Доброго дня! Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими мыслями и чувствами, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Святогорская", архистратигов Михаила, Иегудиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., вмц. Марины, прп. Иринарха Соловецкого и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
"Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника". Этим решаются все недоразумения при подаянии милостыни. Доброхотство в отношении к бедным, почти всегда если не пресекается, то значительно сокращается вопросами: кто просит и куда пойдет поданное? Господь говорит таковым: в каком смысле примешь ты просящего и поможешь ему, в том и награда тебе будет. Не на просящего смотри, а на свои при том помышления. Каковы будут эти последние, такова будет и цена дела твоего. Какие же мысли иметь о бедном, это определяется другим словом: милующий нищего взаймы дает Богу; или "если сотворили вы одному из них, то Мне сотворили". Итак, принимай всякого нуждающегося как Господа, и делай для Него, что можешь сделать с тою мыслью, что делаешь для Бога, и получишь мзду не пророка только и праведника, но Господню.
Рим. 12, 1-3:
Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,
и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Мф. 10, 37-11, 1:
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
Из Охридского Пролога за 17 июля
Рассуждение:
Пока Христос не станет для души всем, – и причем всем, что вообще имеет некую непреходящую и неизменную ценность, до той поры человек не способен пойти на мучения за Христа. Как святая Марина, пятнадцатилетняя девушка, могла решиться на такие страдания? Для нее Христос был всем во всём. Как святая Иулитта могла радоваться, видя своего трехлетнего сына Кирика, умерщвленного за веру Христову? По той же самой причине: и для нее Христос был всем во всём...
Вот как исчерпывающе (в виде диалога Христа с человеком) говорит святитель Тихон Задонский о том, что Христос для человека – всё: «Добра ли себе хощете? Всякое добро во Мне и от Мене происходит. Блаженства желаете? Нет нигде, кроме Мене. Красоты ищете? Кто краснейший паче Мене и кроме Мене? Благородия желаете? Кто благороднее Сына Божия? Высоты хощете? Кто выше Царя небес? Славы ли ищете? Кто славнее паче Мене? Богатства желаете? У Мене и в Моей руке все сокровище нетленное. Премудрости ищете? Я Премудрость Божия. Дружества ищете? Кто любезнее и любительнее паче Мене, Иже душу Мою за всех положил? Помощи, защищения хощете? Кто поможет и защитит, кроме Мене? Врача ищете? Кто исцелит, кроме Мене – душ и телес Врача? Утешения, веселия и радости ищете? Кто утешит и увеселит, кроме Мене? Покоя и мира себе хощете? Я мир и покой душевный, и нигде не сыщете, кроме Мене. Света желаете? Аз есмь свет міру"
Проповедь о необходимости повторять [слова истины]
Для того я никогда не перестану напоминать
вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены
в настоящей истине.
2Пет. 1:12
Пахарь вспахивает поле. Не повторяет ли он в каждую секунду одно и то же действие? Да и как бы иначе вспахал он свои нивы, если бы с рассвета до заката не углублял одну борозду за другой?
Путешественник идет по дороге. Не повторяет ли он в каждую секунду одно и то же действие, не отмеряет ли один и тот же шаг? А как бы иначе покрыл он всё расстояние и добрался до места назначения?
Плотник выпиливает и обстругивает доски в мастерской. Не повторяет ли он с каждой доской ту же самую работу и не прилагает ли те же усилия? А иначе как изготовил бы он заказанное число обработанных досок?
Не все ли наши полезные свершения, братья, составлены из повторения одних и тех же действий? А посему да не обленится проповедник истины и не скажет: «Я уже это как-то раз говорил, и что проку мне на этом снова настаивать?»
О проповедник истины! Не страшись повторять одно и то же по нескольку раз. Надлежит тебе снова учить [людей истине] и снова предостерегать их [от худых поступков]. Без повторения [одних и тех же действий] ни поле нельзя вспахать, ни путь пройти, ни досок обтесать и обстругать. А ты и поставлен для того, чтобы пахать, путеводствовать и обтачивать.
О слушатель истины, не возгордись и не скажи, что уже однажды слышал ее слова. Истина – это пища для души. Ел ты хлеб и сегодня, и вчера, и позавчера, и вообще – на протяжении многих месяцев и лет. И опять будешь его есть, чтобы тело твое было здоровым. Питай же и душу. Насыщай ее истиной: той же истиной и сегодня (как и вчера), и завтра, и [во все дни] вплоть до самой смерти – чтобы душа твоя была и здоровой, и сильной, и светлой.
О Господи Иисусе, насыщай нас на всякий день и всякий час истиной Твоей – Тобою, о Иисусе, пища сладкая! Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРЕПОДОБНЫЙ ИРИНАРХ СОЛОВЕЦКИЙ
Преподобный Иринарх Соловецкий принял постриг в Соловецком монастыре и в своей иноческой жизни ревностно подражал преподобным Зосиме (память 17 апреля) и Савватию (память 27 сентября). В 1614 году, после смерти игумена Антония, Иринарх стал его преемником. В то время Соловецкий монастырь имел большое значение в защите северной России от шведов и датчан. Новый игумен много сделал для укрепления обители. При преподобном Иринархе была сооружена каменная стена с башнями, выкопаны глубокие рвы, выложенные камнями. Заботясь о внешней безопасности обители, преподобный много внимания уделял и внутреннему, духовному ее укреплению. Сам смиренный и кроткий, постоянно погруженный в Богомыслие, он ревновал о поддержании в иноках истинно монашеского духа. Под духовным руководством преподобного Иринарха в Соловецком монастыре выросли многие достойные подвижники. По благословению игумена и при его покровительстве преподобный Елеазар (память 13 января), друг и сподвижник преподобного Иринарха, основал скит на Анзерском острове.
В царской грамоте Соловецкому монастырю 1621 года инокам повелевалось "жить по правилам Святых отцов.., в полном послушании у игумена (Иринарха) и старцев".
Последние два года жизни преподобный провел в подвиге безмолвной молитвы.
Преставился святой 17 июля 1628 года.
Тропарь преподобному Иринарху, игумену Соловецкому, глас 4
По́стническое по Бо́зе житие́ возлюби́в,/ вся плотска́я мудрова́ния ду́ху покори́л еси́/ и воздержа́нием стра́сти умертви́л еси́,/ во труде́х, и бде́ниих, и моли́твах о́браз быв доброде́тели,/ тем мона́шескаго жития́ наста́вник показа́лся еси́,/ о́тче преподо́бне Ирина́рше.// Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Постническое в Боге житие возлюбив, все плотские мудрования покорил ты духу и умертвил воздержанием страсти, в трудах, бдениях и молитвах был примером добродетели, этим став наставником монашеского жития, отче преподобный Иринарх. Моли Христа Бога о спасении душ наших.
Ин тропарь преподобному Иринарху, игумену Соловецкому, глас 8
Бо́дростию ума́ жизнь твою́ управля́я,/ прилежа́нием Бо́га взыску́я,/ отону́дуже и ста́ду мона́хов предста́тель показа́лся еси́,/ и, благода́ть прие́м цели́ти ду́ши и телеса́/ приходя́щим с ве́рою к честно́му гро́бу твоему́,/ Ирина́рше, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Бодрствованием ума управляя своей жизнью, настойчиво искал ты Бога, потому и стал главой монашеской общины и, получив благодать исцелять души и тела приходящих с верой к почитаемому гробу твоему, Иринарх, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак преподобному Иринарху, игумену Соловецкому, глас 8
Чистото́ю душе́вною Боже́ственныя благода́ти да́ры стяжа́в,/ блаже́нную жизнь соверши́л еси́,/ и путь ко спасе́нию всем указа́л еси́,/ и богому́дрый нача́льник мона́хов яви́лся еси́./ Те́мже име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ помина́й нас, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, преподо́бне Ирина́рше, мона́шествующих похвало́.
Перевод: Душевной чистотой заслужив дары Божественной благодати, ты прожил блаженную жизнь и всем указал путь ко спасению, и был Богомудрым руководителем монахов. Потому, имея дерзновение ко Святой Троице, вспоминай нас, почитающих память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, преподобный Иринарх, слава монашествующих».
Молитва преподобному Иринарху, игумену Соловецкому
О, преподо́бне о́тче Ирина́рше, уго́дниче Бо́жий и моли́твенниче о душа́х на́ших! Услы́ши нас, ны́не моля́щихся тебе́, я́ко иму́щему дерзнове́ние ко Го́споду, да пода́ст нам вся, я́же на по́льзу в сем житии́ на́шем и во уготовле́ние к ве́чному животу́. Бу́ди нам наста́вник в духо́внем жи́тельстве, ути́шитель бу́ри страсте́й, помо́щник в ско́рбех и засту́пник от враг неви́димых, борю́щих ны, да и мы, богоуго́дно преше́дши по́прище сея́ жи́зни, бу́дем насле́дницы Ца́рствия Небе́снаго и сподо́бимся вку́пе с тобо́ю сла́вити Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
СВЯТОГОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В 1563 году, во времена Иоанна Грозного, уроженцу Вороничей, пригорода Пскова, пятнадцатилетнему пастуху юродивому Тимофею однажды вечером недалеко от речки Луговицы в воздухе в чудном сиянии явилась икона Божией Матери "Умиление", находившаяся тогда в Воронической приходской Георгиевской церкви. Глас от иконы возвестил, что через шесть лет на этой горе воссияет благодать Божия.
В 1569 году этому же юноше на Синичьей горе явилась на сосне икона Богородицы - Одигитрии. Сделав себе кущу, Тимофей провел у того места сорок дней в посте и молитве. Чудный глас от иконы повелел, чтобы духовенство и народ пришли на Синичью гору с иконой "Умиление" в пятницу, следующую за неделей Всех святых. Когда крестный ход, совершенный по повелению Матери Божией, достиг горы и начался молебен, во время чтения Евангелия вдруг воссиял свет, воздух наполнился благоуханием и все увидели на сосне икону Одигитрии. Обе святые иконы, Одигитрия и "Умиление", были поставлены в храме великомученика Георгия. От них стали совершаться многие чудесные знамения и исцеления, о которых было сообщено Иоанну IV. По его указу на Синичьей горе, называемой с тех пор "Святою", была поставлена часовня, в которую перенесли чудотворные иконы. Но вскоре, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, когда совершен был крестный ход с иконами на Святую гору, ночью часовня внезапно загорелась. Огонь уничтожил все внутри часовни, но святыни остались невредимы.
На священном месте воздвигли каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, алтарь которого находился на месте явления иконы Одигитрии. Обе прославленные иконы были поставлены в нижнем ярусе иконостаса: Одигитрия - на правой стороне (придел в честь которой был устроен в 1770 году), а "Умиление" - на левой (придел устроен в 1776 году).
В том же 1569 году на Святой горе был основан Святогорский Успенский монастырь.
Ежегодно в первую пятницу Петрова поста святые иконы приносились в Троицкий собор города Пскова и в следующий воскресный день с ними совершали обход вдоль внутренней стены города.
Празднование в честь "Умиления" совершается 19 марта и в 9-ю пятницу по Пасхе, а Одигитрии - 17 июля и в день Покрова Пресвятой Богородицы.