3 июня день памяти Святых блаженных князей Константина и сыновьев его Михаила и Феодора Муромских, Владимирской иконы Божией Матери

03.06.2021

СВЯТЫЕ БЛАЖЕННЫЕ КНЯЗЬЯ КОНСТАНТИН И СЫНОВЬЯ ЕГО МИХАИЛ И ФЕОДОР МУРОМСКИЕ

Бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Кон­стан­тин Свя­то­сла­вич про­ис­хо­дил из ро­да ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, кре­стив­ше­го зем­лю Рус­скую. Он хо­тел иметь сво­им уде­лом го­род Му­ром, на­се­лен­ный языч­ни­ка­ми, чтобы про­све­тить эту стра­ну све­том хри­сти­ан­ской ве­ры. Род­ствен­ник кня­зя Кон­стан­ти­на, сын ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра бла­го­вер­ный князь Глеб, ко­то­ро­му на­зна­чен был во Вла­ди­ми­ре го­род Му­ром, упо­тре­бил мно­го уси­лий, чтобы овла­деть им и скло­нить его жи­те­лей к при­ня­тию Свя­то­го Кре­ще­ния, но не смог это­го сде­лать и два го­да жил вда­ли от него на рас­сто­я­нии двух по­прищ (12 верст) на ре­ке Ишне. По­сле то­го, как свя­той Глеб был убит, Му­ром дол­го оста­вал­ся без кня­зя хри­сти­ан­ско­го, и язы­че­ство оста­лось там в си­ле. Меж­ду тем со­се­ди, бол­га­ры, ве­рою ма­го­ме­тане, ста­ра­лись рас­про­стра­нить свое вли­я­ние на Му­ром. «Князь Кон­стан­тин, слы­ша о Му­ро­ме, яко ве­лик и сла­вен и мно­же­ство лю­дей жи­ву­щих в нем и бо­гат­ством вся­ким ки­пя­щий», ис­про­сил у от­ца сво­е­го Свя­то­сла­ва Чер­ни­гов­ско­го этот го­род в удел се­бе. Отец не хо­тел от­пус­кать его по силь­но­му опа­се­нию, как бы не умерт­ви­ли его. Но Кон­стан­тин ре­шил­ся на все для свя­той ве­ры.

И в 1192 го­ду вме­сте с сы­но­вья­ми сво­и­ми кня­зья­ми Ми­ха­и­лом и Фе­о­до­ром, ду­хо­вен­ством, вой­ском и слу­га­ми из слав­но­го го­ро­да Ки­е­ва он при­шел в Ря­зан­скую зем­лю к го­ро­ду Му­ро­му.

При­бли­жа­ясь к Му­ро­му, свя­той бла­го­вер­ный князь Кон­стан­тин по­слал сы­на сво­е­го Ми­ха­и­ла убеж­дать му­ром­цев, чтобы при­ня­ли кня­зя без со­про­тив­ле­ния. Упор­ные языч­ни­ки уби­ли по­слан­но­го кня­зя и бро­си­ли те­ло его за го­ро­дом, а са­ми ста­ли го­то­вить­ся к бою. Ко­гда князь Кон­стан­тин по­до­шел к го­ро­ду со сво­ей боль­шой дру­жи­ной, жи­те­ли хо­те­ли сра­жать­ся, по­том сми­ри­лись, со­гла­си­лись при­нять кня­зя, но за­ме­нить свое язы­че­ство на его ве­ру не по­же­ла­ли. Не при­нуж­дая языч­ни­ков си­лой к при­ня­тию ве­ры Хри­сто­вой, князь не оста­вил, од­на­ко, мыс­ли о их про­све­ще­нии и преж­де все­го по­стро­ил храм Бла­го­ве­ще­ния на ме­сте уби­е­ния сво­е­го сы­на, а вско­ре и дру­гую цер­ковь свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба. В то же вре­мя сам он не раз при­зы­вал к се­бе ста­рей­шин го­ро­да и убеж­дал их к пе­ре­мене ве­ры; с про­по­ве­дью о Хри­сте об­ра­ща­лось к му­ром­цам и ду­хо­вен­ство, при­быв­шее с кня­зем. И вот од­наж­ды тол­па ярых языч­ни­ков, недо­воль­ная кня­зем, под­сту­пи­ла к его до­му, гро­зя кня­зю смер­тью. По­мо­лив­шись Бо­гу, князь сме­ло вы­шел к тол­пе бун­тов­щи­ков с ико­ной Бо­го­ма­те­ри. Это так по­ра­зи­ло языч­ни­ков, что они сми­ри­лись и по­же­ла­ли при­нять Кре­ще­ние. Об­ра­до­ван­ный князь воз­дал бла­го­да­ре­ние Гос­по­ду и Пре­чи­стой Его Ма­те­ри и на­зна­чил день для сбо­ра всех непро­све­щен­ных. Тор­же­ствен­но бы­ло Кре­ще­ние му­ром­цев, и, как неко­гда Днепр, ре­ка Ока ста­ла ку­пе­лью для всех жи­те­лей го­ро­да. Бла­го­вер­ный князь осы­пал де­тей Бо­жи­их раз­ны­ми по­дар­ка­ми, од­них – одеж­дой, дру­гих – день­га­ми, а луч­ших – и вот­чи­на­ми. Так бла­го­вер­ный князь Кон­стан­тин в го­ро­де Му­ро­ме «ве­ру утвер­ди» и жи­те­лей «от пре­ле­сти идоль­ския из­ба­ви», в чем сын его Фе­о­дор был ему рев­ност­ным по­мощ­ни­ком.

Те­перь над­ле­жа­ло по­за­бо­тить­ся и о по­стро­е­нии и умно­же­нии хра­мов. И «за­по­ве­да ста­ви­ти церк­ви в го­ро­де и в се­лах и мо­на­сты­ри муж­ския и жен­ския», и учре­дил в сво­ем го­ро­де епи­скоп­скую ка­фед­ру. По ле­то­пи­си, в 1098 го­ду ви­дим в Му­ро­ме Спас­ский мо­на­стырь, по­стро­ен­ный, без со­мне­ния, про­све­ти­те­лем Му­ро­ма.

Скон­чал­ся свя­той князь в 1129 го­ду, про­вед­ши жизнь свою в ис­тин­ной ве­ре и непо­роч­но­сти во всем, яв­ля­ясь все­гда за­щит­ни­ком бед­ных и си­рот. Его кон­чи­на при­чи­ни­ла ве­ли­кую скорбь на­ро­ду. Все опла­ки­ва­ли его как от­ца и по­хо­ро­ни­ли у по­стро­ен­ной им церк­ви Бла­го­ве­ще­ния, вбли­зи сы­но­вей его, бла­го­вер­ных кня­зей Ми­ха­и­ла и Фе­о­до­ра.

Впо­след­ствии род­ствен­ник свя­то­го кня­зя Кон­стан­ти­на бла­го­вер­ный князь Ге­ор­гий Яро­сла­вич воз­об­но­вил пер­во­на­чаль­ную цер­ковь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, и с то­го вре­ме­ни про­сла­вил Гос­подь свя­тых кня­зей Кон­стан­ти­на и сы­но­вей его, так как у гро­бов их ста­ли со­вер­шать­ся чу­де­са.

Спу­стя мно­го лет по­сле это­го, в 1553 го­ду, царь всея Рос­сии Иоанн Ва­си­лье­вич, идя в по­ход про­тив нече­сти­вых та­тар к го­ро­ду Ка­за­ни, за­шел в го­род Му­ром и про­был здесь две неде­ли. Со­вер­шив мо­леб­ствие у гро­бов свя­тых чу­до­твор­цев, он дал обе­ща­ние по­стро­ить ка­мен­ную цер­ковь. И ко­гда ста­ли ко­пать рвы для этой церк­ви, то на­шли мо­щи свя­тых кня­зей це­лы­ми и ни­сколь­ко не по­вре­жден­ны­ми. По окон­ча­нии по­строй­ки церк­ви в ни­ше цер­ков­ной сте­ны бы­ло устро­е­но осо­бое ме­сто, где и по­ло­же­ны бы­ли свя­тые мо­щи их. Царь Иоанн Ва­силь­евич по­ве­лел то­гда Ря­зан­ско­му епи­ско­пу Гу­рию освя­тить но­во­по­стро­ен­ный храм и при­слал к освя­ще­нию его раз­лич­ную цер­ков­ную утварь. Храм был освя­щен, уст­ро­ен при нем мо­на­стырь, и с тор­же­ством бы­ло от­празд­но­ва­но это со­бы­тие. В то вре­мя у гро­бов свя­тых кня­зей со­вер­ши­лось мно­го чу­дес, ко­то­рые со­вер­ша­ют­ся и до­ныне во сла­ву Хри­ста Бо­га.

Тропарь благоверным князьям Константину (Ярославу) и чадом его, Михаилу и Феодору, Муромским, глас 4

Константи́н днесь ве́село ликовству́ет,/ пpедстоя́ Пpесто́лу Святы́я Тpо́ицы,/ ви́дя оте́чествие свое́, ма́стию духо́вною сия́ющее;/ ему́же после́доваша Михаи́л и Фео́доp, сы́нове его́,// и мо́лятся вси тpие́ вку́пе о душа́х на́ших.

Кондак благоверным князьям Константину (Ярославу) и чадом его, Михаилу и Феодору, Муромским, глас 8

Изря́дному воево́де и правове́рному кня́зю Константи́ну с сыно́ма его́ вку́пе,/ оте́чество его́, хваля́ся, вопие́т,/ име́ющее его́ нача́льника и засту́пника,/ я́ко изба́вльшееся им от пре́лести и скве́рны и́дольския./ Сего́ ра́ди вопие́м ему́ си́це:// ра́дуйся, кня́же Константи́не, преблаже́нне.

Молитва благоверным князьям Константину (Ярославу) и чадом его, Михаилу и Феодору, Муромским

О, хра́брый во́ине и избра́нный воево́до небе́снаго Царя́ Христа́, победи́вый пре́лесть идолослуже́ния си́лою Свята́го Ду́ха и просвети́вый град Му́ром святы́м креще́нием, святы́й благове́рный кня́же Константи́не! Усе́рдно предстоя́ще честне́й ра́це многоцеле́бных моще́й твои́х, со слеза́ми мо́лим тя, прося́ще прия́ти нам твои́м к Бо́гу хода́тайством грехо́в оставле́ние. Предста́ни, свя́те, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, и подви́гни с собо́ю на моли́тву преудобре́нныя своя́ две о́трасли, благове́рнаго кня́зя Михаи́ла послу́шнаго тебе́ до сме́рти и кровь свою́ пролия́вшаго за град сей и я́ко незло́биваго а́гнца заколе́на бы́вша (тща́шеся бо тьмы душ обрати́ти ко Го́споду спаса́емых), и благове́рнаго кня́зя Фео́дора, ревни́теля благоче́стию. Еще́ со слеза́ми смире́нно про́сим: сохрани́те, блаже́ннии, невреди́м град сей, его́же возлюби́сте и свободи́сте от рабо́ты де́монския. Оби́тель же сию́, и живу́щия и тружда́ющияся в ней, соблюди́те невреди́мо от всех ко́зней и стрел де́монских. Да́руйте, святи́и, ца́рствующим градо́м, гра́ду сему́, вся́кому гра́ду и стране́ ми́рное и немяте́жное житие́ и изоби́лие плодо́в земны́х. По мо́рю пла́вающим и путеше́ствующим, и к ра́це моще́й ва́ших с ве́рою прибега́ющим, безбе́днии прави́телие бу́дите: злых свобожде́ние, ми́рное и ра́достное в до́мы их возвраще́ние, моли́твами ва́шими да́руйте, да вси с ра́достию взыва́ем: о благове́рнии на́ши засту́пницы! Соблюди́те всех без напа́стей, да вси, прибега́юще с ве́рою к цельбоно́сней ра́це моще́й ва́ших исцеле́ние душа́м и телесе́м на́шим прие́млюще, прославля́ем вас, на́ша засту́пники, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на Еван­ге­ли­стом Лу­кой на дос­ке от сто­ла, за ко­то­рым тра­пе­зо­вал Спа­си­тель с Пре­чи­стой Ма­те­рью и пра­вед­ным Иоси­фом. Бо­жия Ма­терь, уви­дев этот об­раз, про­из­нес­ла: "От­ныне убла­жат Ме­ня все ро­ды. Бла­го­дать Рожд­ше­го­ся от Ме­ня и Моя с этой ико­ной да бу­дет".

В 1131 го­ду ико­на бы­ла при­сла­на на Русь из Кон­стан­ти­но­по­ля свя­то­му кня­зю Мсти­сла­ву († 1132, па­мять 15 ап­ре­ля) и бы­ла по­став­ле­на в Де­ви­чьем мо­на­сты­ре Вы­ш­го­ро­да - древ­не­го удель­но­го го­ро­да свя­той рав­ноап­о­столь­ной ве­ли­кой кня­ги­ни Оль­ги.

Сын Юрия Дол­го­ру­ко­го свя­той Ан­дрей Бо­го­люб­ский в 1155 го­ду при­нес ико­ну во Вла­ди­мир и по­ме­стил в воз­двиг­ну­том им зна­ме­ни­том Успен­ском со­бо­ре. С то­го вре­ме­ни ико­на по­лу­чи­ла име­но­ва­ние Вла­ди­мир­ской. В 1395 го­ду ико­ну впер­вые при­нес­ли в Моск­ву. Так бла­го­сло­ве­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри скре­пи­лись ду­хов­ные узы Ви­зан­тии и Ру­си - через Ки­ев, Вла­ди­мир и Моск­ву.

Вла­ди­мир­ской иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы празд­но­ва­ние бы­ва­ет несколь­ко раз в го­ду (21 мая, 23 июня, 26 ав­гу­ста). Наи­бо­лее тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние со­вер­ша­ет­ся 26 ав­гу­ста, уста­нов­лен­ное в честь сре­те­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны при пе­ре­не­се­нии ее из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву. В 1395 го­ду страш­ный за­во­е­ва­тель хан Та­мер­лан (Те­мир-Ак­сак) до­стиг пре­де­лов ря­зан­ских, взял го­род Елец и, на­прав­ля­ясь к Москве, при­бли­зил­ся к бе­ре­гам До­на. Ве­ли­кий князь Ва­си­лий Ди­мит­ри­е­вич вы­шел с вой­ском к Ко­ломне и оста­но­вил­ся на бе­ре­гу Оки. Он мо­лил­ся свя­ти­те­лям Мос­ков­ским и пре­по­доб­но­му Сер­гию о из­бав­ле­нии Оте­че­ства и на­пи­сал мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му, свя­ти­те­лю Ки­при­а­ну (па­мять 16 сен­тяб­ря), чтобы на­сту­пив­ший Успен­ский пост был по­свя­щен усерд­ным мо­лит­вам о по­ми­ло­ва­нии и по­ка­я­нию. Во Вла­ди­мир, где на­хо­ди­лась про­слав­лен­ная чу­до­твор­ная ико­на, бы­ло по­сла­но ду­хо­вен­ство. По­сле ли­тур­гии и мо­леб­на в празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ду­хо­вен­ство при­ня­ло ико­ну и с крест­ным хо­дом по­нес­ло ее к Москве. Бес­чис­лен­ное мно­же­ство на­ро­да по обе­им сто­ро­нам до­ро­ги, стоя на ко­ле­нях, мо­ли­ло: "Ма­терь Бо­жия, спа­си зем­лю Рус­скую!" В тот са­мый час, ко­гда жи­те­ли Моск­вы встре­ча­ли ико­ну на Куч­ко­вом по­ле, Та­мер­лан дре­мал в сво­ем шат­ре. Вдруг он уви­дел во сне ве­ли­кую го­ру, с вер­ши­ны ко­то­рой к нему шли свя­ти­те­ли с зо­ло­ты­ми жез­ла­ми, а над ни­ми в лу­че­зар­ном си­я­нии яви­лась Ве­ли­ча­вая Же­на. Она по­ве­ле­ла ему оста­вить пре­де­лы Рос­сии. Проснув­шись в тре­пе­те, Та­мер­лан спро­сил о зна­че­нии ви­де­ния. Зна­ю­щие от­ве­ти­ли, что си­я­ю­щая Же­на есть Ма­терь Бо­жия, ве­ли­кая За­щит­ни­ца хри­сти­ан. То­гда Та­мер­лан дал при­каз пол­кам ид­ти об­рат­но. В па­мять чу­дес­но­го из­бав­ле­ния Рус­ской зем­ли от Та­мер­ла­на на Куч­ко­вом по­ле, где бы­ла встре­че­на ико­на, по­стро­и­ли Сре­тен­ский мо­на­стырь, а на 26 ав­гу­ста бы­ло уста­нов­ле­но все­рос­сий­ское празд­но­ва­ние в честь сре­те­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Пред Вла­ди­мир­ской ико­ной Ма­те­ри Бо­жи­ей свер­ши­лись важ­ней­шие со­бы­тия рус­ской цер­ков­ной ис­то­рии: из­бра­ние и по­став­ле­ние свя­ти­те­ля Ио­ны - Пред­сто­я­те­ля Ав­то­ке­фаль­ной Рус­ской Церк­ви (1448 г.), свя­ти­те­ля Иова - пер­во­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си (1589 г.), Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на (1917 г.). В день празд­но­ва­ния в честь Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вер­ше­на ин­тро­ни­за­ция Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на - 21 мая/3 июня 1971 г.

Ис­то­ри­че­ские дни 21 мая, 23 июня и 26 ав­гу­ста, свя­зан­ные с этой свя­той ико­ной, ста­ли па­мят­ны­ми дня­ми Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Празд­не­ство Бо­жи­ей Ма­те­ри в честь Ее свя­той ико­ны Вла­ди­мир­ской со­вер­ша­ет­ся в бла­го­да­ре­ние за из­бав­ле­ние Моск­вы от на­ше­ствия ха­на Ах­ма­та. В 1480 го­ду при ве­ли­ком кня­зе Иоанне III Ва­си­лье­ви­че (1462–1505) хан Зо­ло­той Ор­ды Ах­мат с гро­мад­ны­ми пол­чи­ща­ми по­до­шел уже к ре­ке Уг­ре, ко­то­рую на­зы­ва­ют "по­я­сом Бо­го­ма­те­ри", охра­ня­ю­щим Мос­ков­ские вла­де­ния. Це­лый день вой­ска ха­на и Мос­ков­ско­го кня­зя сто­я­ли друг про­тив дру­га, не при­сту­пая к ре­ши­тель­ным дей­стви­ям - "сто­я­ние на Уг­ре". Вся Москва мо­ли­лась сво­ей За­ступ­ни­це Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це о спа­се­нии пра­во­слав­ной сто­ли­цы. Мит­ро­по­лит Ге­рон­тий (1473–1489) и ду­хов­ник кня­зя, ар­хи­епи­скоп Ро­стов­ский Вас­си­ан, мо­лит­вой, бла­го­сло­ве­ни­ем и со­ве­том под­креп­ля­ли рус­ские вой­ска. Мит­ро­по­лит пи­сал кня­зю со­бор­ное по­сла­ние, в ко­то­ром при­зы­вал его му­же­ствен­но сто­ять про­тив вра­га, упо­вая на по­мощь Ма­те­ри Бо­жи­ей.

Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца за­сту­пи­лась за Зем­лю рус­скую. Князь при­ка­зал сво­им вой­скам от­сту­пать от Уг­ры, же­лая до­ждать­ся пе­ре­хо­да та­тар, вра­ги же ре­ши­ли, что рус­ские за­ма­ни­ва­ют их в за­са­ду, и то­же ста­ли от­сту­пать, сна­ча­ла мед­лен­но, а но­чью по­бе­жа­ли, го­ни­мые стра­хом. В бла­го­дар­ность за осво­бож­де­ние Рос­сии от та­тар и был уста­нов­лен празд­ник в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Празд­не­ство Вла­ди­мир­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри уста­нов­ле­но в па­мять спа­се­ния Моск­вы в 1521 го­ду от на­ше­ствия та­тар под пред­во­ди­тель­ством ха­на Мах­мет-Ги­рея. Та­тар­ские пол­чи­ща при­бли­жа­лись к Москве, пре­да­вая ог­ню и раз­ру­ше­нию рус­ские го­ро­да и се­ле­ния, ис­треб­ляя их жи­те­лей. Ве­ли­кий князь Ва­си­лий со­би­рал вой­ско про­тив та­тар, а Мос­ков­ский мит­ро­по­лит Вар­ла­ам вме­сте с жи­те­ля­ми Моск­вы усерд­но мо­лил­ся об из­бав­ле­нии от ги­бе­ли. В это гроз­ное вре­мя од­на бла­го­че­сти­вая сле­пая ино­ки­ня име­ла ви­де­ние: из Спас­ских во­рот Крем­ля вы­хо­ди­ли мос­ков­ские свя­ти­те­ли, по­ки­дая го­род и уно­ся с со­бой Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри - глав­ную свя­тыню Моск­вы, - в на­ка­за­ние Бо­жие за гре­хи ее жи­те­лей. У Спас­ских во­рот свя­ти­те­лей встре­ти­ли пре­по­доб­ные Сер­гий Ра­до­неж­ский и Вар­ла­ам Ху­тын­ский, слез­но умо­ляя их не остав­лять Моск­вы. Все они вме­сте при­нес­ли Гос­по­ду пла­мен­ную мо­лит­ву о про­ще­нии со­гре­шив­ших и из­бав­ле­нии Моск­вы от вра­гов. По­сле этой мо­лит­вы свя­ти­те­ли воз­вра­ти­лись в Кремль и внес­ли об­рат­но Вла­ди­мир­скую свя­тую ико­ну. По­доб­ное же ви­де­ние бы­ло и мос­ков­ско­му свя­то­му, бла­жен­но­му Ва­си­лию, ко­то­ро­му бы­ло от­кры­то, что за­ступ­ле­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри и мо­лит­ва­ми свя­тых Москва бу­дет спа­се­на. Та­тар­ско­му ха­ну бы­ло ви­де­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, окру­жен­ной гроз­ным вой­ском, устре­мив­шим­ся на их пол­ки. Та­та­ры в стра­хе бе­жа­ли, сто­ли­ца Рус­ско­го го­су­дар­ства бы­ла спа­се­на.

Празд­но­ва­ние иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри Вла­ди­мир­ской со­вер­ша­ет­ся так­же 23 июня и 26 ав­гу­ста.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Владимирской», глас 4

Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ я́ко зарю́ со́лнечную восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:/ о, пречу́дная Влады́чице Богоро́дице!/ Моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих,// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых/ прише́ствием Твоего́ честна́го о́браза, Влады́чице Богоро́дице,/ све́тло сотворя́ем пра́зднество сре́тения Твоего́ и обы́чно зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8

К Взбра́нней Воево́де и Засту́пнице, Де́ве и Богоро́дице,/ в чи́стей со́вести, ве́рою утверди́вшеся, ру́сстии наро́ди,/ невозвра́тно наде́жду иму́ще, притеце́м,/ к чудотво́рному Ея́ и пречи́стому о́бразу, и возопие́м Ей:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской»

О, Всеми́лостивейшая Госпоже́ Богоро́дице, Небе́сная Цари́це, Всемо́щная Засту́пнице, непосты́дное на́ше Упова́ние! Благодаря́ще Тя о всех вели́ких благодея́ниях, в ро́ды родо́в лю́дем росси́йским от тебе́ бы́вших, пред пречи́стым о́бразом Твои́м мо́лим Тя: сохрани́ град сей (или: весь сию́, или: святу́ю оби́тель сию́) и предстоя́щия рабы́ Твоя́ и всю Зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельства, земли́ трясе́ния, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни. Сохрани́ и спаси́, Госпоже́, Вели́кого Господи́на и Отца́ на́шего (имярек), Святе́йшего Патриа́рха Моско́вского и всея́ Руси́ и Господи́на на́шего (имярек), Преосвяще́ннейшего епи́скопа (или: архиепи́скопа, или: митрополи́та) (титул), и вся Преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя. Даждь им Це́рковь Росси́йскую до́бре упра́вити, ве́рныя о́вцы Христо́вы неги́блемы соблюсти́. Помяни́, Влады́чице, и весь свяще́ннический и мона́шеский чин, согре́й сердца́ их ре́вностию о Бо́зе и досто́йно зва́ния своего́ ходи́ти коего́ждо укрепи́. Спаси́, Госпоже́, и поми́луй и вся рабы́ Твоя́ и да́руй нам путь земна́го по́прища без поро́ка прейти́. Утверди́ нас в ве́ре Христо́вой и во усе́рдии ко Правосла́вной Це́ркви, вложи́ в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, дух благоче́стия, дух смире́ния, в напа́стех терпе́ние нам пода́ждь, во благоде́нствии – воздержа́ние, к бли́жним любо́вь, ко враго́м всепроще́ние, в до́брых де́лех преуспе́яние. Изба́ви нас от вся́каго искуше́ния и от окамене́ннаго нечу́вствия, в стра́шный же день Суда́ сподо́би нас хода́тайством Твои́м ста́ти одесну́ю Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.