Доброго дня всем! Господи, какие бы я не получил известия в течение этого дня,научи принять их соспокойною душою и с твердым убеждением, что на все есть Твоя святая воля, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Уриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил небес., мчч. Мануила, Савела, Исмаила и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
"Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано". Следовательно, как ни прячемся мы теперь с грехами своими, пользы от этого нам никакой нет. Придет срок, а далеко ли он? - и все выйдет наружу. Как же быть? Не надо прятаться. Согрешил - иди и открой грех свой духовному отцу твоему. Когда получишь разрешение, грех исчезнет, будто его не было. Нечему будет потом быть открываему и являему. Если же спрячешь грех и не покаешься, то сбережешь его в себе, чтоб было чему обнаружиться в свое время на обличение тебя. Все это нам наперед открыл Бог, чтоб мы еще теперь ухитрились обезоружить Его праведный и страшный суд на нас грешных.
Рим. 8, 22-27:
Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
Мф. 10, 23-31:
Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;
у вас же и волосы на голове все сочтены;
не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
Из Охридского Пролога за 17 июня:
Рассуждение
Христовы противники всегда достигали результата, обратного своим наскокам и выпадам против Христа. Вместо того чтобы остановить реку христианства, они расширяли ее, углубляли и делали всё более бурной и полноводной. Вместо того чтобы ее иссушить, они вызвали, образно говоря, целый христианский потоп по всему міру. Где пал один мученик – там встала дружина христиан; где был причинен позор – взошла слава; где говорили: «Вот конец христианства!» – там было начало еще более обильного посева. [Растоптав] всякое понятие о чести [и] поправ все международные правила, Юлиан Отступник, побуждаемый своим безумным идолопоклонническим фанатизмом, умертвил персидских посланцев мира: Мануила, Савела и Исмаила. Чего достиг этим Юлиан? Увеличил число христиан, умножил сонм святых мучеников и ускорил конец свой и своего язычества. Косвенно и непроизвольно Отступник помог распространению и углублению христианства. Причем не только своим жестоким гонением, но и невольными заявлениями. Так, в спорах с христианами он утверждал: «Христос не сделал в жизни ничего такого, что заслуживало бы славу, если, конечно, не считать великим делом то, что Он исцелял хромых и слепых и изгонял бесов!» О несчастный [Юлиан]! Как будто отверзение очей одному-единственному слепому могучим словом не есть дело, превосходнейшее покорения десяти царств! Но ценно то, что он [Юлиан], будучи самым большим предателем Христа после Иуды, признал Христовы чудеса.
Проповедь о погибели лжесвидетелей
Лжесвидетель не останется ненаказанным,
и кто говорит ложь, погибнет.
Притч. 19:9
То, что совершается в міре, видят Бог и всё воинство небесное. Как тогда может человек сокрыть правду от такого сонма свидетелей истины! При этом небесные воинства не только зрят истину, но и ревнуют по истине. Как тогда смертный человек может идти против истины, а значит – против бесчисленных небесных ревнителей истины? Воистину, помрачен умом тот, кто полагает, что сможет утаить правду и вместо нее объявить ложь. Если миллионы проницательных Ангелов знают правду, способен ли один человек ее сокрыть? Может ли кто-то восстать против истины и остаться ненаказанным? О братья мои, нет ничего лживее лжи! И ничего безуспешнее! Ничего дерзостнее! Ничего глупее!
То, что происходит внутри человека, – не укрывается от Бога и от всего воинства небесного. Особенно наблюдает за этим Ангел Хранитель человека. И сей Ангел Хранитель не терпит, если человек выносит из себя и [утверждает] о себе то, чего в нем нет. И если человек будет упорствовать во лжи, то сей Ангел покинет его, всецело предав его духам лжи. Горе тогда человеку тому! Какая польза ему тогда лжесвидетельствовать против себя [или против кого-то еще. – Пер.], если внимают сему Бог и небесное воинство! Лучше бы такому человеку не родиться. Ведь кто бы ни говорил ложь – лжет Духу Божию, и Дух Божий оставляет лгуна во тьме и смерти.
О Господи истинный, укрепи нас силой Духа Твоего Святого, чтобы мы никогда не лжесвидетельствовали. Услади нам Твою святую истину и удали ложное слово с нашего языка. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил, родные братья, происходили из знатного персидского рода. Отец их был язычником, мать, христианка, крестила детей и воспитала их в твердой вере во Христа Спасителя. Возмужав, братья поступили на военную службу. В качестве послов персидского царя Аламундара они были посланы для заключения мирного договора с императором Юлианом Отступником (361 - 363). Юлиан принял их с подобающей честью и оказывал расположение. Но когда братья отказались принять участие в языческом жертвоприношении, разгневанный Юлиан, нарушив закон, заключил мирных посланников чужой страны в темницу, как преступников. На допросе он сказал им, что, если они презирают почитаемых им богов, то нельзя достигнуть между странами ни согласия, ни мира. Святые братья отвечали, что они посланы своим царем с государственным поручением, а не для того, чтобы рассуждать о богах. Видя твердость веры святых братьев, император велел подвергнуть их жестоким мукам. Святых мучеников подвесили, пригвоздив руки и ноги к дереву, в головы вонзили гвозди, а под ногти рук и ног вбили острые спицы. Во время истязаний святые воины, как бы не чувствуя мучений, славили Бога и молились. Наконец, святым мученикам отсекли головы мечами. Тела их Юлиан приказал сжечь, но внезапно произошло землетрясение, земля разверзлась и приняла в свои недра тела святых мучеников. Через два дня, после усердной молитвы христиан, земля возвратила тела святых братьев, от которых исходило благоухание. Многие язычники, ставшие свидетелями происшедшего чуда, уверовали во Христа и крестились. Христиане с честью погребли мощи святых мучеников - братьев Мануила, Савела и Исмаила. Это совершилось в 362 году. С этого времени мощи святых страстотерпцев прославились чудотворениями.
Узнав об убийстве своих послов и о том, что законопреступник Юлиан с многочисленными войсками идет против него, царь Аламундар собрал войско и стал на границе своих владений. В крупном сражении персы одолели греков. Юлиан Отступник был убит святым великомучеником Меркурием (сведения помещены 24 ноября).
Через 30 лет благочестивый император Феодосий Великий (+ 395) построил в Константинополе храм в честь святых мучеников, а святитель Герман, Патриарх Константинопольский (память 12 мая), будучи еще иеромонахом, написал в память и похвалу святым братьям канон.
Тропарь мученикам Мануилу, Савелу и Исмаилу, глас 4
Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак мученикам Мануилу, Савелу и Исмаилу, глас 2
Ве́рою Христо́вою уя́звлени, всеблаже́ннии,/ и Сего́ ве́рно испи́вше ча́шу,/ пе́рсская служе́ния и де́рзость на зе́млю низложи́сте,/ Тро́ицы равночи́сленнии,// моли́твы творя́ще о всех нас.