Доброго дня! Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня, во славу Твою, а мне во спасение с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Свенская", (Печерская), архистратигов Михаила, Гавриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., прп. Пимена Угрешского и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
Господь учил в синагоге Капернаумской, и все дивились о учении Его: "ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники". Эта власть - не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило во внутрь и вязало совести людские, указывая, что все так есть, как Он говорил. Таково и всегда слово, проникнутое силою Божественною, слово от Духа, или слово помазанное. Таково оно было и у святых апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от научности, а от того, как дух давал им провещавать. Это дар Божий, стяжаемый, однако, трудами не над одним исследованием истины, а более над сердечным и жизненным усвоением ее. Где это совершится, там слово проникается убедительностью, потому что переходит от сердца к сердцу; тут и власть слова над душами. Книжникам, говорящим и пишущим от научности, не дается такая сила, потому что они говорят от головы, и в голову пересыпают свое умствование. В голове же нет жизни, а только верхушка ее. Жизнь - в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на токи жизни.
2 Кор. 5, 15-21:
А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения,
потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
Мк. 1, 16-22:
Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.
И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.
И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;
и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.
И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.
И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
Из Охридского Пролога за 17 августа
Рассуждение:
Не попускает Господь Своим верным служителям быть посрамленными. Нередко случалось, что Христовы мученики, поруганные и осмеянные на судилищах, вдруг творили некое чудо, наводившее страх на неверующих. Либо идолы падали, либо громы разрушали языческие храмы, либо внезапный ливень угашал костер, приготовленный к их сожжению, либо мучители сами били себя камнями и палками и т. д. Так, Антипатр, мучитель святого Мирона, во время истязаний сего Божия человека вдруг сошел с ума и умертвил самого себя. Преподобный Алипий иконописец был уже на закате своих дней, когда получил заказ от одного человека написать икону Успения Пресвятой Богородицы. Так как сей праздник [уже] приближался, заказчик несколько раз приходил посмотреть, готова ли икона. Но икона не была даже начата вплоть до кануна самого праздника Успения, когда ее нужно было ставить [на аналой] в церкви. Когда тот человек в полном отчаянии побрел домой, внезапно в келье Алипия оказался некий юноша, который немедленно сел живописать икону. Работал он очень спешно и весьма искусно. Когда икона была готова, то засияла она как солнце. Показав ее изумленному Алипию, юноша взял икону и отнес в ту церковь, для которой она и была заказана. Наутро заказчик пришел в храм и, к великому удивлению, увидел икону на своем месте. Тогда пришел он в Киево-Печерский монастырь и вместе с игуменом вошел в келью преподобного Алипия. «Как и кто живописал икону этому человеку?>> – спросил игумен. И больной Алипий ответил: «Живописал Ангел; и вот, теперь стоит он здесь, чтобы взять меня». Произнеся [эти слова, преподобный Алипий] испустил дух.
Проповедь о духоносном Божественном Младенце
И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости
и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения
и благочестия.
Ис. 11:2
Ни Дух Божий Святой не отделяется ни от Отца, ни от Сына, ни Отец не отделяется от Сына и Духа, ни Сын не отделяется от Отца и Духа Святого. Дух Святой пророчествовал о Сыне устами пророков, Дух Святой осенил Пресвятую Деву и приуготовил Ее к рождению Сына Божия, Дух Святой неотлучно почивал на Сыне во всё время Его миссии во плоти в міре сем. Дух премудрости – это дух созерцания небесных тайн; Дух разума – это дух постижения связи между міром видимым и невидимым; Дух совета – это дух отделения добра от зла; Дух крепости – это дух власти над сотворенной природой; Дух страха Господня – это дух признания Божественного владычества на міром горним и дольним и [дух] покорности воле Божией. Кто когда из людей имел в себе сию полноту богатства даров Духа Святого? Никто и никогда. Только Господь Иисус Христос. Впрочем, Дух Святой разделяет Свои дарования и раздает их людям: одному одно, другому другое. Однако вся нераздельная полнота Его даров сияет на Сыне Божием.
Почему Господь Иисус должен был носить в Себе страх Божий, если Он и Сам Бог? Не как Бог имел Он страх пред Богом, а как человек – дабы дать нам здесь пример. Как постился Он, и бодрствовал, и трудился как человек – для назидания людей, так [для назидания людей] и боялся Он Бога как человек. Есть ли нечто более целебное для людей, прокаженных грехом, нежели страх Божий? Он, будучи здоровым, должен был впитать в Себя врачевания от греха, чтобы нас, недугующих, ободрить и укрепить к принятию этих целительных средств. Не так ли поступает и отец с больными детьми, если те боятся проглотить прописанное лекарство?
О Боже Триединый и вечный, Которому [по]клоняются все небесные воинства, воспевая досточудную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» – прими и наше поклонение и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПИМЕН УГРЕШСКИЙ, АРХИМАНДРИТ, ПРП.
Преподобный Пимен (в миру Петр Дмитриевич Мясников) родился 10 августа 1810 года в городе Вологде. Родители его, Дмитрий Афанасьевич и Авдотья Петровна происходили из торгового сословия. Когда Петру было лет десять-одиннадцать, он принялся за чтение Библии. Отец его был церковным старостой в своем приходе, и Петр часто бывал в церкви.
Достигнув семнадцатилетнего возраста, Петр достал книгу "Алфавит Духовный" и, прочитав ее, окончательно утвердился в мысли отказаться от мира. В июне 1832 года Петр поступил в Новоезерский Кириллов монастырь. В 1833 году послушник Николо-Угрешского монастыря Петр перешел в Свято-Введенскую Оптину Пустынь, где стал келейником иеромонаха Илария. В 1834 году иеромонах Иларий был назначен настоятелем Николо-Угрешского монастыря Московской епархии. Отбывая на свое новое место служения, взял с собой послушника Петра. 26 марта 1838 года игумен Иларий постриг послушника Петра в мантию и нарек ему имя Пимен в честь великого подвижника монашества. В феврале 1839 года монах Пимен был хиротонисан в сан иеродиакона, а 25 апреля 1840 года – в иеромонаха. 16 октября 1853 года иеромонах Пимен был возведен в сан игумена и назначен настоятелем обители ввиду того, что игумен Иларий подал прошение об увольнении на покой.
24 августа 1858 года за выдающиеся заслуги по устроению монастыря митрополит Московский Филарет возвел игумена Пимена в сан архимандрита. За это время трудами отца Пимена было выстроено в монастыре пять церквей: Николаевский собор в 1843 году, церковь преподобной Марии Египетской в 1851 году, Успенская в 1852 году и в 1860 году – Скорбященская и Петропавловская скитская. Все они были освящены митрополитом Московским Филаретом. В 1869 году архимандрит Пимен был назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии. Праведная кончина архимандрита Пимена последовала 17 августа 1880 года.
СВЕНСКАЯ-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Свенская Печерская икона Божией Матери имеет 2 празднования: 3 мая, в день кончины преподобного Феодосия Печерского (см. о ней под этим числом), и 17 августа, в день кончины преподобного Алипия Печерского, который ее написал. День празднования 17 августа был установлен в 1815 г. в благодарность за избавление г. Брянска (около которого икона явилась в 1288 г.) от нашествия наполеоновских войск в 1812 г.
Свенская-Печерская икона Божией Матери была написана преподобным Алипием Печерским († около 1114, память 17 августа). На иконе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях у Нее Богомладенец. Справа от трона стоит преподобный Феодосий, а слева – преподобный Антоний Печерские. До 1288 года она находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами, и в 1288 году была перенесена в Брянский Свенский монастырь, в честь Успения Пресвятой Богородицы, следующим образом. Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, ослеп. Услышав о чудесах от иконы, писанной самим преподобным Алипием, князь послал в монастырь гонца с просьбой прислать к нему в Брянск икону для исцеления. Икону отправили вместе со священником по реке Десне. Во время плавания лодка пристала к правому берегу реки Свены. После ночевки путники утром пошли к лодке, чтобы помолиться иконе, но не нашли ее там, а увидели на горе против реки Свены. Икона стояла на дубе между ветвями. Весть об этом дошла до князя Романа; его привели к иконе пешком. Князь горячо молился и обещал построить на этом месте монастырь, отдав ему все земли, которые увидит с горы. После молитвы князь начал прозревать. Сначала он увидел тропинку, затем близкие предметы и, наконец, все окрестности. Приложившись к иконе, князь отслужил молебен, а затем все собравшиеся основали деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон. Тогда же было установлено празднество Свенской иконе Божией Матери 3 мая.
Икона прославилась исцелениями слепых, бесноватых, заступничеством от врагов.
Одно из самых значимых чудес было явлено в 1812 году, когда Брянск оказался под угрозой нашествия наполеоновских войск. Жители города совершили крестный ход, неся на руках икону Божией Матери Свенской (Печерской) и вознося молитвы Заступнице, чтобы она избавила город от французского нашествия. И их моления были услышаны – враг обошел город стороной. В память об этом чуде в Брянске стал каждый год 17 августа проводиться крестный ход.
Но все закончилось после революции. Обитель закрыли в 1924 году, все постройки, в том числе Успенский собор 18 века, разрушили, и неизвестно, что случилось бы с древней чудотворной иконой, если бы ее не спас знаменитый искусствовед Николай Николаевич Померанцев (1891-1986). Привезя её в Москву, он передал икону на реставрацию, и после сложнейшей кропотливой работы она была помещена в Третьяковскую галерею, где находится по сей день.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Печерской», глас 4
Днесь све́тло торжеству́ет Пече́рская оби́тель,/ и ра́дуется явле́нием о́браза Богома́тере/ безме́рный лик Пече́рских отце́в,/ с ни́миже и мы непреста́нно вопие́м:// ра́дуйся, Благода́тная, Пече́рская похвало́.
Перевод: Сегодня светло торжествует Печерская обитель и радуется явлению образа Богоматери бесчисленное собрание Печерских отцов, с ними же и мы не переставая взываем: «Радуйся, Благодатная, честь для Печор».
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Свенской» («Печерской»), глас 4
Днесь све́тло торжеству́ет Све́нская оби́тель;/ и ра́дуется явле́нием о́браза Богома́тери;/ Безме́рный лик Пече́рских отце́в/ с ни́ми же и мы непреста́нно вопие́м:// ра́дуйся Благода́тная Све́нская Похвало́.
Перевод: Сегодня светло торжествует Свенская обитель и радуется явлению образа Богоматери бесчисленное собрание Печерских отцов, с ними же и мы не переставая взываем: «Радуйся, Благодатная, честь для Свены».
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Печерской», глас 3
Де́ва днесь неви́димо предстои́т в це́ркви/ и с ли́ки Пече́рских отце́в мо́лится о нас,/ благогове́йно велича́ющих Ея́ безме́рную ми́лость к ро́ду на́шему,/ я́вльшуюся в чу́дном о́бразе Ея́,// оби́тель Пече́рскую украша́ющем.
Перевод: Дева сегодня невидимо предстоит в церкви и с собранием Печерских отцов молится о нас, благоговейно прославляющих Ее безмерную милость к народу нашему, явившуюся в чудесном образе Ее, украшающем Печерскую обитель.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Печерской»
О, Пресвята́я и Пренепоро́чная Де́во Богоро́дице, на́ша Пече́рская похвало́ и украше́ние, держа́вный покро́ве свята́го ме́ста сего́, и́стинная Влады́чице избра́ннаго уде́ла Своего́. Приими́ нас, недосто́йных рабо́в Твои́х, убо́гое моле́ние, с ве́рою и любо́вию принося́щих пред чу́дным о́бразом Твои́м, да посети́ши ми́лостивно грехо́вное житие́ на́ше, просвеща́ющи его́ све́том покая́ния, осени́ нас, обремене́нных скорбьми́ мно́гими, Твое́ю Небе́сною ра́достию, сподо́би нас при́сно сла́вити Тя в ми́ре и благоче́стии на ме́сте святе́м сем, да, без поро́ка преше́дше путь жития́ на́шего, по́мощию Твое́ю дости́гнем ве́чнаго весе́лия во све́тлости святы́х и Богоно́сных оте́ц на́ших Анто́ния и Феодо́сия и всех преподо́бных Пече́рских и еди́ными усты́ и се́рдцы воспои́м Тя с Предве́чным Сы́ном Твои́м и Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Животворя́щим, Всеблаги́м и Единосу́щным Его́ Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.