и сей отлучил их. Иноки не раскаялись и пошли к архиепископу в Антиохию. Увы! и сей подтвердил отлучение. Что делать? Пошли в Рим. И тут не легче. «Отлучены вы до меня, отлучаю и я вас», – сказал им архиепископ Римский. Надобно бы, кажется, после сего сознаться согрешившим, но нет. «Пристрастно все судили нас, – сказали они, – пойдем к Епифанию, архиепископу Кипрскому; он не смотрит на лица и праведно судит». Пошли, но и тут неуспех. Епифаний не только не оправдал их, но даже и в город их не пустил. Тут только, наконец, к счастью, иноки сознали свое заблуждение. «Ну что мы оправдываемся, – рассудили они, – ведь не без правды же все нас отлучили. Согрешили мы!» – Что же? О, как велико милосердие Божие к кающимся грешникам! Едва сознали они свой грех, св. Епифанию уже возвестил Господь, что они прощены. Епифаний призвал их, объявил им прощение и принял в общение с Церковью. Итак, братие, будьте осторожны и не беритесь за толкование того, что вам не под силу. «Всяк убо, – говорится в толковании 64-го правила 6-го Вселенского собора, – должен есть свой чин ведати, и не творити себе пастыря овца сый, и глава да не мнится нога сый; но повиноваться преданному от Бога чину и уши свои отверзати на послушание приемлющих благодать учительского словеса. Не все бо пророцы и не все апостолы. Сего ради мирстии человецы да не учат, ни словес о заповедях да не подвизают, тем сан учительский к себе привлачаще» (Кормч. книга 1-я, прав. 6-го вселен, соб. 64 с толков, л. 138). Аминь.

 

Ца­ре­град­ской на­зы­ва­ют две зна­чи­тель­но от­ли­ча­ю­щих­ся друг от дру­га ико­ны. По пре­да­нию, Ца­ре­град­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, па­мять ко­то­рой празд­ну­ет­ся 8 мая (25 ап­ре­ля по ста­ро­му сти­лю), – од­на из икон, на­пи­сан­ных свя­тым апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лу­кой. Как и при ка­ких об­сто­я­тель­ствах яви­лась эта Ца­ре­град­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри неиз­вест­но, но из­вест­на да­та её яв­ле­ния – 25 ап­ре­ля 1071 го­да.

Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что ико­ну (ли­бо её спи­сок) в се­ре­дине XV ве­ка при­нёс из Ца­рь­гра­да пре­по­доб­ный Ев­фро­син Псков­ский, по­лу­чив­ший об­раз от Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха. Чти­мый древ­ний об­раз на­хо­дил­ся в Спа­со-Еле­аза­ров­ском мо­на­сты­ре под Пско­вом, но, к со­жа­ле­нию, по­гиб в пу­чине пол­но­вод­ной ре­ки Тол­ба вме­сте с ко­раб­ля­ми шве­дов, ко­то­рые раз­гра­би­ли Спа­со-Еле­аза­ров­ский мо­на­стырь и по­пы­та­лись вы­вез­ти его цен­но­сти.

О дру­гой Ца­ре­град­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри, празд­но­ва­ние ко­то­рой со­вер­ша­ет­ся 30 сен­тяб­ря, со­хра­ни­лось пре­да­ние, что в дав­ние вре­ме­на два гре­че­ских мо­на­ха из Ца­рь­гра­да бы­ли про­ез­дом в Ста­рой Рус­се и слу­жи­ли здесь в со­бор­ной церк­ви Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию.

На па­мять о сво­ём пре­бы­ва­нии они оста­ви­ли в со­бо­ре ми­ни­а­тюр­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, вы­би­тую на гри­фель­ной дос­ке. Эта ми­ни­а­тюр­ная ико­на вско­ре про­сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

Списки с этой иконы находятся в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке, в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии, и в Спасо-Елеазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова. Первоначальное название Спасо-Елеазаровского монастыря было Сретенский - в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери, которая была принесена в обитель после падения Константинополя преподобным Евфросином Псковским, получившим список от Константинопольского патриарха.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Цареградской», глас 1

Возсия́ нам, я́ко со́лнце светоза́рное от восто́ка в велеле́пии./ Твоя́, Влады́чице, ико́на,/ озаря́ющи чуде́с сия́нием пресла́вно всех, приходя́щих к ней с ве́рою и любо́вию/ и моля́щихся усе́рдно к Твоему́, е́же о Сы́не Твое́м и Бо́зе, вели́чию./ Сла́ва Бо́гу, Евфроси́ном сию́ да́вшему нам!/ Сла́ва Приве́дшему ю́ от Царьгра́да!// Сла́ва Даю́щему то́ю всем исцеле́ния.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Цареградской», глас 8

Препросла́вленная Вы́шняго Ма́терь/ созыва́ет к песнопе́нию нас Своего́ о́браза прише́ствием от Царьгра́да/ и возбужда́ет зре́нием того́ на по́двиг,/ побежда́ти сопроти́вных си́лу,/ и к Ней, я́ко на́шея ра́дости вино́вней, пе́ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Цареградской»

К Тебе́, Пресвяте́й Госпоже́ Богоро́дице, недосто́йнии раби́ Твои́ прибега́ем: Ты бо, Преблага́я, еди́на незло́бивая и велемо́щная к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему, за ны, гре́шныя, Хода́таица и Непосты́дная Предста́тельница. Ве́си, я́ко зело́ преогорчи́хом бла́гость Его́ преступле́нием Боже́ственных Его́ за́поведей. Несть бо греха́, его́же мы, непотре́бнии, не сотвори́хом, всяк страх отве́ргши, того́ ра́ди и Ду́ха благода́ти и да́ра преесте́ственнаго сыноположе́ния отверго́хомся и вся́каго отвраще́ния и ка́зни досто́йни сотвори́хомся. Ве́си, Преблага́я Засту́пнице, я́ко и Твоя́ ми́лости и дарова́ния мы, безу́мнии, забве́нию преда́хом и Твоего́ милосе́рдия недосто́йни соде́яхомся. Коли́ко бо Тя, Госпоже́ Богороди́тельнице, на умоле́ние Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего подвиза́хом, обеща́вше Ти, Пречи́стая, от злых исправле́ние, толи́ко Твое́ ма́тернее к Нему́ за ны, гре́шныя, предста́тельство и заступле́ние нивочто́же вмени́хом, неблагода́рни и злонра́вни су́ще. Ны́не стыд нося́ще и ниже́ досто́йни воззре́ти на пречи́стый о́браз Твой, пред ни́мже предста́хом. Но, о све́те душ на́ших, све́тлое зерца́ло бла́гости Бо́жия! И мы ве́мы, коли́ко мо́жет Твое́ ма́тернее ко Христу́ Бо́гу на́шему дерзнове́ние, ве́мы, я́ко никто́же, прибега́яй к Тебе́, Благосе́рдая, с покая́нием и умиле́нием, посра́млен от Тебе́ бысть, или́ призыва́яй Тебе́, Пречи́стая, не услы́шан от Тебе́ изы́де: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневе́сто, я́ко Ма́терь Свою́, ми́лостивно прие́мля моле́ния Твоя́. Сего́ ра́ди и ужаса́емся воззре́ти к Све́ту Твоея́ стра́шныя и Богоподо́бныя сла́вы, оскверне́ны иму́ще о́чи душе́вныя, оба́че коле́на душ и теле́с на́ших преклоня́юще, мо́лим Тя, Боголе́пная Мари́е, я́ко Ма́терь и Цари́цу на́шу: умилосе́рдися на ны, непотре́бныя рабы́ Твоя́, и, и́миже ве́си судьба́ми, взыщи́ ны, поги́бшия, просвети́ наш ум све́том Твоего́ Богове́дения, да, им озаре́ни су́ще, вся́кое зло́е помышле́ние и всяк безсту́дных дея́ний о́браз до конца́ отсече́м, всем же се́рдцем за́поведи Госпо́дни возлю́бим и в них непоро́чно ходи́ти начне́м. Ерети́ческая возста́ния прекрати́, разсе́янныя же собери́, заблу́ждшия возврати́ во еди́но ста́до Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, ста́рость поддержи́, ю́ныя вразуми́, вдови́ц и сиро́т защити́, боля́щия исцели́, страну́ же на́шу ми́ром огради́ и во ве́ки незы́блему соблюди́, всем же нам преспе́яние в ве́ре и де́лех благи́х в долготу́ дней да́руй. Пре́жде отше́дшия отцы́ и бра́тию на́шу во све́тлостех ра́йских и селе́ниих пра́ведных упоко́й, с ни́ми и нас всех в покая́нии и испове́дании приими́ и сопричти́, да и мы, Преблага́я на́ша Засту́пнице, Богома́ти и Влады́чице, спасе́ни су́ще Твои́м хода́тайством, восхваля́я Тя, просла́вим со все́ми святы́ми пречестно́е и пресвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, ны́не, и при́сно, и во ве́ки. Ами́нь.

 

Ма­ка­рьев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Оди­гит­рия» бы­ла яв­ле­на 17 сен­тяб­ря 1442 го­да пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию Ун­жен­ско­му чу­до­твор­цу († 1444), ко­то­рый под­ви­зал­ся в по­сте и мо­лит­ве на пу­стын­ных бе­ре­гах ре­ки Ун­жи во вре­ме­на кня­же­ния Ва­си­лия Тем­но­го (1425–1462). В это вре­мя Га­лич­ская (ныне Ко­стром­ская) об­ласть на­хо­ди­лась в са­мом бед­ствен­ном по­ло­же­нии, стра­дая от го­ло­да и сти­хий­ных бед­ствий, меж­до­усоб­ных войн и на­ше­ствия та­тар.

Ра­но утром, ко­гда пре­по­доб­ный Ма­ка­рий окан­чи­вал свое обыч­ное утрен­нее ака­фист­ное пе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, кел­лию его вдруг оза­рил неве­до­мый свет. Пре­по­доб­ный сму­тил­ся ду­хом и стал усерд­нее мо­лить­ся. За сте­на­ми кел­лии раз­да­лось ан­гель­ское пе­ние: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная Ма­ти Нене­вест­ная!» В стра­хе и изум­ле­нии вый­дя из кел­лии, свя­той уви­дел на небо­склоне ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рая в окру­же­нии све­то­зар­но­го си­я­ния при­бли­жа­лась к по­движ­ни­ку. Пре­по­доб­ный с ра­дост­ным тре­пе­том пал на зем­лю и вос­клик­нул: «Ра­дуй­ся, Ма­ти Бо­жия! Ра­дуй­ся, прис­но­те­ку­щий Ис­точ­ни­че, спа­се­ние ми­ру по­ка­зу­ю­щий и всей Га­лич­стей стране твер­дое ограж­де­ние и за­ступ­ле­ние!» Он с бла­го­го­ве­ни­ем взял ико­ну и по­ста­вил в сво­ей кел­лии, по­че­му она и ста­ла на­зы­вать­ся «Ке­лей­ной» (поз­же уче­ни­ки пре­по­доб­но­го да­ли ей на­име­но­ва­ние «Ма­ка­рьев­ской»).

Неда­ле­ко от ме­ста яв­ле­ния свя­то­го об­ра­за пре­по­доб­ный Ма­ка­рий вы­ко­пал ис­точ­ник, про­сла­вив­ший­ся сво­ей це­леб­ной си­лой, а еще через неко­то­рое вре­мя здесь был ос­но­ван мо­на­стырь, так­же на­зван­ный Ма­ка­рьев­ским. В мо­на­стыр­ских ру­ко­пи­сях хра­ни­лись ска­за­ния о мно­го­чис­лен­ных чу­де­сах, про­изо­шед­ших от чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Два­жды по мо­лит­ве пе­ред ней спа­са­лись мест­ные жи­те­ли от на­ше­ствия крым­ских та­тар. В 1522 го­ду та­та­ры на­па­ли на Ун­жу и хо­те­ли огра­бить и опу­сто­шить Ма­ка­ри­е­ву пу­стынь, но ослеп­ли и, обе­зу­мев, бро­си­лись бе­жать. Мно­гие из них уто­ну­ли в ре­ке Ун­же. В 1532 го­ду мо­лит­ва­ми пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия был спа­сен от вра­га го­род Со­ли­га­лич. Та­та­ры без ви­ди­мой при­чи­ны в па­ни­ке об­ра­ща­лись в бег­ство, а плен­ные рас­ска­зы­ва­ли, что ви­де­ли в небе се­до­го стар­ца в чер­ном оде­я­нии, ме­тав­ше­го в них стре­лы и кам­ни, а за­тем по­явив­ше­го­ся сре­ди них на бе­лом коне и на­гнав­ше­го та­кой страх, что та­та­ры ста­ли в ужа­се уби­вать друг дру­га.

Бла­го­дар­ные жи­те­ли устро­и­ли в со­бор­ном хра­ме при­дел в честь свя­то­го. Бо­лее 50 че­ло­век по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние от тя­же­лых неду­гов, как это бы­ло уста­нов­ле­но ко­мис­си­ей, по­слан­ной Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским Фила­ре­том 24 июня 1619 го­да. В этом же го­ду со­сто­я­лось про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Жел­то­вод­ско­го, Ун­жен­ско­го чу­до­твор­ца в ли­ке свя­тых.

С чу­до­твор­ной ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы был сде­лан спи­сок в ви­зан­тий­ском сти­ле, ко­то­рый про­сла­вил­ся, как и пер­во­об­раз. На иконе лик Бо­жи­ей Ма­те­ри на­кло­нен к Пред­веч­но­му Мла­ден­цу, ко­то­рый по­ко­ит­ся на Ее ле­вой ру­ке. Два­жды свя­той об­раз вы­хо­дил непо­вре­жден­ным из ог­ня по­жа­рищ – в 1626 и 1690 го­дах.

24 ав­гу­ста 1717 го­да по ука­зу Пет­ра I и бла­го­сло­ве­нию ме­сто­блю­сти­те­ля пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла мит­ро­по­ли­та Ря­зан­ско­го Сте­фа­на (Явор­ско­го) мо­на­ху Ионе бы­ла вы­да­на ру­ко­пис­ная «со­бор­ная па­мять» для «бес­пен­но­го» сбо­ра по­жерт­во­ва­ний на из­го­тов­ле­ние окла­да для ико­ны. В этом до­ку­мен­те Ма­ка­рьев­ский об­раз пря­мо на­зы­ва­ет­ся чу­до­твор­ным.

В XVIII ве­ке при игу­мене мо­на­сты­ря Мит­ро­фане II (пер­вым был при­чис­лен­ный к ли­ку свя­тых свя­ти­тель Мит­ро­фан Во­ро­неж­ский), ко­то­рый не знал ис­то­рии и зна­че­ния ико­ны, свя­той об­раз был пе­ре­не­сен из со­бор­но­го хра­ма в Бла­го­ве­щен­скую цер­ковь и пре­бы­вал там в за­бве­нии. Кро­ме то­го, игу­мен дал раз­ре­ше­ние пе­ре­пи­сать об­раз в Смо­лен­ский. Лишь по­чти через век – в 1858 го­ду Про­мыс­лом Бо­жи­им ико­на вер­ну­лась к ино­кам в сво­ем пер­во­здан­ном ви­де. Ко­гда ико­ну ста­ли очи­щать от верх­не­го вет­хо­го слоя кра­сок, под ним ока­зал­ся невре­ди­мым чуд­ный лик Бо­го­ма­те­ри древ­не­го пись­ма с над­пи­сью «Ма­ка­рьев­ская ико­на» и под­пи­сью тро­па­ря и конда­ка. В мо­на­стыр­ской ле­то­пи­си хра­нят­ся за­пи­си мно­гих бла­го­дат­ных зна­ме­ний и чу­дес­ных со­бы­тий, со­про­вож­дав­ших об­ре­те­ние свя­то­го об­ра­за.

По всей ви­ди­мо­сти в это вре­мя в мо­на­сты­ре пре­бы­ва­ла и ико­на, яв­лен­ная пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию, по­сколь­ку ар­хи­манд­рит Пла­тон, при ко­то­ром был об­ре­тен спи­сок, пи­сал в 1863 го­ду, что один и тот же тро­парь и кондак по­ет­ся в оби­те­ли «пе­ред обе­и­ми чу­до­твор­ны­ми ико­на­ми».

Ате­и­сти­че­ское ли­хо­ле­тье XX ве­ка раз­ру­ши­ло ино­че­скую жизнь Ма­ка­рьев­ской оби­те­ли – в 1929 го­ду мо­на­стырь был за­крыт, а свя­тая ико­на уте­ря­на. Лишь в 1993 го­ду на­ча­лось пол­но­мас­штаб­ное воз­рож­де­ние мо­на­сты­ря. Через два го­да в оби­тель вер­ну­лась и его глав­ная свя­ты­ня – мо­щи пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ун­жен­ско­го.

Судь­ба и ны­неш­нее ме­сто­пре­бы­ва­ние спис­ка чу­до­твор­ной Ма­ка­рьев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и его пер­во­об­ра­за неиз­вест­ны. Со­хра­нил­ся един­ствен­ный спи­сок Ма­ка­рьев­ской ико­ны, ко­то­рый на­хо­дит­ся сей­час в Рож­де­ствен­ской церк­ви г. Ма­ка­рье­ва.