СВЯТИТЕЛЬ МИНА, ЕПИСКОП ПОЛОЦКИЙ
Святитель Мина известен как один из первых русских архипастырей, продолживших благодатное распространение веры Христовой после Крещения нашей земли.
К сожалению, имена первых епископов Полоцких неведомы. Летописцы упоминают о епископе Никифоре, который в 1104 году стал преемником киевского митрополита Ефрема. Однако годы жития епископа Никифора неизвестны.
Полоцким епископом, о котором имеется первое точное датированное летописное свидетельство, считается святитель Мина. Епископ этот с давних времен почитается Церковью. Однако подробного Жития святителя не сохранилось. Войны и гонения на Православную веру не пощадили рукописных страниц…
Родился святой Мина, по некоторым предположениям, в самом Полоцке или его окрестностях. Здесь, вероятно, прошло его детство и началось духовное подвижничество. И здесь же добросердечный юноша научен был Святому Писанию. Стремление к служению Господу привело его в Киево-Печерский монастырь, известный в те времена по всей Руси благочестием своих монахов. В этой знаменитой обители он и принял постриг с именем Мины. Имя святителя Мины вошло в службу Киево-Печерским святым отцам, так как до возведения в сан епископа он нес послушание в этой обители. Упоминание о нем содержится в Киево-Печерском Патерике. Святитель Мина, долгое время подвизался в Киево-Печерском монастыре.
В 1105 году святитель Мина был возведен в сан епископа Полоцкого. Это отмечено в Лаврентьевской летописи: «Томъ же лѣтѣ [1105] постави Мину [в] Полотьску, декабря въ 13 день». Кафедральным храмом святителя стал знаменитый Полоцкий собор в честь святой Софии, Премудрости Божией.
Епископ Мина способствовал своим подвижническим житием и служением распространению веры Христовой на белорусской земле: просвещался народ, возводились церкви и устраивались монастыри на Полотчине. Святитель, как и другие Полоцкие владыки, пользовался высоким авторитетом среди народа, принимал деятельное участие в делах Полоцкого княжества и Киевской митрополии. Так, в 1115 году он участвовал в торжественном перенесении честных мощей святых мучеников Бориса и Глеба в Киев.
Много внимания владыка Мина уделял воспитанию в законах добротолюбия священнослужителей и верующих. Вероятно, под духовным окоромлением святого Мины возросла в вере дочь Полоцкого князя Георгия Всеславича Предслава – будущая преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая.
Далеко не всегда управление епархией протекало счастливо: судьба готовила престарелому иерарху новые испытания. В 1276 году сильный пожар многое обратил в пепел, а еще через шесть лет огненная стихия опять испепелила церкви и жилища. Вновь начались работы по восстановлению города, но мирному труду мешали набеги на тверские окрестности разбойников из соседней Литвы. Однако сами мещане поднимались на защиту семей и своего возлюбленного и почитаемого духовного пастыря. В 1286 году небольшой литовский отряд напал на церковные волости и ограбил их, но жители Твери, собравшись безо всякого принуждения на защиту преосвященного Симеона, пустились в погоню за грабителями и вернули добычу.
Земная жизнь святого Мины закончилась летом 1116 года. Как указано в Воскресенской летописи: «Того же лѣта [1116] преставился Мина епископъ Полотскiй, iюня 20».
Неведомо, где почивают мощи святителя Мины. Точно неизвестно также и то, когда он был канонизирован. Предполагают, что его прославление произошло не сразу, поскольку автор Жития преподобной Евфросинии Полоцкой ничего не говорит о нем.
Икона Божией Матери Моденская-Косинская была привезена графом Борисом Петровичем Шереметьевым в 1717 году из итальянского города Модены. Икона именуется еще Косинской по месту своего пребывания в Успенской церкви бывшего подмосковного села Косино (сейчас район г. Москвы). Святая икона была пожертвована Косинской церкви императором Петром I.
Чудотворный образ Пресвятой Богородицы прославился многочисленными исцелениями и благодатными знамениями. Так, например, в 1848 году жители соседних с Косино селений, где свирепствовала холера, несколько раз брали чудотворную Моденскую икону для совершения молебнов, после которых страшная болезнь совершенно прекращалась.
На иконе Пресвятая Богородица изображена стоящей с Божественным Младенцем на левой руке. Спаситель обращен ликом к народу, правой рукой Он благословляет, а в левой держит свиток.
В 1940 году Косинская (Моденская) икона Божией Матери была конфискована и передана в Музей религии и атеизма, а затем Музей древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева, расположенного на территории Спасо-Андрониева монастыря в Москве. В 1976 году святыня была отреставрирована, после чего в течение трех лет находилась в экспозиции Музея, а затем бережно хранилась вплоть до своего возвращения в Косинский храм.
Второе обретение Косинской (Моденской) чудотворной иконы Божией Матери состоялось 2 июля 1991 года. В этот день по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II чудотворную икону из запасников Музея торжественно перенесли во вновь открытый Собор Спаса Нерукотворного образа, где она была освящена. Затем состоялось торжественное перенесение чудотворного образа крестным ходом в Косинский приход. Перед святыней был прочитан Акафист и отслужен водосвятный молебен, после чего чудотворная икона Божией Матери Косинская была внесена в Свято-Никольский храм и установлена на специальном постаменте.
2 июля 1992 года, после возвращения приходу Свято-Успенского храма, чудотворный Косинский образ Божией Матери разместили в нем, где святыня пребывает и поныне.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Моденская» («Косинская»), глас 5
Ра́дуйся, всего́ ми́ра Засту́пнице/ и спасе́ния на́шего Хода́таице!/ Ты бо принесе́нием чудотво́рныя ико́ны Твоея́/ ра́дость и благослове́ние нам источи́ла еси́./ О, Де́во Всенепоро́чная, Цари́це Всепе́тая!/ Хвале́бную песнь воспева́ем Ти, раби́ Твои́,/ и покланя́емся с любо́вию и мо́лим Тя:/ Влады́чице, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего,/ моли́ся приле́жно Сы́ну Твоему́,/ пода́ти нам грехо́в оставле́ние,/ ми́ру умире́ние// и душа́м на́шим спасе́ние.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Моденская» («Косинская»), глас 4
Я́ко исто́чника живота́ неистощи́маго/ и страсте́й душе́вных и теле́сных всеще́друю Целе́бницу,/ ми́лости и щедро́т бога́тство неоску́дное/ ве́мы Тя, Всепе́тая Влады́чице./ Те́мже со дерзнове́нием к Тебе́ притека́ем и уми́льно вопие́м:/ Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего,/ посети́ нас щедро́тами Твои́ми,/ ми́лости бога́тыя да́руй// и Ца́рствия Небе́снаго сподо́би.