30 марта день памяти Святого преподобного Макария, игумена Калязинского, чудотворца, Преподобного Алексия, человека Божия

30.03.2018

Святой преподобный Макарий, игумен Калязинский, чудотворец

«На­прас­но тру­дил­ся я и без успе­ха со­вер­шил та­кой даль­ний путь на Свя­тую Го­ру ми­мо Ка­ля­зин­ско­го мо­на­сты­ря. Ибо мож­но спа­стись и в нем жи­ву­щим: здесь все де­ла­ет­ся по­доб­но ки­но­ви­ям, на­хо­дя­щим­ся в Свя­той Го­ре», – та­ким был от­зыв об этой зна­ме­ни­той рус­ской оби­те­ли, ле­жа­щей на Вол­ге в пре­де­лах Твер­ских, стар­ца Мит­ро­фа­на (Бы­валь­це­ва), под­ви­зав­ше­го­ся де­вять лет на Афоне. Бла­го­чи­ние и бла­го­ле­пие мо­на­сты­ря от­ме­чал так­же и пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий, зна­ме­ни­тый про­по­вед­ник и стро­гий игу­мен зна­ме­ни­той оби­те­ли на Во­ло­ке Лам­ском, из­вест­ный бо­рец с ере­сью жи­дов­ству­ю­щих. Со всей Ру­си ты­ся­чи бо­го­моль­цев шли в Ка­ля­зин, дабы во­очию зреть по­дви­ги бра­тии и по­кло­нить­ся чест­ным мо­щам ос­но­ва­те­ля той оби­те­ли – пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ка­ля­зин­ско­го, по­лу­чить об­лег­че­ние и ис­це­ле­ние от тяж­ких ду­шев­ных и те­лес­ных неду­гов. И здесь, у ра­ки со свя­ты­ми мо­ща­ми, по ве­ре при­хо­див­ших свер­ша­лось мно­же­ство чу­до­тво­ре­ний.

Ро­дил­ся пре­по­доб­ный Ма­ка­рий, игу­мен Тро­иц­ко­го Ка­ля­зин­ско­го мо­на­сты­ря, в 1402 го­ду, в се­ле Грид­цине (Гриб­ко­ве, ныне Ко­жи­но), вбли­зи Ка­ши­на, в бо­го­лю­би­вой, стро­го чту­щей за­по­ве­ди Гос­под­ни се­мье. Ро­ди­те­ли, бо­ярин Ва­си­лий Ана­ни­е­вич Ко­жа, про­сла­вив­ший­ся сво­и­ми во­ин­ски­ми по­дви­га­ми при ве­ли­ком кня­зе Ва­си­лии Ва­си­лье­ви­че II Тем­ном, и су­пру­га его Ири­на (па­мять их чтит­ся мест­но) с дет­ства вос­пи­ты­ва­ли Мат­фея (имя в ми­ру) в ве­ре и бо­го­по­чте­нии. От­рок лю­бил про­во­дить вре­мя за чте­ни­ем ду­хов­ных книг, и все про­чи­тан­ное глу­бо­ко за­па­да­ло в его серд­це. Он не увле­кал­ся иг­ра­ми и в ду­ше сво­ей непре­стан­но воз­но­сил до­ро­гие серд­цу мо­лит­вы, псал­мы и ду­хов­ные пес­но­пе­ния, за­ду­мы­ва­ясь при этом, как по­слу­жить Бо­гу.

Ко­гда стал при­хо­дить в со­вер­шен­ный воз­раст, на­чал Мат­фей по­мыш­лять об уда­ле­нии от су­ет­ной мир­ской жиз­ни; ро­ди­те­ли его, од­на­ко, не же­ла­ли, чтобы он при­нял мо­на­ше­ство, и при­во­ди­ли биб­лей­ские при­ме­ры жи­тия но­во­за­вет­ных свя­тых, спас­ших­ся в ми­ру. По­слуш­ный сын, не же­лая огор­чать род­ных и по­ви­ну­ясь, со­гла­сил­ся на брак и вско­ре же­нил­ся на де­ви­це Елене Яхон­то­вой. Мо­ло­дые су­пру­ги по­обе­ща­ли друг дру­гу, в слу­чае ес­ли один из них умрет, ов­до­вев­ший при­мет мо­на­ше­ство. Спу­стя год по­сле свадь­бы Мат­фей по­те­рял от­ца и мать, а еще через два – скон­ча­лась Еле­на; и два­дца­ти­пя­ти­лет­ний Мат­фей оста­вил вре­мен­ное, взыс­куя веч­но­го, и по­сту­пил в на­хо­див­ший непо­да­ле­ку Ни­ко­ла­ев­ский Кло­бу­ков мо­на­стырь, где по­стриг­ся с име­нем Ма­ка­рий.

С рев­но­стью про­хо­дил он все мо­на­стыр­ские по­слу­ша­ния, сми­ре­ни­ем и кро­то­стью пре­вос­хо­дя всех, и по­дви­ги мо­ло­до­го ино­ка воз­буж­да­ли удив­ле­ние бра­тии. Спу­стя неко­то­рое вре­мя, тя­го­тясь мно­го­лю­ди­ем оби­те­ли, пре­по­доб­ный по бла­го­сло­ве­нию игу­ме­на уда­лил­ся в пу­стынь. Он из­брал ме­сто в ле­су, ле­жав­шее в 18 вер­стах от Ка­ши­на, непо­да­ле­ку от Вол­ги, меж­ду двух неболь­ших озер. Здесь он сру­бил се­бе кел­лию, и ни­кто не ме­шал его по­дви­гу уеди­нен­ной мо­лит­вы, лишь ди­кие зве­ри при­хо­ди­ли и лас­ка­лись к нему, и он де­лил с ни­ми пи­щу. Про­знав об от­шель­ни­ке, ста­ли сте­кать­ся ино­ки к пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию, же­лая мо­лить­ся вме­сте с пре­по­доб­ным в его кел­лии. Он сми­рен­но при­ни­мал их и на­став­лял в пра­ви­лах ино­че­ско­го жи­тия. Так уеди­нен­ная лес­ная ча­ща об­ра­ти­лась в мо­на­стырь, где игу­ме­ном был из­бран пре­по­доб­ный Ма­ка­рий.

Зем­ля, на ко­то­рой жи­ла бра­тия, при­над­ле­жа­ла бо­яри­ну Ива­ну Ко­ля­ге, ко­то­рый со вре­ме­ни по­се­ле­ния там пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия с непри­яз­нью смот­рел на ино­ка. Ко­гда же бы­ла устро­е­на цер­ковь и чис­ло пу­стын­ни­ков уве­ли­чи­лось, Ко­ля­га ис­пу­гал­ся, что к оби­те­ли мо­жет отой­ти часть его зем­ли; и так это его угне­та­ло, что он за­мыс­лил да­же убий­ство пре­по­доб­но­го... Но Бо­жие на­ка­за­ние не за­мед­ли­ло ска­зать­ся: смерть по­стиг­ла се­мью Ко­ля­ги, а сам он тя­же­ло за­бо­лел. Пре­бы­вая в несча­стии, стро­ив­ший недоб­рые пла­ны бо­ярин рас­ка­ял­ся в сво­ем гре­хе и, ис­по­ве­дав его Ма­ка­рию, был про­щен.

Вско­ре Ко­ля­га под воз­дей­стви­ем про­по­ве­ди пре­по­доб­но­го всту­пил в Ма­ка­ри­ев мо­на­стырь, по­да­рив ему все свои зем­ли. С тех пор, ра­ди сми­ре­ния, сам Ма­ка­рий име­но­вал оби­тель Ка­ля­зин­скою (ныне г. Ка­ля­зин Твер­ской губ.). До­воль­но быст­ро она при­об­ре­ла ши­ро­кую из­вест­ность, ибо уче­ни­ки пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия, сле­дуя при­ме­ру сво­е­го ду­хов­но­го от­ца и на­став­ни­ка, со­вер­шен­ство­ва­лись в ино­че­ском по­дви­ге и дер­жа­ли стро­гую ас­ке­зу. Мно­же­ство лю­дей – и знат­ных, и про­сто­лю­ди­нов, – про­си­ли пре­по­доб­но­го при­нять их в чис­ло бра­тии. И, на­до ска­зать, еще при жиз­ни пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия из оби­те­ли Ка­ля­зин­ской вы­шли пре­по­доб­ный Еф­рем Пе­ре­ком­ский (па­мять 16 мая) и пре­по­доб­ный Па­и­сий Уг­лич­ский (па­мять 6 июня).

Чу­до­дей­ствен­на бы­ла мо­лит­ва пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия, по­лу­чив­ше­го при жиз­ни сво­ей от Бо­га дар ис­це­ле­ния неду­гу­ю­щих и страж­ду­щих. Так, он осво­бо­дил от бо­лез­ни неко­е­го рас­слаб­лен­но­го За­ха­рию из се­ла Ке­со­ва Го­ра, вра­зу­мив его с лю­бо­вью: «Ча­до! Пре­б­ла­гий Бог не хо­чет смер­ти греш­ни­ка, а жиз­ни и об­ра­ще­ния ко спа­се­нию, и ка­ки­ми ве­да­ет судь­ба­ми, при­во­дит его ко спа­се­нию через по­ка­я­ние. Те­бя по­стиг­ло Бо­жие по­се­ще­ние и, ес­ли по­ка­ешь­ся и оста­вишь преж­ние обы­чаи, Бог по­шлет те­бе ис­це­ле­ние; ес­ли же нет, то по­стра­да­ешь и боль­ше се­го». При­нес­ший по­ка­я­ние греш­ник ис­це­лил­ся, а по­сле то­го стал свя­щен­ни­ком в сво­ем се­ле и всю жизнь пом­нил на­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия.

Дру­гой раз пре­по­доб­ный вы­ле­чил му­чи­мо­го бе­са­ми бо­яр­ско­го Ва­си­лия Ря­си­на. По­сле мо­лит­вы пре­по­доб­ный Ма­ка­рий осе­нил его крест­ным зна­ме­ни­ем, и тот очи­стил­ся. Об­ра­до­ван­ный нис­по­слан­ной ми­ло­стью Бо­жи­ей, он из­брал ино­че­ский путь.

На­гра­дил Гос­подь ду­хо­нос­но­го стар­ца так­же и да­ром про­зор­ли­во­сти. Од­на­жды укра­ли мо­на­стыр­ских во­лов. Вне­зап­но во­ры бы­ли по­ра­же­ны сле­по­той и, дол­го блуж­дая в окрест­но­стях, опять ока­за­лись у во­рот оби­те­ли. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий осмат­ри­вал в то вре­мя хо­зяй­ство и, как бы не зная, в чем де­ло, спро­сил, уви­дев их, по­че­му они здесь, да к то­му же с во­ла­ми. По­хи­ти­те­ли со­зна­лись во всем и рас­ка­я­лись. Пре­по­доб­ный от­пу­стил им грех и, ис­це­лив, на­ка­зал впредь не по­ся­гать на чу­жое.

Неза­дол­го пе­ред сво­ей кон­чи­ной пре­по­доб­ный Ма­ка­рий за­бо­лел. Неко­то­рое вре­мя он без­молв­ство­вал, а в пред­чув­ствии ис­хо­да, при­звав бра­тию, бла­го­сло­вил и по­це­ло­вал каж­до­го и про­стил­ся: «Пре­даю вас Гос­по­ду Бо­гу! Пре­бы­вай­те все­гда в тру­дах, по­сте, бде­нии и непре­стан­ной мо­лит­ве; блю­ди­те чи­сто­ту ду­шев­ную и те­лес­ную, не воз­да­вай­те зло за зло или до­са­жде­ние за до­са­жде­ние. Ра­зу­мей­те, бра­тия: ес­ли я имею дерз­но­ве­ние к Бо­гу, то по мо­ем от­ше­ствии сия оби­тель не оску­де­ет, но рас­про­стра­нит­ся».

Пре­ста­вил­ся игу­мен Ка­ля­зин­ский 17 мар­та 1483 го­да глу­бо­ким стар­цем, на 82-м го­ду жиз­ни, и был по­гре­бен близ по­стро­ен­ной им де­ре­вян­ной церк­ви. Над мо­ги­лой его бы­ла со­ору­же­на и укра­ше­на об­ра­за­ми де­ре­вян­ная ча­сов­ня. Ко­гда храм об­вет­шал, жерт­во­ва­те­ли ре­ши­ли об­но­вить его, вы­стро­ив на том ме­сте ка­мен­ную цер­ковь. Во вре­мя ко­па­ния рвов для ее ос­но­ва­ния был об­ре­тен гроб пре­по­доб­но­го. От его нетлен­ных мо­щей ис­хо­ди­ло бла­го­уха­ние, се­ди­ны стар­ца бы­ли чи­сты, и да­же ри­зы не из­ме­ни­лись. Слу­чи­лось это 26 мая 1521 го­да.

Мно­же­ство ис­це­ле­ний рас­слаб­лен­ных, бес­но­ва­тых, стра­дав­ших кост­ной бо­лью, сле­по­тою, бо­лез­нью ног про­ис­хо­ди­ло при мо­щах свя­то­го. Это при­вле­ка­ло в оби­тель мно­же­ство па­лом­ни­ков. До 1547 го­да пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия чти­ли мест­но. Чу­до­тво­ре­ния и на­род­ная лю­бовь спо­соб­ство­ва­ли то­му, что на Мос­ков­ском Со­бо­ре 1547 го­да он был при­чис­лен к ли­ку свя­тых Бо­жи­их угод­ни­ков и па­мять его бы­ло по­ста­нов­ле­но празд­но­вать по всей Рос­сии. В Ка­ля­зин к пре­по­доб­но­му хо­ди­ли пеш­ком про­стые лю­ди, ез­ди­ли ца­ри: в 1553 го­ду оби­тель по­се­тил царь Иоанн Ва­си­лье­вич Гроз­ный, в 1599-м – Бо­рис Го­ду­нов с су­пру­гой и детьми при­был ис­про­сить у пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия бла­го­сло­ве­ние на вступ­ле­ние до­че­ри Ксе­нии в брак. То­гда цар­ствен­ны­ми бо­го­моль­ца­ми бы­ла устро­е­на се­реб­ря­ная ра­ка, ку­да бы­ли пе­ре­ло­же­ны чест­ные мо­щи свя­то­го.

В 1610 го­ду оби­тель бы­ла раз­граб­ле­на по­ля­ка­ми, мно­гие из бра­тии уби­ты. По­сле Сму­ты го­су­да­ри но­во­го пра­вя­ще­го до­ма Ро­ма­но­вых так­же неод­но­крат­но мо­ли­лись в ней: в 1619 го­ду царь Ми­ха­ил Фе­до­ро­вич, в 1635-м – его отец, пат­ри­арх Фила­рет. В 1654 го­ду, во вре­мя мо­ро­во­го по­вет­рия, ца­ри­ца Ма­рия Ильи­нич­на и пат­ри­арх Ни­кон име­ли ме­сто­пре­бы­ва­ние в Ка­ля­зин­ской оби­те­ли. В 1700 го­ду для мо­щей бла­го­че­сти­вы­ми жерт­во­ва­те­ля­ми бы­ла устро­е­на но­вая се­реб­ря­ная ра­ка, в ко­ей угод­ник Бо­жий по­чи­вал вплоть до за­кры­тия мо­на­сты­ря со­вет­ской вла­стью. По его раз­граб­ле­нии в 1930-е го­ды мо­щи пе­ре­вез­ли в Тверь, в ка­фед­раль­ный со­бо­р Бе­лая Тро­и­ца. В 2012 го­ду мо­щи пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны на ро­ди­ну в го­род Ка­ля­зин, в храм Воз­не­се­ния Гос­под­ня.

Па­мять пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия, Ка­ля­зин­ско­го чу­до­твор­ца, со­вер­ша­ет­ся 17/30 мар­та, в день его кон­чи­ны, и 26 мая/8 июня – в день об­ре­те­ния свя­тых мо­щей, ко­гда в Ка­ля­зине при огром­ном сте­че­нии па­лом­ни­ков со­вер­ша­ет­ся крест­ный ход. В Ма­ка­ри­е­вом мо­на­сты­ре от­ме­чал­ся так­же день те­зо­име­нит­ства свя­то­го – 16/29 но­яб­ря.

Чтит­ся свя­той Ма­ка­рий и в Со­бо­ре Твер­ских свя­тых (пе­ре­хо­дя­щее празд­но­ва­ние в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле 29 июня/12 июля – дня свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла).

 

Тропарь преподобного Макария, игум. Калязинского, чудотворца   глас 8

Плотская мудрования, отче Макарие,/ воздержанием и бдением умертвил еси,/ место бо, на немже поты твоя излиял еси,/ яко труба, вопиет к Богу,/ поведающи твоя исправления,/ и по смерти честныя твоя мощи источают исцеления./ Темже вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Макария, игум. Калязинского, чудотворца   глас 2


Вышних желая, воздержанием, и труды, и поты насладився,/ желание плоти твоей обуздав,/ чудес дар прием от Христа Бога,/ светильник явился еси пресветлый./ Темже Христова Церковь песньми славит тя,/ преподобне Макарие, отче наш.

Молитва преподобному Макарию, игумену Калязинскому, чудотворцу

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо свое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад своих. Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю. Не промолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа с ангельскими воинствы, с безплотными лики, с Небесными Силами у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Тропарь преподобного Алексия, человека Божия   глас 4

Возвысився на добродетель и ум очистив,/ к Желанному и Крайнему достигл еси,/ безстрастием же украсив житие твое,/ и пощение изрядное восприим совестию чистою,/ в молитвах яко безплотен пребывая,/ возсиял еси яко солнце в мире,/ преблаженне Алексие.

Кондак преподобного Алексия человека Божия   глас 2

Дом родителей твоих, яко чужд, имев,/ водворился еси в нем нищеобразно/ и, по преставлении венец прием славы,/ дивен на земли явился еси, Алексие, человече Божий,// Ангелом и человеком радование.

Молитва преподобному Алексию, человеку Божию

О, великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостиво на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же, чтущим тя, мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да, твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.