3 марта день памяти Святителя Льва I Великого, папы Римского

03.03.2022

Господи, дай нам вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи нас, дай нам силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все наши выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой нас всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей нашей жизни во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила и Уриила, наших Ангелов хранителей и прочих Святых Небесных сил бесплотных, свт. Льва Папы Римского и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Горе возвещает св. апостол Иуда тем, которые соблазнительно держат себя в обществе, без страха утучняются на пиршествах, пенятся срамотами своими, ходят по своим похотям, говорят прегордое и отделяют себя от единства веры. Горе! Ибо вот грядет Господь, со всеми, и обличить всех нечестивых во всех делах, какие наделало нечестие их.

Собор. посл. св. ап. Иуды Гл. 1 (11-25)

Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники". Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью. Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.

Из Охридского Пролога за 18 февраля: 

Рассуждение

С тяжкими скорбями и с неимоверным трудом и самопожертвованием были исторгнуты и вывеены плевелы ересей из пшеницы православной истины. Еретики испокон веку употребляли недостойные средства и прибегали к помощи подлых людей в своих попытках подорвать Православие. Цареградский архимандрит Евтихий и Александрийский патриарх Диоскор, распространявшие еретическое учение о том, что во Христе не две природы: Божественная и человеческая, а [якобы] одна, имели своим союзником в царском дворце презренного евнуха Хрисафия. Тайно поддерживала их и царица Евдокия. Православие же отважно (в серб. букв:, по-львиному. – Пер.) защищал бесстрашный патриарх Флавиан, в чем помогала ему сестра царя, святая Пульхерия. Евнух передавал императору Феодосию [Младшему] самую гнусную клевету на Флавиана – только бы император низложил его с кафедры и поставил патриархом еретика Евтихия. Когда ни это, ни что-либо другое еретикам осуществить не удалось, они решили убить Флавиана. И действительно, на разбойничьем соборе в Ефесе они так его избили и истоптали ногами, что на третий день он предал Богу душу. Что же произошло в конце [концов]? На Четвертом Вселенском Соборе Евтихий и Диоскор были анафематствованы. Евнух, изгнанный из дворца, погиб постыдной смертью. Императрица Евдокия была выслана из Царьграда в Палестину. Флавиан же и Пульхерия были причислены к лику святых. И православная вера победоносно утвердилась.

Проповедь о борьбе немощных со всемогущим:

Первосвященники же положили

убить и Лазаря. 

Ин. 12:10

Договорились они сперва убить Делателя, а потом и Его дело. Ведь воскресший Лазарь был делом Христовым. Что толку, помышляли они коварно, убить Чудотворца, но оставить в живых свидетеля Его величайшего чуда? Каким гневом воспламенился бы тогда народ на них как на злодеев! И все-таки свершилось, что убили они Христа, а с Лазарем промахнулись. И что потом? Потом они – либо их единомышленники – поубивали с десяток Его Апостолов, а промахнулись с сотнями тысяч [верующих]. А затем предали смерти и сотни тысяч, но потерпели неудачу с миллионами. Наконец, обнаружилось [и то], что даже убитые воскресали к жизни за их спинами, как скошенная трава, а предназначенные к истреблению всходили перед их лицами, как трава посеянная. Напрасно мудрый Гамалиил говорил: Если это дело от Бога, то вы не можете разрушить его (Деян. 5:39). Безуспешно чрез все века острили богоборцы свою немощь, чтобы посечь Божии посевы. Ведь чем ожесточеннее они их косили, тем буйнее они разрастались.

О безумные христоборцы, тогдашние и теперешние! Ваши булавы и палицы отскакивают от града Христова, поражая ваши собственные хижины и обращая их в прах и пепел. Во все века было у вас вдоволь союзников: помимо диавола, с вами были еретики, идолопоклонники, фанатики, гадатели и колдуны, развратные князья и богачи, насильники и все закоренелые грешники. Однако до сего времени вы были побеждаемы; и, без всякого сомнения, все соратники ваши вкупе с вами будут сокрушены до скончания века.

Да подобает же Тебе за это, всемогущий и непобедимый Господи, слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

СВЯТИТЕЛЬ ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ, ПАПА РИМСКИЙ

Святитель Лев I Великий, папа Римский (440 - 461), получил прекрасное и разностороннее образование, которое открывало перед ним блестящую светскую карьеру. Однако, стремясь к духовной жизни, он избрал иной путь и стал архидиаконом при святом папе Сиксте III (432 - 440), а после его смерти был избран, в сентябре 440 года, папой Римской Церкви. Это было трудное для Церкви время, когда еретики осаждали твердыню Православия своими соблазнительными лжеучениями. Святитель Лев умел совмещать пастырскую мягкость и доброту с несокрушимой твердостью в вопросах вероисповедания. Именно он явился основным защитником Православия против ереси Евтихия и Диоскора, учивших об одном естестве в Господе Иисусе Христе, и ереси Нестория. Он употребил всё свое влияние для того, чтобы умирить смущаемую еретиками Церковь и своими посланиями к святым Константинопольским царям Феодосию II (408 - 450) и Маркиану (450 - 457) деятельно способствовал созыву IV Вселенского Халкидонского Собора (451) для осуждения ереси монофизитов. На Соборе, где присутствовало 630 епископов, было оглашено послание святителя Льва к уже почившему тогда святителю Флавиану, Патриарху Константинопольскому (447 - 449), пострадавшему за Православную веру от разбойничьего Ефесского собора в 449 году. В послании святителя Льва было изложено Православное учение о двух естествах в Господе Иисусе Христе. С учением этим согласились все присутствовавшие на Соборе епископы. Еретики Евтихий и Диоскор были отлучены от Церкви. Святитель Лев явился также защитником своего отечества от натиска варваров. В 452 году он силою своего слова удержал от разорения Италии грозного предводителя гуннов Аттилу, а в 455 году, когда предводитель вандалов Гензерих вторгся в Рим, он сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать крови. Святитель Лев дожил до глубокой старости. Он заранее знал о своей смерти и приготовил себя теплой молитвой и добрыми делами к переходу из этого мира в вечность.

Он умер в 461 году и был погребен в Риме, в Ватиканском соборе. Его литературное и Богословское наследие состоит из 96 проповедей и 143 посланий, из которых самое знаменитое - к святителю Флавиану.

Тропарь святителю Льву, папе Римскому, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче, архиере́ев Богодухнове́нное удобре́ние,/ Льве прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная.// Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителю Льву, папе Римскому, глас 3

На престо́ле, сла́вне, свяще́нства сед/ и львов уста́ слове́сных загради́в,/ до́гматы Богодухнове́нными Честны́я Тро́ицы озари́л еси́ свет Богоразу́мия твоему́ ста́ду./ Сего́ ра́ди просла́вился еси́// я́ко Боже́ственный таи́нник Бо́жия бла́годати.