3 июля день памяти Собора Белорусских святых

03.07.2022

Доброго дня всем! С праздником собора Белорусских святых! Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью икон Б.М. "Моденская", "Коробейниковская-Казанская", архистратигов Михаила, Варахиила, Иеремиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил небес., блгв. Глеба Владимирского, свт. Мины еп. Полоцкого и иных святых сего дня!

 

Свт. Феофан Затворник:

"Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно". Оком называется здесь ум, а телом весь состав души. Таким образом, когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно. Что такое ум простой и ум лукавый? Ум простой тот, который принимает все, как написано в слове Божием, и несомненно убежден, что все так и есть, как написано: никакого хитроумия, никаких колебаний и раздумья нет в нем. Ум лукавый тот, который приступает к слову Божию с лукавством, хитрым совопросничеством и подъискиваниями. Он не может прямо верить, но подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как ученик, а как судия и критик, чтоб попытать, что-то оно говорит, и потом или поглумиться, или свысока сказать: "да, это не худо". У такого ума нет твердых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью. Простой же ум все ясно видит: всякая вещь у него имеет свой определенный характер, словом Божиим определенный, потому всякой вещи у него свое место, и он точно знает как себя в отношении к чему держать, ходит, значит, по дорогам открытым, видным, с полною уверенностью, что они ведут к настоящей цели.

 

Рим. 5, 1-10:

Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,

через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,

от терпения опытность, от опытности надежда,

а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

 

Мф. 6, 22-33:

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;

если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

 

Из Охридского Пролога за 20 июня:

Рассуждение

Святитель Киприан пишет о бессмертии: «Если бы какой-нибудь знаменитый человек тебе что-то пообещал, ты поверил бы его обещанию и не подумал бы, что обманет тебя тот, кто всегда верен своему слову. Но посмотри, вероломный: тебе вещает Сам Бог – и ты еще колеблешься от [бури] недоумений! Бог обещал тебе бессмертие по исходе из этой жизни, но ты дерзостно ставишь это обетование под вопрос! Это значит – совершенно не знать Бога; значит – [своим] неверием оскорблять Христа: Господа и Учителя». О, как сильна вера у Божиих святых! Как ясна она, и разумна, и хорошо обоснована простыми, но сильными примерами! Люди, чуждые святости, сомневаются не оттого, что они якобы умнее, а оттого, что святость в них не обитает. Чем больше [стяжал в себе] святости человек, тем он разумнее, так как в чистом зерцале своего сердца он видит истину.

Проповедь о том, что наше спасение – в руках Божиих

Коня приготовляют на день битвы,

но победа – от Господа.

Притч. 21:31

Мы обязаны готовиться, но наш успех зависит от Бога. Вся наша подготовка – это словно предложение Богу; но решает не подготовка, а Бог. Поэтому народ, опираясь на свой опыт, мудро говорит: «Человек предполагает, а Бог располагает».

Воин Христов, снаряжай свой ум, как доброго коня, вооружай свое сердце добродетелями, закаляй [и укрепляй] свою волю подвигами, но знай, что спасение – у Господа.

Пахарь Христов, борозди и перепахивай свою душу, каждый день засевай ее добрым, евангельским семенем, пропалывай ниву своей души от плевел, бодрствуй над ней, но знай, что спасение – у Господа.

Купец Христов, ежедневно упражняйся в доброй купле, меняя материальное на духовное, земное на небесное, смертное на бессмертное, но знай, что спасение – у Господа.

Не помог конь фараону в Чермном море. Не принесло пользы богатство и Вавилону в день расплаты с Богом. Кто-то может приготовить всё, но в роковую минуту всё это [может] потерять. Ибо спасение – не в подготовке, а в Господе. Поэтому святые, хотя и были они наиболее подготовлены для Царства Божия, даже в смертный час воздыхали, не ведая, будут ли они приняты в [это] Царство. О, как твердо помнили они слово Господне: Когда исполните всё побеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие (Лк. 17:10)!

Будем готовы, братья, ко дню испытания – хорошо стянуты [доспехами] и препоясаны и вооружены, но да уповаем не на свое снаряжение, а на Господа.

О Господи Спасителю наш, помилуй нас и спаси. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

СОБОР БЕЛОРУССКИХ СВЯТЫХ

Уста­нов­лен 3 ап­ре­ля 1984 го­да по ини­ци­а­ти­ве мит­ро­по­ли­та Мин­ско­го и Бе­ло­рус­ско­го Фила­ре­та (Ва­х­ро­ме­е­ва). За два­дцать с лиш­ним лет Со­бор Бе­ло­рус­ских свя­тых воз­рос от 14 до 79 угод­ни­ков Бо­жи­их.

В 1999 го­ду бы­ло ка­но­ни­зи­ро­ва­но 23 но­во­му­че­ни­ка Мин­ской епар­хии, по­стра­дав­ших в пе­ри­од 1930–1950-х го­дов, а в 2000 го­ду на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре к ли­ку но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских бы­ли при­чис­ле­ны свя­щен­но­му­че­ни­ки Иоанн, ар­хи­епи­скоп Риж­ский, Мит­ро­фан, ар­хи­епи­скоп Аст­ра­хан­ский, Иоасаф, епи­скоп Мо­гилев­ский, Пав­лин, ар­хи­епи­скоп Мо­гилев­ский, Иоанн, епи­скоп Рыль­ский, а так­же свя­ти­тель Гав­ри­ил, ар­хи­епи­скоп Ря­зан­ский. Де­я­тель­ность этих по­движ­ни­ков бы­ла так­же свя­за­на с Бе­ло­рус­ской зем­лёй, по­это­му и они вклю­ча­ют­ся в Со­бор.

На­ко­нец, по­ста­нов­ле­ни­ем Свя­то­го Си­но­да Бе­ло­рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 2002 го­ду к ли­ку мест­но­чти­мых свя­тых был при­чис­лен свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­ди­а­кон Ни­ки­фор (Кан­та­ку­зен), а в Со­бор Бе­ло­рус­ских свя­тых этим же по­ста­нов­ле­ни­ем бы­ли вклю­че­ны ра­нее уже про­слав­лен­ные свя­щен­но­му­че­ник Ма­ка­рий, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский, бла­го­вер­ные князь Бо­рис Ту­ров­ский и кня­ги­ня Ев­прак­сия По­лоц­кая, пре­по­доб­ные Фе­о­дор, князь Острож­ский, Ха­ри­ти­на, княж­на Ли­тов­ская и Ген­на­дий Мо­гилев­ский.

15 де­каб­ря 2009 го­да на за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да БПЦ бы­ло при­ня­то ре­ше­ние при­со­еди­нить к Со­бо­ру Бе­ло­рус­ских свя­тых 14 свя­тых, ка­но­ни­зи­ро­ван­ных дру­ги­ми епар­хи­я­ми Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, но ко­то­рые ро­ди­лись, жи­ли, нес­ли слу­же­ние на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си.

В сонм святых Собора входят:

Алекса́ндр Шалай, сщмч.
Анто́ний Виленский (Литовский), мч.
Афана́сий Брестский, прмч.

Бори́с Туровский, блгв. кн.
Валенти́на Минская (Сулковская), блж.
Валериа́н Новицкий, сщмч.
Васи́лий Измайлов, сщмч.
Влади́мир Зубкович, сщмч.
Влади́мир Пастернацкий, сщмч.
Влади́мир Талюш, сщмч.
Влади́мир Хираско, исп.
Влади́мир Хрищенович, сщмч.
Гаврии́л (Городков), архиепископ Рязанский, свт.
Гаврии́л Белостокский, Слуцкий, младенец, мч.
Генна́дий Костромской, Любимоградский, прп.
Гео́ргий (Конисский), архиепископ Могилевский, свт.
Дими́трий Павский, сщмч.
Дими́трий Плышевский, сщмч.
Диони́сий, епископ Полоцкий, свт.
Евста́фий Виленский (Литовский), мч.
Евфроси́ния Полоцкая (до крещения княжна Предисла́ва), прп.
Елисе́й Лавришевский, прп.
Иоа́нн (Поммер), архиепископ Рижский, сщмч.
Иоа́нн Вечорко, сщмч.
Иоа́нн Виленский (Литовский), мч.
Иоа́нн Воронец, сщмч.
Иоа́нн Кормянский, прав.
Иоа́нн Панкратович, сщмч.
Иоаса́ф (Жевахов), Могилевский, сщмч.
Иулиани́я Ольшанская, Печерская, княжна, дева, прав.
Кирилл, епископ Ту́ровский, свт.
Лавре́нтий, епископ Печерский, Туровский, затворник, свт.
Леонид Бирюкович, сщмч.
Ма́ртин Туровский, прп.
Макарий Ка́невский, Пинский, О́вручский, Переяславский, прмч.
Макарий Киевский, сщмч.
Матфе́й Крицук, сщмч.
Ми́на, епископ Полоцкий, свт.
Митрофа́н (Краснопольский), архиепископ Астраханский, сщмч.
Михаи́л Новицкий, исп.
Михаил Плышевский, сщмч.
Ники́фор (Кантакузен), сщмч.
Николай Васюкович, сщмч.
Николай Мацкевич, сщмч.
Павли́н (Крошечкин), архиепископ Могилевский, сщмч.
Петр Грудинский, сщмч.
Порфи́рий Рубанович, сщмч.
Ростисла́в (в Крещении Михаи́л) Мстиславич Киевский, Смоленский, блгв. кн.
Се́ргий Родаковский, сщмч.
Серафи́м (Шахмуть), Жировицкий, прмч.
Симео́н Полоцкий, епископ Тверской, свт.
Софи́я Слуцкая, княжна, прав.
Фео́дор Васильевич Острожский, Печерский, князь, прп.

Тропарь Собору Белорусских святых, глас 5

Почти́ Госпо́дь Белору́сский край/ святы́ми, Ему́ благоугоди́вшими:/ святи́тели, му́ченики, преподо́бными и пра́ведными,/ ве́рно Го́сподеви послужи́вшими/ и мзду трудо́в прия́вшими./ К тем же ны́не и мы вопие́м:/ о нас моли́теся ко Го́споду,// да в ве́ре и де́лех плод добр принесе́м.

Перевод: Почтил Господь Белорусский край святыми, Ему благоугодившими: святителями, мученикамипреподобными и праведными, верно Господу послужившими и воздаяние за труды получившими. К ним же сейчас и мы взываем: «Молитесь о нас ко Господу, да принесем хороший плод верой и делами».

Кондак Собору Белорусских святых, глас 3

Бо́жии уго́дницы Белору́сския земли́/ ны́не со дерзнове́нием предстоя́т Престо́лу Святы́я Тро́ицы/ и неви́димо за ны мо́лятся Бо́гу,/ о кра́е на́шем,// прося́ нам мир и ве́лию ми́лость.

Перевод: Божие угодники Белорусской земли сейчас с дерзновением предстоят Престолу Святой Троицы и невидимо молятся Богу о нас, о крае нашем, испрашивая для нас мир и великую милость.

Величание Собору Белорусских святых

Велича́ем вас,/ святи́и Белору́сския земли́,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу,/ вы бо мо́лите о нас// Христа́ Бо́га на́шего.