Христос Воскресе! Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратига Михаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бес Андроника и св. Иунии, прп. Евфросинии, в миру Евдокии, блгв. вел. кн. Московской и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
"Что нам делать? Этот Человек много чудес творит". Только и нашла в Спасителе виновного иудейская ученость. И в наши дни немецкая ученость только и находит неуместного в Евангелии Христовом, что сверхъестественное: все хорошо, только это - вишь нейдет. И в решении обе учености сошлись. иудейская решила: "лучше, чтобы один человек умер", а не все погибнут; и немецкая положила: устраним сверхъестественное, чтоб сохранить все прочие истины евангельские. Что же вышло? Те сгубили народ, а эти растеряли все христианские истины, и теперь остались почти не при чем. Господь есть краеугольный камень здания спасения; так и вера в сверхъестественное есть краеугольный камень всего здания богодухновенной истины. Сам Спаситель, в лице Своем, венец сверхъестественности, а в Церкви - неистощимый Источник ее. Касающийся сего пункта касается зеницы ока Божия.
Дея. 17, 1-15:
Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.
Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.
Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,
а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.
Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.
Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.
Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.
Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.
Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.
Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.
Ин. 11, 47-57:
Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,
и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.
Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,
и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.
С этого дня положили убить Его.
Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.
Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься.
Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник?
Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.
Из Охридского Пролога за 17 мая:
Рассуждение
После ужасного землетрясения в Антиохии святой Златоуст говорил народу: «Велики суть плоды землетрясения. Посмотрите на человеколюбие Господа, потрясающего город, но утверждающего душу; колеблющего основания, но укрепляющего помыслы; обнаруживающего слабость города, но волю делающего сильной! Обрати внимание на Его милосердие: пошатнет Он немного, но утвердит навсегда; землетрясение [продолжалось] два дня, а благочестие должно остаться на все времена; опечалились вы на короткое время, а утвердились навеки... Мать, желая отучить своего младенца от привычки часто плакать, сильно затрясет его колыбель – не для того, чтобы его погубить, а для того, чтобы устрашить. Точно также и Владыка всяческих, держащий в Своих руках вселенную, потрясает ее не для того, чтобы ниспровергнуть, а для того, чтобы обратить ко спасению тех [людей], которые живут беззаконно». Вот как святые Отцы, столпы вселенской Церкви, умели и напасти объяснить Божиим человеколюбием, точно так же, как и благодеяния; и несчастья точно так же, как и [времена] счастливые. Да устыдимся же мы, косные, благодарить Бога, когда Он подает, и, скорые, роптать на Него, когда Он берет.
Проповедь о Святом Духе Утешителе
Утешитель же, Дух Святый, Которого
пошлет Отец во имя Мое, научит вас
всему и напомнит вам все,
что Я говорил вам.
Ин. 14:26
Что, собственно, означают эти слова, если не [то,] что каждый день подобает нам молиться, дабы был послан нам Дух Святой, – точно так же, как ежедневно молимся мы о хлебе насущном? Бог готов каждый день ниспосылать нам Духа Святого, но Он требует от нас, чтобы каждый день мы молились о таком ниспослании. Как с хлебом бывает то избыток, то оскудение, так и с Духом Святым. Дух Святой приходит к нам и покидает нас, так или иначе сообразуясь с нашей ревностью или леностью к молитве, взирая на наши добрые дела и терпение. Поэтому Церковь установила начинать первое утреннее богослужение призыванием Святого Духа: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины... прииди! А потом уже мы просим: Хлеб наш насущный даждь нам! Почему? Потому что без Духа Святого мы и хлеб не умеем употребить как подобает: в наше спасение.
Он научит вас всему. Иными словами, каждый день и каждую ночь, в зависимости от обстоятельств, в которых вы будете находиться, Он управит вас, вразумит, наставит, о чем надлежит вам помышлять, что говорить, как поступать. Посему проси́те у Бога только Духа Святого, а остальное Он Сам принесет и подаст вам, видя ваши потребности в тот или иной момент. Когда снизойдет Он на вас, вы будете всё знать, всё уметь – на всё, что [вам] нужно, у вас хватит сил.
И напомнит вам все, что Я говорил вам. То есть не бойтесь, что забудете Мое учение и Мои слова: Дух Святой знает всё, что и Я знаю, так что если будет Он в вас обитать, то всё Мое учение будет в вас присутствовать вместе с Ним.
О Господи Душе Святой, благоволи снизойти на нас не по нашим заслугам, а по заслугам Господа Иисуса и по Твоей бесконечной благости. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
АПОСТОЛ ОТ 70-ТИ АНДРОНИК
Святой апостол от 70-ти Андроник и его помощница в апостольских трудах святая Юния были родственниками апостола Павла. Они много потрудились, проповедуя Евангелие язычникам, о чем упоминает апостол Павел в Послании к Римлянам: "Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа" (Рим. 16, 7). Святой Андроник был рукоположен во епископа Паннонии, но проповедь его и святой Юнии распространилась и в другие страны, далеко за пределы его епархии. Трудами святых Андроника и Юнии утверждалась Церковь Христова, язычники обращались к Богопознанию, многие языческие капища прекратили свое существование, вместо них возникали христианские храмы. Из службы в честь этих святых известно, что они мученически пострадали за Имя Христово.
В V веке, при императорах Аркадии и Гонории, их святые мощи были обретены в предместье Константинополя вместе с мощами других мучеников "иже во Евгениевых" (память 22 февраля).
Благочестивому клирику Николаю Каллиграду было откровение о том, что среди этих 17 мучеников находятся также мощи святого апостола Андроника. Впоследствии на этом месте был построен величественный храм.
Тропарь апостолу Андронику и святой Иунии, глас 3
Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Перевод: Апостолы святые, молите Милостивого Бога, да прощение прегрешений подаст душам нашим.
Тропарь апостолам Силе, Силуану, Крискенту, Епенету и Андронику, глас 3
Лик пяточи́сленный апо́стол Христо́вых пе́сньми восхва́лим,/ Си́лу, Силуа́на, Криске́нта, Андрони́ка со Епене́том,/ си́и бо и́дольскую лесть обличи́ша/ и, неве́рныя в ве́ру улови́вше,// мо́лят непреста́нно о всех, па́мять их велича́ющих.
Перевод: Восхвалим песнопениями собрание пяти Христовых апостолов: Силу, Силуана, Крискента, Андроника и Епенета, ибо они, обличив идольское коварство и неверующих обратив в веру, молят не переставая обо всех, прославляющих их память.
Кондак апостолу Андронику и святой Иунии, глас 2
Звезду́ пресве́тлую,/ Богоразу́мия све́том просве́щшаго язы́ки/ апо́стола Христо́ва Андрони́ка восхва́лим/ и с ним во благове́стии потруди́вшуюся Иуни́ю прему́друю, вопию́ще:// моли́те Христа́ Бо́га непреста́нно о всех нас.
Перевод: Преяркую звезду, просветившего народы светом разумения Бога, апостола Христова Андроника восславим и потрудившуюся с ним в благовестии премудрую Иунию, взывая: «Молите Христа Бога не переставая обо всех нас».
Кондак апостолам Силе, Силуану, Крискенту, Епенету и Андронику, глас 4
Ло́зие яви́стеся Христо́ва виногра́да,/ гро́здие принося́ще, му́дрии, в доброде́телех,/ вино́ нам спасе́ния источа́юще,/ е́же прие́млюще, весе́лия исполня́емся,/ пра́зднующе всечестну́ю ва́шу па́мять,/ в ню́же моли́теся о оставле́нии грехо́в на́ших,// Госпо́дни апо́столи.
Перевод: Вы явились лозами Христова виноградника, приносящими грозди добродетелей, мудрые, источающие нам вино спасения, принимая которое мы наполняемся радости, празднуя почитаемый всеми день памяти вашей, в который молитесь об оставлении грехов наших, апостолы Господни.