3 сентября день памяти Апостола Фаддея от 70-ти, Преподобного Авраамия Смоленского, Явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре (1903)

03.09.2018

Апостол Фаддей от 70-ти

Апо­стол Фад­дей от 70-ти, по про­ис­хож­де­нию ев­рей, ро­дил­ся в си­рий­ском го­ро­де Едес­се. (Свя­то­го апо­сто­ла от 70–ти Фад­дея сле­ду­ет от­ли­чать от апо­сто­ла из чис­ла 12–ти Иуды, про­зван­но­го Фад­де­ем или Лев­ве­ем. – Па­мять 19 июня). При­дя в Иеру­са­лим на празд­ник, он услы­шал про­по­ведь свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи и, при­няв от него Кре­ще­ние в Иор­дане, остал­ся в Па­ле­стине. Уви­дев Спа­си­те­ля, он сде­лал­ся Его уче­ни­ком и был из­бран Гос­по­дом в чис­ло тех 70-ти уче­ни­ков, ко­то­рых Он по­слал по два на про­по­ведь в го­ро­да и мест­но­сти, ко­то­рые Сам на­ме­ре­вал­ся по­се­тить (Лк.10:1). По­сле Воз­не­се­ния Спа­си­те­ля на небо апо­стол Фад­дей бла­го­вест­во­вал в Си­рии и Ме­со­по­та­мии. Он при­шел с про­по­ве­дью Еван­ге­лия в Едес­су и об­ра­тил ко Хри­сту кня­зя Ав­га­ря, на­род и жре­цов. Про­по­ведь свою он утвер­ждал мно­ги­ми чу­де­са­ми (о ко­то­рых Ав­гарь пи­сал ас­си­рий­ско­му ца­рю Нар­се­су); по­ста­вил свя­щен­ни­ков и устро­ил Едес­скую Цер­ковь. Князь Ав­гарь хо­тел на­гра­дить апо­сто­ла Фад­дея бо­га­ты­ми да­ра­ми, но тот от­ка­зал­ся и по­шел с про­по­ве­дью в дру­гие го­ро­да, об­ра­щая мно­гих языч­ни­ков в хри­сти­ан­скую ве­ру. Дой­дя с про­по­ве­дью до фини­кий­ско­го го­ро­да Ви­ри­та (Бей­ру­та), он ос­но­вал там Цер­ковь и в том же го­ро­де мир­но скон­чал­ся в 44 го­ду. (Это ме­сто кон­чи­ны ука­зы­ва­ет­ся в сла­вян­ской ми­неи; по дру­гим ис­точ­ни­кам, он скон­чал­ся в Едес­се; по древ­не­му ар­мян­ско­му пре­да­нию, апо­стол Фад­дей по­сле раз­лич­ных му­че­ний был усе­чен ме­чом 21 де­каб­ря в Ар­тазской об­ла­сти в 50 го­ду).

Тропарь апостола Фаддея глас 2

Днесь Едес град веселится,/ прием 

тобою Крещения баню,/ и Авгарь, страстей пременен, твою память славит./ С нимиже поем и мы:/ веселия духовнаго исполни живот наш/ и страсти исцели,/ Фаддее апостоле, молитвами твоими.

Ин тропарь апостола Фаддея, общий   глас 3

Апостоле святый Фаддее,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак апостола Фаддея глас 4

Яко звезду пресветлую/ Церковь тя стяжа,/ апостоле Фаддее,/ чудесы твоими всегда просвещаема,// спаси верою чтущия память твою.

 

Тропарь преподобного Авраамия, чудотворца Смоленского глас 8

Днесь возсия нам память твоя, славне, 

яко солнце,/ светозарно лучами озаряющая мир/ и тьму нощи злых духов от нас отгоняющая./ Днесь Небесныя силы святых Ангел/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся./ Днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся:/ отче преподобне Авраамие,/ Христа Бога моли непрестанно/ спасти град и люди, любезно тебе почитающия.

Кондак преподобного Авраамия, чудотворца Смоленского глас 3

Возсия, Господи, граду Твоему/ память Твоего угодника,/ яко светлое солнце,/ радостно всех, яко лучами, озаряющи,/ паче же молитвы Пречистыя Твоей Матере/ от всех бед избавляют нас/ и упраждняют варварская шатания./ Тем мы, людие Твои и град наш, вельми хвалимся/ и спасаемся молитвами/ Твоего угодника Авраамия, преподобнаго отца.

Молитва. О великий отче Аврамие, доблий подвижниче Христов, в скорбех и напастех преславный наш помощниче и защитниче: ничтоже возможе отлучити тя от любве ко Господу Иисусу: ни гонения, ни клеветы, ни прещения врагов твоих. Ты, яко лев, исшел еси на брань противу волков мысленных, духов злобы, подвигших на тя, ради добраго твоего исповедания и проповедания, единоплеменный тебе народ смоленский: и яко огненная стрела поразил еси твоих гонителей силою благодати Святаго Духа и крепкия любве твоея к Богу: и яко орел, воспарил еси в горния обители Отца Небеснаго, наследовав тамо вечную жизнь, славу и блаженство неизреченное. Веруем, святче Божий, яко предстоя со ангелы и всеми святыми престолу славы Триипостаснаго Бога, усердныя и богоприятныя возносиши молитвы не токмо о святей обители сей, тобою устроенной, и о граде нашем Смоленсте, но и о всей святей Христовой Церкви, и молим тя молися Господеви: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных царей, верных рабов Твоих, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Тебе, многоболезненный вопль да услышит, и да изведет от погибели живот наш. Веруем, преславный чудотворче, яко ты силою всемогущаго Господа Иисуса Христа, еще жив сый, умолил еси напоити жаждущую за грехи людей землю смоленскую обильным дождем, и по успении своем источаеши обильныя дары благодатныя помощи во спасение всем с верою к тебе прибегающым и молящымся тебе, наипаче же испрашиваеши кончину с покаянием почитающым тебе, да вси от мала до велика, единодушно прославляем неисповедимое величие благости Божией. Темже с верою и любовию припадающе и благоговейно лобызающе святую икону твою, умоляем тя, добрый на небеси наш молитвенниче и заступниче, помогай нам грешным и смиренным, твоими молитвами во всех скорбех, нуждах и обстояниих наших, сохраняй нас и святую обитель твою и град сей Смоленск (и весь сию и храмы сия) и вся православныя христианы российския страны от свякаго зла и всякия напасти, наипаче же споспешествуй вечному нашему спасению и всех просящих твоея помощи и заступления. Угодниче Божий, преподобне отче Аврамие, моли Христа Спасителя нашего, да даст той мир и тишину всем православным христианом и да отвратит от нас всякий гнев, на ны движимый, да избавит нас от сетей вражиих, томления во узах греха и мучений адских, и да сподобит нас недостойных и грешных стати одесную Его на суде Его праведном и внити в вечный покой святых Его, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих доброту лица Его, и тако да возможем с тобою и всеми святыми безконечно славити Троицу Единосущную и Нераздельную во веки веков. Аминь.       

 

Ис­то­рия со­бы­тия

21 ав­гу­ста/3 сен­тяб­ря 1903 го­да во вре­мя раз­да­чи ми­ло­сты­ни убо­гим мо­на­хам у Ве­ли­ких мо­на­стыр­ских во­рот Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря инок Гав­ри­ил сде­лал фо­то­сни­мок и, ко­гда его про­явил, на чер­но-бе­лой фо­то­гра­фии, к сво­е­му ве­ли­чай­ше­му удив­ле­нию, уви­дел об­раз Бо­го­ма­те­ри, сми­рен­но по­лу­чав­шей бла­го­сло­вен­ный укрух хле­ба.

Мо­на­стыр­ские ар­хи­вы сви­де­тель­ству­ют, что в пе­ри­од с кон­ца XIX по на­ча­ло XX ве­ка рус­ские мо­на­хи еже­не­дель­но раз­да­ва­ли ми­ло­сты­ню нуж­да­ю­щим­ся. Еже­не­дель­но из двух юж­ных рос­сий­ских пор­тов Одес­сы и Та­ган­ро­га, где на­хо­ди­лись афон­ские по­дво­рья Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря, при­хо­ди­ли к афон­ской при­ста­ни боль­шие и ма­лые ко­раб­ли с про­дук­та­ми пи­та­ния и жиз­нен­но необ­хо­ди­мы­ми ма­те­ри­а­ла­ми. Они пред­на­зна­ча­лись для 3 000 на­сель­ни­ков Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря и 4 000 рус­ско­языч­ных бра­тьев, под­ви­зав­ших­ся в раз­лич­ных ски­тах, ме­то­хах, кел­ли­ях и ка­ли­вах Свя­той Го­ры.

У Ве­ли­ких во­рот оби­те­ли со­би­ра­лась тол­па бед­ных мо­на­хов-си­ро­ма­хов и бла­го­че­сти­вых стран­ни­ков. Со­хра­ни­лись дан­ные о том, что око­ло 600-800 че­ло­век по­лу­ча­ли из рук мо­на­хов хлеб­ные ле­пеш­ки — че­ре­ки. В уроч­ные дни за ми­ло­сты­нею к мо­на­стыр­ским вра­там ста­ли при­хо­дить ни­чем не за­ни­ма­ю­щи­е­ся, упи­ва­ю­щи­е­ся и ни­ко­му не под­чи­ня­ю­щи­е­ся лю­ди. 14 ав­гу­ста 1903 го­да в мо­на­стырь по­сту­пи­ло пись­мо из Ки­но­та, в ко­то­ром вы­ра­жа­лось недо­воль­ство от­но­си­тель­но «бес­по­лез­ной» и «вред­ной», по его мне­нию, ми­ло­сты­ни. Выс­шее Свя­щен­ное управ­ле­ние Свя­той Го­ры по­тре­бо­ва­ло от Свя­щен­но­на­ча­лия Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря от­ме­нить раз­да­чу ми­ло­сты­ни и най­ти бо­лее при­ем­ле­мую и несо­блаз­ни­тель­ную фор­му по­мо­щи. В по­сла­нии, в част­но­сти, го­во­ри­лось: «По­да­ва­е­мая еван­гель­ски ми­ло­сты­ня толь­ко то­гда бы­ва­ет при­ят­на и лю­без­на Бо­гу, ко­гда по­да­ет­ся в ра­зу­ме — лю­дям, до­стой­ным ми­ло­сты­ни и нуж­да­ю­щим­ся в оной. Да­ва­е­мая же лю­дям, ко­то­рые недо­стой­но пред­став­ля­ют со­бой про­си­те­лей ми­ло­сты­ни и ко­то­рые толь­ко на это по­се­ще­ние и рас­счи­ты­ва­ют, и ра­ди это­го и про­жи­ва­ют здесь, то­гда уж та­кая по­да­ча ми­ло­сты­ни ста­но­вит­ся при­чи­ной вре­да».

21 ав­гу­ста 1903 го­да, ров­но через неде­лю по­сле по­лу­че­ния ки­нот­ско­го пись­ма, мо­на­хи Рус­ской оби­те­ли ре­ши­ли в по­след­ний раз со­блю­сти тра­ди­цию и раз­дать ми­ло­сты­ню, а уже по­том за­чи­тать при­сут­ству­ю­щим со­дер­жа­ние пись­ма из Ки­но­та. В это вре­мя по обык­но­ве­нию у глав­ной пор­ты уже со­бра­лись в ожи­да­нии ми­ло­сты­ни сот­ни нуж­да­ю­щих­ся и стран­ству­ю­щих лю­дей. Во вре­мя раз­да­чи че­ре­ков иеро­мо­нах Гав­ри­ил сде­лал фо­то­сни­мок, на ко­то­ром про­явил­ся об­раз Бо­го­ма­те­ри, сми­рен­но по­лу­чав­шей вме­сте с дру­ги­ми про­си­те­ля­ми бла­го­сло­вен­ную ми­ло­сты­ню. Гля­дя на необыч­ный сни­мок, мо­на­хи тут же вспом­ни­ли рас­сказ ино­ка Се­ва­сти­а­на, слы­шав­ше­го от пор­та­рей, буд­то «один пу­стын­ник ви­дел несколь­ко раз жен­щи­ну при раз­да­че че­ре­ков». Неко­то­рые из по­движ­ни­ков, то­же ви­дев­ших на­яву Див­ную Де­ву сре­ди убо­гих мо­на­хов и про­си­те­лей ми­ло­сты­ни, хо­те­ли ска­зать об этом при­врат­ни­ку, од­на­ко в са­мый день фо­то­гра­фи­ро­ва­ния Ее ни­кто не ви­дел.

Бо­го­ро­ди­ца неиз­мен­но про­мыш­ля­ла о под­ви­за­ю­щих­ся в Сво­ем зем­ном жре­бии. По ве­ле­нию Ца­ри­цы Небес­ной мо­на­стырь про­дол­жил удо­вле­тво­рять нуж­ды бед­ной бра­тии: по­сле брат­ских тра­пез в оби­те­ли устра­и­ва­ли тра­пезы для бед­ня­ков, а ке­ларь вы­да­вал им со скла­да про­дук­ты пи­та­ния.

 

Светописанный образ Пресвятой Богородицы

 

Тропарь: Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.

Кондак: Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетельство явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.