Доброго дня всем, здоровья, радости, настроения в пути, работе, учебе, лечении и иных делах во славу Божию, а нам грешным во спасение с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Свенская", архистратига Михаила, ангелов хранителей наших и проч. святых Небесных Сил, мч. Мирона пресвитера и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года "Горе вам, . . . что затворяете Царство Небесное человекам". Это сказано архиереям, которые и сами не учат народ спасительному пути и священников не заставляют делать то; сказано и священникам, которые оставляют народ в небрежении, не заботясь толковать им, что нужно для спасения души. От этого народ пребывает в слепоте, и одна часть остается в уверенности, что идет исправно; другая хоть и замечает, что у нее не так дело идет, но нейдет куда следует, потому что не знает как и куда идти. От этого разные нелепые понятия в народе; от этого находят у него прием и раскольники, и молоканы, и хлысты, от этого удобно идет к нему и всякое злое учение. Священник обычно думает, что у него в приходе все исправно, и хватается за дело только тогда, когда это зло уж разрастается и выходит наружу. Но тогда уж ничего не поделаешь. Священник первым делом совести своей должен считать - взрослых усовершать в ведении христианской веры, а юное, народившееся поколение с первых сознательных лет подготовлять, толкуя им что нужно и можно им знать. Школ нечего дожидаться. Это надо делать словесно, собирая детей в церковь и в дом по воскресным вечерам, или когда и как будет удобнее.
От Матфея св. благовествование Гл. 23 (13-22): Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
Из Пролога: август, 17 день: Против пьянства. (Слово святого Иоанна Златоустого, коль пагубно есть пьянство): Все знают, насколько, большею частью, бедственно бывает положение пьяниц в материальном отношении; но не все знают, что оно несравненно бедственнее и ужаснее и в отношении нравственном. А и это последнее знать если не всем, то хотя самим пьяницам нужно; ибо это познание откроет им, в какую глубину зол повергает их пьянство и как им губят они свою душу. И ввиду этого мы и думаем предложить им сегодня о сем слово св. Златоуста. Не образумит ли оно их? Дай Бог, чтобы образумило, к раскаянию привело и от страшного порока навсегда отвратило. Люто, люто, – говорит вселенский учитель, – есть, возлюбленные, пьянство, и сильно бесчувственным сделать человека и разум его потопить! Разумного человека и над всем власть восприявшего оно, как мертвого, бросает на землю и худшим мертвого делает. Мертвый не может делать ни добра, ни зла, а пьяный о добре не думает и лишь к одному злу стремится, и всем – жене и детям и самим рабам – в посмеяние лежит. Друзья его стыдятся, враги осмеивают и клянут, свиньею и скотом называя. И что может быть окаяннее того человека, который в пьянство вдался и каждый день вином губит свой ум? Ибо пьянство хуже демона ум помрачает, и, пленив человека, лишает его от всех сострадания. Бесноватого увидев, жалеем и соболезнуем о нем; а с пьяным напротив поступаем – негодуем и гневаемся на него и несчетное число раз клянем. Почему же? Потому что бесноватый не по своей воле зло делает и прощения достоин; а пьяный, что бы ни делал, прощения не стоит, потому что самопроизвольно во зло впал и пьянственному мучительству поддался. Он теряет любовь друзей, честь, имение, здоровье, и так бедствует в сей жизни. Но несказанное бедствие ожидает его в жизни будущей, ибо «пьяницы Царствия Божия не наследят». Смотрите же, упивающиеся, до чего вы доводите себя своим пьянством! Из человека, созданного по образу и по подобию Божию и над всем владычество восприявшего, оно делает нечто худшее скота. Все, как говорит св. Златоуст, пьяниц стыдятся, насмехаются над ними, клянут. Никто их не жалеет, прощения они не заслуживают, теряют любовь друзей, честь, здоровье, лишаются Царствия Божия. Что может быть ужаснее сего? Позор здесь, на земле, – мука вечная в жизни будущей! И что, если еще к тому упившегося вдруг постигнет неумолимая смерть? С каким лицом он явится тогда на суд Божий? Какой даст ответ? Что скажет в свое оправдание? О, поистине, лучше бы ему не родиться на свет, чем дожить до этого страшного дня! Очнитесь же, пока есть время, и поборите в себе, всеми силами своей души, гибельную страсть. Бесспорно – трудно это. Но ведь не забывайте, что благодать Божия крепче, нежели самая сильная воля, и потому пламенною молитвою и испрашивайте ее, как непреоборимую силу в борьбе со страшным грехом: Господь милосерд; и если вы возымеете неизменное желание оставить страшный порок, Он увидит оное и подаст вам несомненно помощь в борьбе с ним. Аминь.
Свенская-Печерская икона Божией Матери была написана преподобным Алипием Печерским (+ около 1114, память 17 августа). На иконе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях у Нее Богомладенец. Справа от трона стоит преподобный Феодосий, а слева - преподобный Антоний Печерские. До 1288 года она находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами, и в 1288 году была перенесена в Брянский Свенский монастырь, в честь Успения Пресвятой Богородицы, следующим образом. Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, ослеп. Услышав о чудесах от иконы, писанной самим преподобным Алипием, князь послал в монастырь гонца с просьбой прислать к нему в Брянск икону для исцеления. Икону отправили вместе со священником по реке Десне. Во время плавания лодка пристала к правому берегу реки Свены. После ночевки путники утром пошли к лодке, чтобы помолиться иконе, но не нашли ее там, а увидели на горе против реки Свены. Икона стояла на дубе между ветвями. Весть об этом дошла до князя Романа; его привели к иконе пешком. Князь горячо молился и обещал построить на этом месте монастырь, отдав ему все земли, которые увидит с горы. После молитвы князь начал прозревать. Сначала он увидел тропинку, затем близкие предметы и, наконец, все окрестности. Приложившись к иконе, князь отслужил молебен, а затем все собравшиеся основали деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон. Тогда же было установлено празднество Свенской иконе Божией Матери 3 мая.
Икона прославилась исцелениями слепых, бесноватых, заступничеством от врагов.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Печерской», глас 4
Днесь све́тло торжеству́ет Пече́рская оби́тель,/ и ра́дуется явле́нием о́браза Богома́тере/ безме́рный лик Пече́рских отце́в,/ с ни́миже и мы непреста́нно вопие́м:// ра́дуйся, Благода́тная, Пече́рская похвало́.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Свенской» («Печерской»), глас 4
Днесь све́тло торжеству́ет Све́нская оби́тель;/ и ра́дуется явле́нием о́браза Богома́тери;/ Безме́рный лик Пече́рских отце́в/ с ни́ми же и мы непреста́нно вопие́м:// ра́дуйся Благода́тная Све́нская Похвало́.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Печерской», глас 3
Де́ва днесь неви́димо предстои́т в це́ркви/ и с ли́ки Пече́рских отце́в мо́лится о нас,/ благогове́йно велича́ющих Ея́ безме́рную ми́лость к ро́ду на́шему,/ я́вльшуюся в чу́дном о́бразе Ея́,// оби́тель Пече́рскую украша́ющем.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Печерской»
О, Пресвята́я и Пренепоро́чная Де́во Богоро́дице, на́ша Пече́рская похвало́ и украше́ние, держа́вный покро́ве свята́го ме́ста сего́, и́стинная Влады́чице избра́ннаго уде́ла Своего́. Приими́ нас, недосто́йных рабо́в Твои́х, убо́гое моле́ние, с ве́рою и любо́вию принося́щих пред чу́дным о́бразом Твои́м, да посети́ши ми́лостивно грехо́вное житие́ на́ше, просвеща́ющи его́ све́том покая́ния, осени́ нас, обремене́нных скорбьми́ мно́гими, Твое́ю Небе́сною ра́достию, сподо́би нас при́сно сла́вити Тя в ми́ре и благоче́стии на ме́сте святе́м сем, да, без поро́ка преше́дше путь жития́ на́шего, по́мощию Твое́ю дости́гнем ве́чнаго весе́лия во све́тлости святы́х и Богоно́сных оте́ц на́ших Анто́ния и Феодо́сия и всех преподо́бных Пече́рских и еди́ными усты́ и се́рдцы воспои́м Тя с Предве́чным Сы́ном Твои́м и Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Животворя́щим, Всеблаги́м и Единосу́щным Его́ Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.