Из Охридского Пролога за 21 марта:
Рассуждение
От многих, жаждущих обогащения, услышишь такое оправдание: когда стану богатым – смогу творить добрые дела! Не верь им, ибо прельщают они и тебя, и себя. Преподобный Иоанн Лествичник, глубоко познав самые сокровенные побеждения человеческой души, сказал: «Сребролюбие начинается с предлога творить милостыню, а завершается ненавистью к бедным». Это подтверждается во всех сребролюбцах, как в более, так и менее богатых. Обычно люди говорят: «Вот если бы были у меня деньги, сделал бы я то или другое доброе дело!» Не верь [такому человеку]. Да и сам он пусть себе не верит. Пусть, как в зеркале, посмотрит на тех, у кого есть средства, но не хотят они творить вообще никаких добрых дел. Таким стал бы и он, если бы скопил денег. И паки мудрый Иоанн поучает: «Не говори, что надобно тебе собирать (деньги) для бедных – дабы, оказав им эту помощь, получил ты Царство. Ведь Царство можно купить и за две лепты». Действительно, евангельская вдовица приобрела его за две лепты, а богач, у дверей которого лежал Лазарь, не мог купить его и за несметные свои сокровища. Если нечего тебе дать убогому, то помолись Богу, чтобы Он подал ему, – этим ты уже сотворил милостыню и приобрел Небесное Царство. Когда преподобный Василий Новый предвестил царице, супруге императора Константина Порфирородного, что родит она сперва дочь, а потом сына, царица предложила ему много золота. Святой отказался, но царица закляла его Святой Троицей, чтобы он его взял. Тогда преподобный Василий взял только три златницы и отдал служившей ему бедной Феодоре со словами: «Не нужно нам много этого терния, потому что [уж] очень [сильно] оно колется».
Проповедь о Первом и Последнем, Живом
Не бойся; Я есмь Первый и Последний,
и живый; и был мертв, и се,
жив во веки веков, аминь.
Так возвестил Господь Иисус Своему возлюбленному ученику Иоанну в видении на острове Патмос. Не бойся – чего? Не бойся гонений на Церковь со стороны язычников. Не бойся мучителей, истязающих Моих верных во всех концах міра. Не бойся царей, воздвигающих гонения на христиан. Не бойся вельмож – насильников міра сего, ослепляющих людей страстями – [лишь] бы не видели они истины, которую принес Я в мір. Не бойся ничего!
Как не бояться мне, Господи!? Ведь весь вооруженный до зубов мір ополчается против нас, малочисленных и безоружных; как не бояться?
Не бойся, ибо Я есмь Первый и Последний, Альфа и Омега.
А все эти воинства, вооружающиеся против вас, суть не что иное, как мимолетный вихрь мертвецов. Я – прежде всякого времени, Я и после времени. Прежде начала всего и после завершения всего сотворенного Я есмь. А они все заключены в малую пядь времени, которую отмерил я всему сотворенному, и ее пределов не способны переступить.
Не бойся, ибо Я был мертв, и се, жив. Не бойся даже смерти. Я – прежде смерти и после смерти. Смерть – Моя рабыня; отправил Я свою рабыню в мір, чтобы она Мне послужила. И Самого Себя предал Я Своей рабыне на три дня, повелев ей отпустить Меня, – и се, жив Я. Обладаю я смертью так же, как и жизнью. Не бойся! Жив Я во веки веков. Со Мной и ты будешь живым. И все те, кто останется Мне верным и не убоится, будут со Мной живыми. Не бойся, Я есмь Альфа и Омега.
Господи вечный и бессмертный, дай этим Твоим святым словам всегда раздаваться в душах верующих в Тебя, когда бы ни воздвиглось [в міре сем] гонение на Твою Святую Церковь. Да не убоимся же, держась за Твою десницу. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК
Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.
О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние". Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия.
У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?" Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал..."
Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но – умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. "Я не постился чрезмерно, – говорит он сам о себе, – и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся.., и Господь скоро спас меня". Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.
Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.
Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря (память в Сырную субботу), и была написана преподобным знаменитая "Лествица" – руководство для восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат..." Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал – "Лествица", объясняя название следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения". Цель этого творения – научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. "Лествица" предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни – преподобный Феодор Студит (память 11 ноября и 26 января), Сергий Радонежский (память 25 сентября и 5 июля), Иосиф Волоколамский (память 9 сентября и 18 октября) и другие – ссылались в своих наставлениях на "Лествицу" как на лучшую книгу для спасительного руководства.
Содержание одной из степеней "Лествицы" (22-я) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: "Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост – тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь – благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану – попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный... на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу... Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями – счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. "Возносяйся смирится" даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше – льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают".
Этот и другие примеры, находящиеся в "Лествице", служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.
Степени "Лествицы" – это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12).
Тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 1
Пусты́нный жи́тель и в телеси́ А́нгел/ и чудотво́рец яви́лся еси́, богоно́се о́тче наш Иоа́нне,/ посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих ти./ Сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
Ин тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 8
Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней,/ сия́я чудесы́, Иоа́нне о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 4
Я́ко Боже́ственную ле́ствицу, обрето́хом, Иоа́нне преподо́бне,/ твоя́ Боже́ственныя доброде́тели,/ к Небеси́ возводя́щия ны:/ доброде́телей бо ты был еси́ воображе́ние.// Тем моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 4
На высоте́ Госпо́дь воздержа́ния и́стинна тя положи́,/ я́коже звезду́ неле́стную, световодя́щую концы́,// наста́вниче Иоа́нне, о́тче наш.
Ин кондак преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 1
Плоды́ присноцвету́щия/ от твоея́ кни́ги принося́ уче́ния, прему́дре,/ услажда́еши сердца́, сим с трезве́нием вне́млющих, блаже́нне:/ ле́ствица бо есть, ду́ши возводя́щая от земли́ к Небе́сней и пребыва́ющей сла́ве,// ве́рою чту́щих тя.