Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Рафаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, прп. Алексия, человека Божия и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Крещение на нашем языке созвучно со крестом. Счастливое созвучие. Ибо хотя видимое действие крещения есть погружение, но существо его есть сораспятие Христу на внутреннем духовном кресте. Апостол Павел говорит: "ветхий наш человек распят с Ним в крещении" (Рим. 6, 6). Это не механическое какое либо действие, а нравственное изменение или переворот мыслей, целей, желаний, сочувствий. Прежде все это было запачкано самоугодием, теперь же самоотверженно посвящается все Богу, во Христе Иисусе, благодатью Духа Святого. Скажешь: я не понимал этого, когда был крещен. Теперь понимаешь, и бери на совесть выполнить значение крещения, ибо оно неизгладимо. Даже на суде печать его будет видна или за тебя, или против тебя.
Бытие Гл. 9: 18 - 29
Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.
Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.
Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых;
Ханаан же будет рабом ему.
И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.
Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.
Гл. 10: 1
Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.
Притчи Соломона Гл. 12: 23 - 28
Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
На пути правды - жизнь, и на стезе ее нет смерти.
Гл. 13: 1 - 9
Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.
От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников - зло.
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.
Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя.
Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.
Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.
Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.
Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]
Из Охридского Пролога за 17 марта:
Рассуждение
Для чего мы здесь, на земле? Дабы явить свою любовь к Богу. Дабы научиться любить Бога паче греха. Дабы нашей малой любовью ответить на великую любовь Божию. Только Божия любовь – любовь великая, а наша всегда малая. Бог вдосталь явил и являет Свою любовь к человеку и в раю, и на земле. Сия краткая земная жизнь дана нам как школа и экзамен, чтобы испытали мы себя, ответим ли на великую Божию любовь своей любовью или нет. «Каждый день и каждый час требуется от нас свидетельство нашей любви к Богу», – говорит преподобный Исаак Сирин. Ведь и Бог ежедневно и ежечасно удостоверяет Свою любовь к нам. Каждый день и каждый час мы стоим между Богом и грехом. [Перед нами выбор:] подарим ли мы свою любовь Богу и возвысимся ли к Ангелам или же паче возлюбим грех и ниспадем в мрачный ад. Алексий, человек Божий, возлюбил Бога больше своих родителей, и жены, и богатства. Нищим провел он 17 лет вдали от родительского дома и еще 17 лет прожил неузнанным и презренным пришельцем в доме отца. Всё это ради любви Божией. И милостивый Бог ответил любовью на любовь: за 34 года страданий [воз]дал Он Алексию вечной жизнью, и радостью среди Своих Ангелов на небесах, и славой на земле.
Проповедь о Втором пришествии Господа
Ибо, как молния исходит
от востока и видна бывает
даже до запада, так будет
пришествие Сына Человеческого.
Мф. 24:27
Второе пришестие Господа Иисуса будет пришествием во славе. Об этом Господь говорил неоднократно. Но теперь Он уточняет, на что будет похоже это пришествие. Будет оно подобно молнии, говорит Господь. Тем самым открывает Он нам пять качеств этого славного Своего пришествия.
Во-первых, Его Второе пришествие будет внезапным, как молния. Оттого-то и предостерег Он нас: Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа!
Во-вторых, Его пришествие будет светлым, как молния. Солнце и звезды помрачатся, да и весь космос утратит лучистость своего лика, когда воссияет Он. Кто согрешает, в том меньше света и лучезарности; сколь же непроглядной будет тогда тьма под тем небесным пламенем! Посему и заповедал Он нам держать светильники душ наших наполненными елеем и приготовленными. О братья, да не окажемся во мраке в оный страшный час!
В-третих, Его пришествие будет могучим, как молния. Ибо в другом месте Сам Он ясно говорит, что придет Он с силою и славою.
В-четверых, Его пришествие будет всеобъемлющим и явным всем и каждому от востока до запада. Иными словами, не явится Он как в первый раз, чтобы увидели Его только ученики, или одно племя, или один народ и одна страна, одно государство, но придет, как молния, которую все люди и все племена на земле узрят [вдруг,] в одночасье.
В-пятых, как блистание молнии предшествует дождю и граду, так и Его Второе пришествие будет предварением Страшного Суда, который для праведных и верных станет желанным дождем, а для неправедных и неверных – градобитием.
Готовимся же, братья мои, ибо облака собираются, и из них в любую минуту может сверкнуть Божественная молния.
Господи великий и страшный, добавь елея в светильники наших душ, дабы не оказались мы в вечной тьме, когда явится Твой вечный свет. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ КАЛЯЗИНСКИЙ
Преподобный Макарий Калязинский (в миру Матфей) родился в 1400 году в селе Грибково (Кожине) близ города Кашина в семье боярина Василия Кожи. От юности он стремился к монашеству, но по воле родителей женился. Через год скончались его родители, а еще через три года преставилась и его супруга Елена. Не имея ничего, что привязывало бы его к прежней жизни, Матфей постригся в иноки в Николаевском Клобуковском монастыре. Из любви к уединению он оставил городскую обитель и вместе с 7 иноками нашел место в 18 верстах от Кашина между двумя озерами вблизи Волги. Здесь преподобный водрузил крест и основал уединенную пустынь. Боярин Иван Коляга, которому принадлежали близлежащие земли, стал опасаться, что возникнет иноческая обитель, которая начнет обрабатывать пустоши. Враг спасения посеял в боярине такую злобу и ненависть к преподобному, что он решил убить святого. Но неожиданно его свалила тяжелая болезнь. Страх близкой смерти пробудил в боярине раскаяние. Больной Коляга велел нести себя к преподобному и у его ног поведал о своем злом намерении и просил прощения. "Бог простит тебя", - ответил смиренный подвижник. Желая загладить грех и стремясь помочь преподобному, боярин отдал возникшей пустыни свои земли. Иноки воздвигли храм во Имя Пресвятой Троицы. Распространившаяся молва об обращении боярина Коляги привела к преподобному многих, жаждавших спасения. Надо было избрать игумена. Преподобному Макарию было тогда уже не менее 53 лет, но он считал себя недостойным этого сана и просил каждого из пришедших с ним старцев принять на себя священство и игуменство. Лишь уступая общему желанию, преподобный был посвящен во игумена Тверским епископом Моисеем .
К первому служению алтарю Божию новый игумен готовился долгой уединенной молитвой, а потом приобщил всех братий Святых Таин. В сане игумена преподобный Макарий трудился наравне со всеми иноками. Впоследствии в монастыре хранились 2 потира, дискос и 2 блюда, сделанные преподобным Макарием на токарном станке. Он наставлял не только иноков, но и приходивших в обитель мирских людей, равно относясь как к знатным, так и к простым. Несмотря на свое происхождение и звание игумена, преподобный носил худую, покрытую заплатами одежду. В обращении и всем укладе жизни преподобный Макарий был так прост, что высокомерный еретик, князь-инок Вассиан, глумясь, называл его "калязинским мужиком". Сам преподобный больше любил слышать о себе насмешки, чем похвалы. Он часто ходил по безмолвным местам, чтобы наслаждаться желанным одиночеством на природе. Дикие звери, чувствуя его кротость, иногда принимали от него пищу.
Духовный облик преподобного Макария был близок к духовному облику его современника, преподобного Пафнутия Боровского (+ 1 мая 1477 года). Не случайно ученик святого Пафнутия преподобный Иосиф Волоцкий (+ 9 сентября 1515) в 1478 году посетил преподобного Макария и записал его рассказ о себе: "Когда пришел я на это место, - говорил преподобный Макарий Калязинский, - пришли со мной семь старцев от монастыря Клобуковского. Они были так совершенны в добродетелях, посте и иноческой жизни, что все братья приходили к ним принимать поучения и пользу. Они же всех просвещали и учили полезному: живущих в добродетелях утверждали, а уклонявшихся в бесчинство удерживали запрещением и не попускали следовать своей воле". Смиренный игумен молчал лишь о своих подвигах. Но они не укрылись от проницательного преподобного Иосифа. Провидя святость игумена, он называл его блаженным и так отозвался о жизни монастыря: "Такое благоговение и благочиние были в том монастыре, ибо все творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями, что даже великий старец Митрофан Бывальцев дивился. Он тогда пришел от Святой Горы Афонской, где прожил 9 лет, и говорил братии: "Напрасно и без успеха прошел я такой путь во Святую Гору мимо Колязинского монастыря. Ибо могут спастись живущие в нем: здесь все творится подобно тому, как в киновиях (общежительных монастырях) Святой Горы".
С тех пор, как преподобный Макарий поселился в пустыни, он не изменял своего строгого правила до глубокой старости. Уже при жизни преподобный неоднократно исцелял расслабленных и бесноватых. Преставился преподобный 17 марта 1483 года. По кончине на нем нашли тяжелые вериги, о которых до этого ничего не знали. Нетленные мощи преподобного Макария были обретены 26 мая 1521 года при копании рвов для нового храма. Собор 1547 года установил ему повсеместное празднование.
* Преемником епископа Моисея по кафедре был родной брат преподобного Макария епископ Геннадий (Кожин) (1460 - 1477). Прославился святостью племянник преподобного Макария - преподобный Паисий Угличский (^ 1504, память 8 января, 6 июня). В Калязинском монастыре хранился сборник слов святителя Григория Богослова, переписанный им.
Тропарь преподобному Макарию, игумену Калязинскому, глас 8
Плотска́я мудрова́ния, о́тче Мака́рие,/ воздержа́нием и бде́нием умертви́л еси́,/ ме́сто бо, на не́мже по́ты твоя́ излия́л еси́,/ я́ко труба́ вопие́т к Бо́гу,/ пове́дающи твоя́ исправле́ния,/ и по сме́рти честны́я твоя́ мо́щи источа́ют исцеле́ния./ Те́мже вопие́м ти́:// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.
Ин тропарь преподобному Макарию, игумену Калязинскому, глас 2
Я́ко дре́во насажде́но при вода́х воздержа́ния,/ струя́ми слез твои́х напая́емь,/ преподо́бне о́тче Мака́рие,/ се́яв бо со слеза́ми, в ра́дости жне́ши доброде́тельныя рукоя́ти,/ тем Вели́кий Мздода́вец плоды́ трудо́в твои́х прия́т/ и в жи́тницах Небе́сных тя сокро́вище положи́,/ но помина́й чту́щих любо́вию пресве́тлую па́мять твою́/ и моли́ Святу́ю Тро́ицу, преподо́бне Мака́рие,// спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь преподобному Макарию, игумену Калязинскому, глас 8
Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́,/ Мака́рие о́тче наш, моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобному Макарию, игумену Калязинскому, глас 2
Вы́шних жела́я, воздержа́нием и труды́, и по́ты наслади́вся,/ жела́ние пло́ти твоея́ обузда́в,/ чуде́с дар прие́м от Христа́ Бо́га,/ свети́льник яви́лся еси́ пресве́тлый./ Те́мже Христо́ва Це́рковь пе́сньми сла́вит тя,// преподо́бне Мака́рие, о́тче наш.
Ин кондак преподобному Макарию, игумену Калязинскому, глас 8
Я́ко фи́нике псало́мский во удо́лиих по́стнических процве́л еси́,/ трудо́в свои́х по́ты, я́ко плоды́ духо́вными, возвели́чил еси́ над все́ми Бо́га,/ но я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ помина́й нас, чту́щих любо́вию святу́ю па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, преподо́бне Мака́рие, о́тче наш.
Молитва преподобному Макарию, игумену Калязинскому
О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Мака́рие! Не забу́ди убо́гих свои́х до конца́, но помина́й нас во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до свое́, е́же сам упасл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад свои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти своя́ духо́вныя, я́ко име́я дерзнове́ние к Небе́сному Царю́. Не промолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас, недосто́йных, у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу: и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих, и вся́кия пре́лести бесо́вския, и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда, но свята́я твоя́ душа́ с а́нгельскими во́инствы, с безпло́тными ли́ки, с Небе́сными Си́лами у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Ве́дуще бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: е́же моли́тися о нас Всеси́льному Бо́гу о по́льзе душ на́ших и испроси́ти вре́мя на покая́ние, и о невозбра́нном преи́тии от земли́ на Не́бо, мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и ве́чныя му́ки изба́витися, и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отцо́м, и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU