3 ноября день памяти Преподобного Илариона Великого (371-372)

03.11.2023

С седмицей 22-й по Пятидесятнице! Доброго постного дня! Господи, просвети мой ум и сердце мое для разумения Твоих вечных и незаменимых законов, управляющих миром, чтобы я грешный, раб Твой, мог правильно служить Тебе и ближним своим, во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Селафиила, моего ангела хранителя и проч. Небесных сил бесплот., прп. Илариона Великого, свт. Илариона, еп. Меглинского, прп. Илариона, схимника Печерского, прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского, сщмчч. Павлина, архиеп. Могилевского, и иных святых сего дня.

     Свт. Феофан Затворник:

Будет ли на том свете такое снисхождение к неприемлющим Господа, какое показал Он к живущим на земле? Нет, не будет. Посылая "семьдесят" на проповедь, Господь заповедал им, чтоб они, когда не примут их, говорили там на распутиях: "и прах, прилипший к нам от вашего города, оттрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие"; то есть, вашего нам ничего не нужно: не из корысти какой ходим мы с проповедью, а для возвещения вам мира и Царствия Божия. Не хотите принять этого блага - как хотите; мы идем далее. Так заповедано на настоящее время, а на будущее что? "Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому". Стало быть, неверам нечего обнадеживать себя снисхождением Господним. Только и повольничать им, что на земле; а как смерть - так вся гроза гнева Божия обрушится на них. Великое несчастье попасть в неверы! И на земле-то им нерадостно, ибо без Бога и Господа Иисуса Христа - Спасителя и Искупителя, и здесь все мрачно и безотрадно, а что там, того и словом описать и вообразить невозможно. Уж отраднее бы уничтожиться, но и этого не дано будет им.

      Лк. 10, 1-15:

После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,

и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;

и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.

В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,

и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите:

и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;

но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

      Из дневника православного священника за 3 ноября:

Жажду!

«Иисус говорит ей: дай Мне пить» (Ин. 4:7).

Чего жаждал Иисус, когда пришел к колодцу Иаковлеву? Он жаждал спасения души самарянки. Он и теперь хочет спасти каждую душу; великая жажда спасения людей лежит на душе Эммануила. А вы познали ли хотя бы малую долю этой жажды? То, что вы для себя получили от Господа, возбудило ли в вас радение о спасении других? Если нет, то не заглохли ли в вас дары Божии?

Настало время, когда Христос был приведен на Голгофу, распростерт на кресте, подвергнут ужасным страданиям. И тут томительная, бесконечная жажда охватила Его душу, и Он, – «да сбудется Писание, говорит: жажду! Воины, напоив уксусом губку... поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось!» (Ин. 19:28–30).

На кресте Иисус жаждет спасения всего мира. Здесь Христос становится для нас «жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» (2Кор. 5:21).

А вы сострадаете ли этой жажде Христовой, или подносите Ему уксус вместо пития? Достаточно уже принял Он этой горечи от именующих себя рабами Его – горечи нашего себялюбия, легкомыслия и нерадения. Неужели не поднесете вы Ему наконец чашу чистой, свежей воды, чашу, полную желания служить Ему преданным сердцем, разделить Его жажду душевную о спасении грешников.

Не самообольщение ли все наше благочестие, если не истекает из него пламенное желание призывать к нему других. Не давайте Богу безвкусного, разведенного питья, бесцветную частицу вашего существа и жизни. Дайте все, что имеете; дайте самое лучшее, излейте крепкое вино ваших сил, способностей, привязанностей – всего, что даровал вам Бог.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛАРИОН ВЕЛИКИЙ

Преподобный Иларион Великий родился в 291 году в палестинском селении Тавафа. Его послали для изучения наук в Александрию, где он познакомился с христианами и принял святое Крещение. Услышав об ангельской жизни преподобного Антония Великого (память 17 января), Иларион отправился к нему, чтобы научиться угождать Богу. Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав имущество родственникам и нищим, Иларион поселился в пустыне около города Маиума. Преподобный усиленно боролся с нечистыми помыслами, смущавшими ум и распалявшими плоть, побеждая их тяжелым трудом, постом и прилежной молитвой. Дьявол устрашал святого призраками и привидениями. Во время молитвы святой Иларион слышал плач детей, рыдание женщин, рев львов и других зверей. Преподобный понимал, что эти ужасы наводят бесы, чтобы прогнать его из пустыни, поэтому пересиливал страх с помощью усердной молитвы.

Однажды на преподобного Илариона напали разбойники, и он силой своего слова убедил их оставить преступную жизнь. Скоро о святом подвижнике узнала вся Палестина. Господь даровал преподобному Илариону власть изгонять нечистых духов. Этим благодатным даром он освободил от уз много недужных. Больные приходили для исцеления, и преподобный врачевал болезни бесплатно, говоря, что благодать Божия не продается. Через обоняние святой узнавал, какой страстью одержим тот или иной человек. Приходили к преподобному Илариону и желающие спасать свою душу под его руководством. С благословения преподобного по всей Палестине начали возникать монастыри. Переходя из одной обители в другую, он утверждал в них строгий подвижнический образ жизни. За семь лет до кончины († 371-372) преподобный Иларион поселился на Кипре, где подвизался в пустынном месте, пока Господь не призвал его к Себе.

Тропарь преподобному Илариону Великому, глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нной, сия́я чудесы́,/ Иларио́не, о́тче наш:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню, и стенаниями из глубины плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Иларион, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Ин тропарь преподобному Илариону Великому, глас 8

Я́ко и́ноков утвержде́ние, наста́вник же гра́ждан пусты́нных,/ и чудотво́рец благода́тию Вели́кому Анто́нию подо́бяся,/ помо́щник в страсте́х бе́дствующим неотсту́пен, Иларио́не о́тче наш,// моли́ за чту́щия святу́ю па́мять твою́.

Перевод: Как сила монахов, наставник жителей пустыни и чудотворец по благодати подобный Великому Антонию, неотступный помощник бедствующим в страстях, Иларион отче наш, молись о почитающих святую память твою.

Кондак преподобному Илариону Великому, глас 3

Я́ко свети́льника незаходи́маго, у́мнаго тя Со́лнца,/ соше́дшеся днесь восхваля́ем в пе́снех,/ возсия́л бо еси́ су́щим во тьме неве́дения,/ вся возводя́ к Боже́ственней высоте́, Иларио́не./ Те́мже вопие́м:// ра́дуйся, о́тче, всех по́стников основа́ние.

Перевод: Как незаходящее светило - духовное солнце, собравшись сегодня прославим тебя в молитвенных песнопениях, ибо ты воссиял находящимся во тьме неведения, всех возводя на Божественную высоту, Иларион. Потому взываем: «Радуйся, отче, всех постников основание».