Из Охридского Пролога за 17 октября
Рассуждение:
Второе явление святого мученика Лонгина. Когда святой Лонгин явился слепой вдовице, у которой умер маленький сын, то обещал ей и зрение вернуть, и сына показать в великой славе. Обретя мощи [честную главу] святого мученика и прикоснувшись к ним своими руками, вдовица немедленно прозрела. Так исполнилось одно обещание. В следующую ночь явился ей святой Лонгин в ярком свете, держа за руку ее сына, облеченного в великолепные одежды. И как отец лаская дитя, сказал вдовице: «Взгляни, женщина, на сына твоего, о котором ты так горько плачешь! Посмотри, в какой он чести и славе! Посмотри – и утешься! Бог причислил его к небесным чинам, живущим в Его Царствии. Вот, сейчас взял я его у Спасителя, и никогда он не отлучится от меня. Возьми главу мою и тело сына своего и похорони в одном ковчеге, и больше не печалься о своем единственном сыне, и пусть не смущается сердце твое, ибо дана ему от Бога великая слава, и отрада, и бесконечное веселье». Увидев и услышав всё это, женщина исполнилась несказанной радости и вернулась в свой дом, говоря себе: «Искала Я очи телесные, а нашла и очи душевные. Оплакивала я смерть сына своего, а теперь он у меня на небесах, где во славе стоит с пророками и радуется с ними непрестанно».
Проповедь о гноящихся греховных ранах
Возсмердеша и согниша раны моя
от лица безумия моего.
Пс.37:6
Пророк говорит о греховных язвах, ибо и сам он прежде согрешал и в себе самом почувствовал весь смрад греха. Из сего признания насколько проглядывает нечистота прежних грехов, настолько же видна и последующая чистота кающегося грешника. Ибо доколе человек шествует по гноящимся беспутьям греха, не ощущает он его удушающего зловония, но когда уйдет с этих кривых дорог и встанет на чистый путь праведности, то [лишь] тогда заметит всю разницу между чистотой и нечистотой, между стезей добродетели и ухабами порока. Вообразите чувства человека, проведшего ночь в смрадном и затхлом кабаке, а затем вышедшего наружу и оказавшегося среди кустов с благоухающими розами. Там – зловоние и яд, унижение души и тела, ярость и ссоры, истязание себя и других; здесь – яркое Божие солнце над головой, прекрасные цветы вокруг, свежий воздух и аромат, тишина и здоровье. [Но] еще больше разница между беспутьями греха и путем Божиим. Возсмердеша и согниша раны моя – так описывает великий царь свое греховное прошлое. Ничто так не смердит, не гноится и не распространяется, как грех. Смрад телесных язв лишь отчасти напоминает о невыносимом зловонии греховной души. Посему от такой души удаляется всякая святыня. Чистые небесные духи скрываются от нее, а нечистые духи преисподней ищут ее расположения. Каждый новый грех – это новая рана на душе, всякий грех – гной, всякий грех – смрад. Но отчего происходят грехи? От безумия моего, – объясняет пророк. Ум, выброшенный из своей божественной стези, понуждает человека ко греху. Пока не очистится ум, не может и человек стяжать чистоту. А мы имеем ум Христов (1Кор. 2:16), – говорит Апостол, то есть ум у нас возвращен на ту же стезю, на которой пребывал ум Адама до грехопадения, порождающего смрад. Поэтому, братья, вся православная наука подвижничества сосредоточивает свое внимание на одном главном пункте – на уме человека, на очищении.
О Господи Иисусе Христе, Чистота и вечный Источник чистоты, помоги нам отбросить наше безумие; помоги и мудрствовать [букв.: умствовать. – Пер.] по уму Твоему. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРОРОК ОСИЯ
Святой пророк Осия происходил из колена Иссахарова. Он жил в IX в. до Рождества Христова в царстве Израильском и был современником святых пророков Исаии, Михея и Амоса. В то время многие его соплеменники, забыв Истинного Бога, поклонялись идолам. Святой пророк Осия своими мудрыми наставлениями вновь обращал их к древнему благочестию. Обличая беззакония жителей Израиля, пророк возвещал им великие бедствия от иноплеменников и переселение в плен Ассирийский. Почти за тысячу лет до пришествия Спасителя святой пророк, по наитию Святого Духа, предсказал, что прекратится ветхозаветное жертвоприношение и не будет Ааронова священства (Ос. 3, 5) и что по всей земле распространится истинное Богопознание (Ос. 2, 20). Говорил Осия и о Христе, что Он возвратится из Египта (Ос. 11, 1; сравни Мф. 2, 15), тридневно воскреснет (Ос. 6; сравни 1 Кор. 15, 4) и победит смерть (Ос. 13, 14; сравни 1 Кор. 15, 54 - 55). Пророчества святого Осии включены в число книг Священного Писания. Пророческое служение святого Осии продолжалось более 60 лет. В глубокой старости скончался Богодухновенный пророк, всю свою жизнь посвятивший исполнению воли Божией.
Тропарь пророка Осии, глас 2
Проро́ка Твоего́ Оси́и па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод:
Пророка Твоего Осии память, Господи, празднуя, потому Тебя молим: спаси души наши.
Кондак пророка Осии, глас 2
Пра́выми стезя́ми после́дуя за́поведем Го́спода Твоего́, проро́че Оси́е,/ испо́лнился Ду́ха Свята́го/ и, прие́м дар проро́чествия,/ провозгласи́л еси́ Изра́илю Христо́во, хотя́щее в после́дняя ле́та бы́ти, прише́ствие,/ облича́я заблу́ждшия лю́ди от пути́ пра́ваго/ и наставля́я на путь, веду́щий в Вы́шний Иерусали́м,/ иде́же ны́не предстоя́,// моли́ся непреста́нно о всех нас.
Перевод: Истинными путями следуя заповедям Господа Твоего, пророк Осия, наполнившись Духа Святого и получив дар пророчества, провозгласил ты Израилю Христово пришествие, которое должно произойти в последние дни, обличая сбившихся с правильного пути людей и направляя на путь, ведущий в Небесный Иерусалим, где сейчас предстоя, молись непрестанно обо всех нас.
Ин кондак пророка Осии, глас 4
Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище:/ зри́ши бо, я́ко настоя́щая, дале́че су́щая,// сего́ ра́ди тя почита́ем, проро́че блаже́нне, Оси́е сла́вне.
Перевод:
Просветившееся Духом чистое твое сердце стало вместилищем светлейшего пророчества, ибо ты видишь события будущего, как настоящее, потому почитаем тебя, пророк блаженный, Осия прославляемый.
Величание пророку Осии
Велича́ем тя, проро́че Бо́жий Оси́е, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ПРЕЖДЕ РОЖДЕСТВА И ПО РОЖДЕСТВЕ ДЕВА"
Икона Божией Матери, именуемая "Прежде Рождества и по Рождестве Дева", принесена в Николаевский Пешношский монастырь Московской епархии московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Около 1780 года Алексей вступил в число братии обители. Все средства он отдал настоятелю архимандриту Макарию, а святую икону оставил в своей келлии. После кончины Алексея икона была принесена настоятелю. Он, увидев, что икона написана маслом на холсте и не по прописям, приказал поставить ее над входной дверью в часовне преподобного Мефодия, которая находилась у дороги, недалеко от обители.
Прославление святой иконы началось в 1827 году, после того, как капитан Платон Осипович Шабашев, проходя ночью мимо часовни, увидел, что от иконы Пресвятой Богородицы исходил необыкновенный свет. В другой раз ему было видение иконы вовремя трудных обстоятельств жизни. Во сне увидел Платон сияющую икону Божией Матери в облаках над Мефодиевой часовней и услышал голос: "Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этой иконой". Платон послушался наставления Богородицы, и скорбь миновала его.
Благочестивый Платон рассказал о чудесах от иконы настоятелю монастыря, и тот перенес святой образ в обитель. Когда на чудотворную икону хотели надеть ризу, то оказалось, что образ Пресвятой Девы, написанный на полотне, натянут на доску, где было скрыто изображение Богородицы лучшего письма. Особенно многочисленны были чудеса от этой иконы в 1848 году во время холеры, когда многие молящиеся пред ней получали исцеления.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА"
Икона Божией Матери «Избавительница» до 20 июля 1889 года, когда она была принесена в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе, находилась на Святой Горе Афон у насельника Русского Пантелеимонова монастыря схимонаха Мартиниана († 1884). Благочестивый схимник получил эту икону от великого подвижника, иеромонаха Феодула.
Святая икона прославилась чудотворениями с давних времен. По молитве перед этой иконой в 1841 году жители Спарты (в Греции) избавились от саранчи.
Из Пантелеимоновой обители, по завещанию схиархимандрита Макария, эта икона была передана Ново-Афонской обители. Когда в Симоно-Кананитской обители впервые было совершено празднование в честь этой иконы, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы.
Празднование иконе «Избавительница» было установлено 17 октября в благодарное воспоминание чудесного спасения императора Александра III со всей семьей во время железнодорожного крушения под станцией Борки Курско-Харьковско-Азовской дороги. Менее чем за месяц до этого происшествия, 24 сентября 1888 года, все семейство государя императора посетило Ново-Афонскую обитель, где Александр III лично заложил собор во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. В этом соборе вплоть до разорения монастыря в 1924 году пребывала чудотворная икона Божией Матери «Избавительница».
На иконе Пресвятая Богородица изображена держащей на левой руке Богомладенца, благословляющего десницей.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Избавительница», глас 4
Я́ко пресве́тлая звезда́,/ просия́ Боже́ственными чудесы́/ святы́й о́браз Твой, Изба́вительнице,/ луча́ми благода́ти и милосе́рдия Твоего́/ озари́в в нощи́ скорбе́й су́щих./ Пода́ждь у́бо и нам, Всеблага́я Де́во,/ избавле́ние от бед,/ исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных,// спасе́ние и ве́лию ми́лость.
Перевод: Как преяркая звезда просиял Божественными чудесами святой образ Твой, Избавительница, лучами благодати и милосердия Твоего озарив находящихся во тьме скорбей. Потому подай и нам, Всеблагая Дева, избавление от бед, исцеление болезней душевных и телесных, спасение и великую милость.
Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Избавительница», глас 4
Избавле́ние Принося́щая всем,/ от се́рдца Тебе́ призыва́ющим,/ принеси́ избавле́ние ско́рое/ и нам, в лю́тых беда́х погиба́ющим// и в Тебе́ Едино́й избавле́ние на́ше на Бо́зе полага́ющим.
Перевод: Приносящая избавление всем, от сердца Тебя призывающим, принеси быстрое избавление и нам, погибающим от тяжелых бед и возлагающим избавление наше на Бога и Тебя, Единственную.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Избавительница», глас 8
Ко ико́не Твое́й, Пресвята́я Госпоже́,/ бе́дствовавшии с ве́рою прите́кше,/ заступле́нием Твои́м изба́вишася от злых,/ но я́ко Ма́терь Христа́ Бо́га,/ и нас свободи́ от лю́тых обстоя́ний,/ вре́менных и ве́чных, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Изба́вительнице на́ша от всех бед.
Перевод: К иконе Твоей, Пресвятая Госпожа, нуждающиеся с верою обратившись, защитой Твоей избавились от бедствий, но как Матерь Христа Бога и нас освободи от жестоких бедствий, временных и вечных, да взываем к Тебе: «Радуйся, Избавительница наша от всех бед».
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Избавительница»
О, Ма́ти Бо́жия, по́моще и защи́та на́ша, егда́ попро́сим, бу́ди изба́вительнице на́ша, на Тя бо упова́ем и всегда́ вседу́шно Тя призыва́ем: умилосе́рдися и помози́, пожале́й и изба́ви, приклони́ у́хо Твое́ и на́ши ско́рбныя и сле́зныя моли́твы приими́, и я́коже хо́щеши, успоко́й и обра́дуй нас, лю́бящих Твоего́ Безнача́льного Сы́на и Бо́га на́шего. Ами́нь.