Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
"Никто возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия". То есть, кто думает спасаться, а между тем оглядывается и на то, что должно бросить для спасения, тот не спасается, не идет, не направляется в Царствие Божие. Надобно уже окончательно порешить со всем тем, что несовместно с делом спасения. Задумавшие спасаться и сами это видят, но расставанье с некоторыми привязанностями отлагают все до завтра. Вдруг порвать все - представляется слишком большой жертвой. Хотят отрешаться исподволь, чтоб и другим не бросалось в глаза, - и всегда почти проигрывают. Заводят порядки спасительные, а сердечные расположения оставляют прежними. На первых порах несообразность очень резка: но "завтра" и обещаемое изменение их заграждает уста совести. Таким образом, все завтра да завтра, - совесть устает толковать все одно и то же и, наконец, замолкает. А тут начинают приходить мысли, что и так можно оставить. Мысли эти крепнут, а затем и навсегда устанавливаются. Образуется лицо внешне исправное, но с внутреннею неисправностью. Это раскрашенный гроб перед очами Божиими. Главное то беда, что обращение таковых бывает также трудно, как и тех, которые ожестели в грехах открытых, если еще не труднее. . . А думается, что все ничего.
Гал. 3, 8-12:
И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Лк. 9, 57-62:
Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
Из Охридского Пролога за 19 ноября
Рассуждение
Никто из смертных не изъяснил послания апостола Павла с большей любовью и с вящей глубиной, нежели святитель Иоанн Златоуст. Если бы сам святой Павел себя толковал, не истолковал бы лучше. И вправду, история свидетельствует нам, что сам Павел изъяснял себя через ум и перо Златоуста. Когда святой Прокл был на послушании у златоустого патриарха, в его обязанности входило объявлять о приходе посетителей. Некий вельможа был оклеветан пред царем Аркадием, и царь удалил его от двора. Опальный сановник пришел к святому Златоусту просить о посредничестве пред царем в свою пользу. Прокл хотел известить патриарха о его приходе, но, заглянув через приоткрытую дверь, увидел некоего человека, склонившегося над патриархом и что-то шептавшего ему на ухо, в то время как патриарх писал. Так продолжалось это до самого рассвета. Прокл тогда попросил вельможу прийти еще как-нибудь вечером, а сам пребывал в недоумении, кем был оный человек, стоящий рядом с патриархом, и как мог он войти непредставленным в патриаршие покои. Во вторую ночь произошло то же самое. Прокл еще больше [сему] подивился. В третью ночь опять всё повторилось. Изумлению Прокла не было предела. А когда Златоуст спросил его, не приходил ли тот вельможа, Прокл ответил, что уже три ночи кряду ждал он, чтобы войти, но он [Прокл] не смел возвестить о его приходе из-за присутствия в покоях патриарха странного человека, немолодого и лысоватого, который вот уже три ночи нечто шептал патриарху на ухо. Пораженный сим известием, Златоуст сказал, что не помнит, чтобы в последние три ночи кто-то входил к нему. И когда спросил он своего послушника, как выглядел тот человек, Прокл указал ему на икону святого апостола Павла, заметив, что незнакомец был точь-в-точь таким. Так выяснилось, что сам апостол Павел направлял ум и перо своего величайшего толкователя.
Проповедь о том, что надлежит поступать достойно звания
Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы
призваны, со всяким смиренномудрием*
и кротостью и долготерпением.
Еф. 4:1–2
Апостол увещает нас не гордиться, не гневаться и не малодушествовать, ибо всё сие не достойно христианского звания. А звание сие столь высоко и дивно, что трудно человеку сохранить себя от гордости, нелегко и стоять выше малодушия в опасностях и при потерях. В противовес трем нездоровым состояниям Апостол выставляет три здоровых состояния: против гордости – смирение, против гневливости – кротость, против малодушия – долготерпение. [Некто] скажет, что три сии добродетели: смирение, кротость и долготерпение – не отражают в совершенной мере высоту христианского звания. Но ничто в міре сем не отражает во всей полноте эту высоту. Драгоценность и богатство сего звания невозможно и увидеть здесь, на земле; сие звание сродни закрытой шкатулке, которую человек носит по этому свету, а открывает ее и вынимает из нее сокровища уже на том свете. Высоту христианского звания способен был бы оценить лишь тот, кто мог бы вознестись до величайших высот и лицезреть Владыку Христа во славе, вкупе с Ангелами и всеми святыми. Там – победоносное собрание всех людей, благоугодивших Богу на земле и удостоившихся сей высокой и достославной почести.
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Твое имя нам дороже всякого другого имени. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
СВЯТИТЕЛЬ ПРОКЛ, АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ
Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский, с юных лет все свое время отдавал молитве и изучению Священного Писания. Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста (+ 407, память 13 ноября), который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем явления апостола Павла святителю Иоанну Златоусту. От своего учителя святой Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли.
После изгнания и смерти святителя Иоанна Златоуста святой Прокл был рукоположен святым Патриархом Константинопольским Сисинием (426 - 427) в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в Православной вере, обличая злочестивых еретиков. По смерти святителя Патриарха Сисиния, святитель Прокл был возведен во архиепископа. Став Патриархом Константинопольским, управлял Церковью в течение двенадцати лет (434 - 447). Стараниями святителя Прокла при святом царе Феодосии II (408 - 450) из Коман в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста.
Во время патриаршества Прокла империю постигло разрушительное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев. В Вифинии, Геллеспонте, Фригии рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения. Константинопольцы во главе с Патриархом и императором выходили из города и совершали молебны о прекращении невиданного по силе бедствия. Во время одного молебна из толпы был невидимой силой поднят в воздух мальчик и унесен на такую высоту, где человеческий взгляд уже не мог его видеть. Затем, целым и невредимым, отрок был опущен на землю и рассказал, что там, в Вышине, он слышал и видел, как Ангелы, славя Бога, поют: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный". Весь народ запел трисвятую молитву, присоединив к ней: "помилуй нас" - и землетрясение прекратилось. Эту молитву Православная Церковь поет за Богослужением и до сего дня.
Константинопольская паства любила своего Патриарха за его подвижническую жизнь, за его заботу об обездоленных и за его проповеди. До наших дней дошли многие творения святителя. Наибольшей известностью пользуются направленные против несториан два слова святителя в похвалу Божией Матери и четыре слова на Рождество Христово, излагающие Православное учение о Воплощении Сына Божия. Всеобщее уважение снискала деятельность святого Патриарха по устройству благочиния во всех церковных делах. Окруженный любовью и почетом, Прокл отошел ко Господу в преклонном возрасте (+ 446 - 447).
Тропарь святителю Проклу, архиепископу Константинопольскому, глас 4
И́же Боже́ственным нача́лом прему́дрости,/ стра́хом Госпо́дним утве́рждся,/ отту́ду свяще́нными восхожде́нии возше́л еси́/ во учени́чество Златоу́ста,/ и архиере́йскаго того́ престо́ла досто́ин быв чистоты́ добро́тами,/ апо́стольским пра́вилом себе́ вообрази́в,/ не себе́ живы́й, но Христу́ и ста́ду твоему́./ Тем в нетле́нный живо́т апо́стольски всели́лся еси́,/ иера́рше Про́кле,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Божественным началом премудрости, страхом Господним укрепившись (Прит.1:7), священным восхождением взошел ты в ученичество к Иоанну Златоусту и его архиерейского престола стал достоин по чистоте и добродетелям, став образом апостольского правила, живущий не для себя, но для Христа и стада своего. Потому в нетленную жизнь апостольски вселился ты, иерарх Прокл, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Тропарь преподобному Григорию Декаполиту и святителю Проклу, архиепископу Константинопольскому, глас 4
Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.
Перевод: Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.
Кондак святителю Проклу, архиепископу Константинопольскому, глас 4
Досто́йно днесь торжеству́ет/ всех градо́в честне́йший вои́стинну в честно́м преставле́нии твое́м,// о́тче отце́в, Про́кле му́дре.
Перевод: По достоинству сегодня торжествует воистину почтеннейший из всех городов (Константинополь) в день почитаемого успения твоего, отче отцов, Прокл мудрый.
Ин кондак святителю Проклу, архиепископу Константинопольскому, глас 8
Всечестна́го святи́теля, Ца́рскаго гра́да престо́л украси́вшаго/ и сокро́вищем безце́нным того́ обога́щшаго, пречестны́ми мощми́ Златоу́стовыми,/ и́мже сло́во живо́тно стяжа́, просвеща́я ве́рно чту́щия его́,/ пе́сньми похвале́ния того́ ра́достно ублажи́м, зову́ще:// ра́дуйся, архиере́ю, о́тче свяще́нный.
Перевод: Почитаемого святителя, Царского города (Константинополя) престол украсившего и обогатившего бесценным сокровищем - драгоценными мощами Иоанна Златоуста, благодаря которому он обрел слова жизни, просвещающие с верой почитающих его, молитвенными славословиями с радостью прославим Прокла, взывая: «Радуйся, архиерей, отче священный».