Доброго дня! Господи, просвети мой ум и сердце мое для разумения Твоих вечных и незаменимых законов, управляющих миром, чтобы я грешный, раб Твой, мог правильно служить Тебе и ближним моим, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Селафиила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, прор. Даниила, трех отроков: Анании, Азарии, Мисаила и иных святых сего дня.
Свт. Феофан Затворник:
Спаситель в образец веры и жизни ставит дитя. Простота веры рождает простоту жизни; из той и другой происходит образцовый строй нравственный. Впустите сюда умствование, - оно произведет разлад внутри, и под видом лучшего устроения дел всю жизнь расстроит. Умничанье всегда кричит: "то не так, другое не этак; дай-ка я все устрою по новому; старое негоже, наскучило". Но никогда еще нигде ничего доброго оно не устроило. а только все расстраивает. Уму следует слушаться того, что заповедано Господом. Правда, он называется царем в голове, но этому царю не дано законодательной власти, а только исполнительная. Как только примется он законодательствовать, то нагородит не знать что, расстроит и нравственные. и религиозные, и житейские, и политические порядки; все пойдет вверх дном. Великое несчастье для общества, когда в нем дают уму свободу парить, не удерживая его Божественною истиною! Это гнев Божий. О нем сказано: "укройтеся мало елико, дондеже мимо идет ". В этом разгаре умственного своенравия, лучше всего укрываться в простоту веры. Как во время бури лучше сидеть дома и не выходить, в самонадеянности, на борьбу с нею; так и во время бурного своеумия лучше не выходить на борьбу с ним и не хвататься за оружие умствования, чтобы противостоять ему. Простота веры сильнее умствований; облекись в нее, как в броню, и устоишь.
Мк. 9, 33-41:
Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?
Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.
И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.
И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:
кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.
При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
Ибо кто не против вас, тот за вас.
И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
Из Охридского Пролога за 17 декабря
Рассуждение:
Постом приобретается прежде всего чистота телесная, а благодаря ей – и чистота духовная. Воздержание в пище, по словам сына благодати, преподобного Ефрема Сирина, значит «не желать и не искать многих яств, сладких и дорогих; не вкушать ничего вне определенного времени; не предаваться духу чревоугодия; не возбуждать в себе голод воззрением на вкусные блюда; не желать то одной, то другой пищи». Большое заблуждение – считать, что умеренность в еде и постная пища вредят телесному здоровью. Очевиден факт, что постники жили больше других и меньше всех болели. Пример сему предоставляет нам и святой пророк Даниил с тремя отроками в Вавилоне. Когда царь приказал своему евнуху кормить этих трех юношей блюдами с царской трапезы и угощать их хорошим вином, Даниил ответил евнуху, что они не хотят принимать царские яства и напитки, но будут питаться только травами [букв.: растительной пищей. – Ред.]. (Ибо не желал сей святой пророк вкушать от блюд, окропленных кровью идольских жертв.) Евнух же, опасаясь, как бы юноши не ослабели от постной пищи, высказал свою тревогу Даниилу. Тогда святой пророк предложил ему провести испытание, дабы убедиться, что постная пища не изнурит их; а именно, в течение десяти дней кормить всех прочих юношей на царском дворе блюдами с трапезы Навуходоносора, а их четверых питать только семенами растений, а затем сравнить тех и других. Евнух послушался Даниила и сделал всё так, как он предлагал. Спустя десять дней лица у четверых юношей-постников оказались светлее, а тела их сильнее, чем у юношей вавилонских, которые ели и пили с царской трапезы.
Проповедь об Иисусе Навине
Не уклоняйся от него
ни направо, ни налево... Не страшись и
не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой
везде, куда ни пойдешь.
Нав. 1:7.9
Иисус Навин во всем до конца слушал Господа, не отступая ни направо, ни налево от Господних заповедей. Чрезвычайными ужасами и кошмарами был он окружаем, ведя народ по незнакомой земле и через тесные ряды неприятелей. Но не убоялся он и не дал места малодушию. Считал он себя Божиим орудием, а свои войны – Божиими войнами. Как верный боец слушает приказы своего воеводы, так и он, внимая воле живого Бога, слушал Его повеления. Не приписывал он себе никаких благ, никакой силы и никаких заслуг, но всё это относил к Богу, только в Богу. Вовсе не надеялся он ни на свое войско, ни на свое оружие, ни на свою мудрость, но уповал на Бога – только на Бога всесильного и всепремудрого. Видите, братья, с какими людьми ходит Бог. О, если бы христианские правители и военачальники осознали это и научились от Иисуса, раба Божия, как подобает служить Богу! Господь Бог исполнил Свое обещание и был с Иисусом Навином до конца его трудов и жизни. А о том, что Господь и вправду с ним пребывал, свидетельствуют те великие и страшные чудеса, которые явил Он через этого Своего верного служителя. Бог разделил Иордан, и народ без моста прошел посуху; Бог сделал так, что обрушились иерихонские стены от гласа труб; Бог отверз очи Иисусу, чтобы узрел он великого Архангела с мечом в руке; Бог предал сильных противников в руки израильтян; Бог остановил солнце над Гаваоном и луну над долиной Аиалонской. Поистине никогда и нигде не покинул Бог Своего раба Иисуса, ведь и Иисус не оставил неисполненной ни одной Божией заповеди. Свидетель живого Бога и прообраз Спасителя [в серб, букв.: [О]святителя. – Пер.] міра, Иисус Навин, состарившись и насытившись годами, поучал народ свой, как и его самого Бог назидал вначале: Во всей точности старайтесь хранить и исполнять все написанное в книге закона Моисеева, не уклоняясь от него ни направо, ни налево... Прилепитесь ко Господу Богу вашему (Нав. 23:6. 8).
О Господи Иисусе, Сыне Божий, явивший предивные чудеса через Иисуса Навина, Своего преданного служителя, укрепи и нас и ободри нас, чтобы не отступили мы от Тебя ни направо, ни налево, – ради славы Твоей и спасения нашего. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРОРОК ДАНИИЛ И СВЯТЫЕ ТРИ ОТРОКА АНАНИЯ, АЗАРИЯ И МИСАИЛ
За 600 лет до Р. X. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу - дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение - огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока - Анания, Азария и Мисаил - были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан. 3, 26 - 90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись ("Мене, Такел, Фарес"), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, "потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно". Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих - тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: "Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие" (Дан. 9, 18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.
При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства - Царства Господа нашего Иисуса Христа (Дан. 2, 44). Пророческое видение о семидесяти седминах (Дан. 9, 24 - 27) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (Дан. 12, 1 - 12). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария - царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу. Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.
Тропарь пророку Даниилу и трем отрокам Анании, Азаpии и Мисаилу, глас 2
Ве́лия ве́ры исправле́ния:/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и трие́ о́троцы ра́довахуся,/ и проро́к Дании́л льво́м па́стырь я́ко о́вцам явля́шеся.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод:
Велики веры свершения! В источнике пламени, как на воде отдохновения, святые три отрока радовались. И пророк Даниил львов пасущим, как овец, явился. Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши!
Кондак пророку Даниилу, глас 3
Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце,/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище,/ зри́ши бо я́ко настоя́щая дале́че су́щая./ Львы укроти́л еси́, вве́ржен в ров;// сего́ ра́ди тя почита́ем, проро́че блаже́нне, Дании́ле сла́вне.
Перевод:
Просвещенное Духом чистое твое сердце стало вместилищем яснейшего пророчества: ибо видишь ты далекое будущее, как настоящее. Львов укротил ты, брошенный в ров, потому мы почитаем тебя, пророк блаженный, Даниил, славный.
Кондак трем отрокам Анании, Азаpии и Мисаилу, глас 6
Рукопи́саннаго о́браза не поче́тше,/ но Неопи́санным Существо́м защити́вшеся, треблаже́ннии,/ в по́двизе огня́ просла́вистеся,/ среде́ же пла́мене нестерпи́маго стоя́ще, Бо́га призва́сте:/ ускори́, о Ще́дрый,/ и потщи́ся, я́ко Ми́лостив, в по́мощь на́шу,// я́ко мо́жеши хотя́й.
Перевод:
Рукотворному образу не поклонившись, но Естеством Неописуемым защитившись, треблаженные, подвигом в огне вы прославились и, среди пламени нестерпимого стоя, Бога призывали: «Поспеши, о Сострадательный, и обратись к нам на помощь, как Милостивый, ибо что захочешь, Ты можешь совершить!»