29 сентября день памяти Святой великомученицы Евфимии Всехвальной, мучеников Виктора и Сосфена, Иконы Божией Матери, именуемой «Призри на смирение» (1420).

29.09.2022

Доброго дня! Господи, не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени Твоегосвятого Сам води и управляй мною, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной, помощью иконы Б.М. "Призри на смирение" архистратигов Михаила, Уриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., прав. Алексия Московского, мчч. Виктора и Сосфена, мц. Людмилы кн. Чешской, прп. Кукши Одесского и иных святых сего дня!

 

Свт. Феофан Затворник:

Что подвигло сирофиникиянку придти к Господу и быть столь неотступною в прошении? Сложившийся образ убеждений; убеждена была, что Спаситель силен исцелить дочь ее и пришла к Нему; убеждена была, что Он не оставит без удовлетворения прошения ее, и не переставала просить. Убеждения - итог всей жизни, воспитания, ходячих мыслей, впечатлений от окружающего, от встречаемых учений и разнообразных случаев и занятий в жизни. Под действием всего этого работает мысль и доходит до известных убеждений. При этом надо иметь во внимании, что всюду есть и отовсюду теснится в душу человека истина Божия. Истина лежит в сердце человека; истина Божия отпечатлена на всех тварях; есть истина Божия в обычаях и нравах человека; есть она и в учениях больше или меньше. Но всюду же есть и ложь. Кто от истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли быть от истины и не от истины - всякий разбери сам, а между тем суд Божий всех ожидает. . .

 

Еф. 1, 1-9:

Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:

благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,

так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,

предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,

в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,

в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,

каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,

открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,

 

Мк. 7, 24-30:

И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.

Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;

а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.

Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.

И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.

И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.

 

Из Охридского Пролога за 16 сентября

Рассуждение:

Нередко постигают нас бедствия, и мы тщетно спрашиваем – за что? Лишь Христова Церковь может объяснить причину любой напасти. Все невзгоды Церковь главным образом подразделяет на две группы: первые – те, которые постигают грешника за прежние нераскаянные грехи; вторые – те, которые ополчаются на праведника и служат, по словам святого Златоуста, «причиной стяжания венцов, как это было с Лазарем и Иовом». Царица Евдокия тайно соглашалась с Евтихиевой ересью, слушаясь при этом советов подлого евнуха Хрисафия. Но внезапно постигла ее беда. Как-то раз ее супруг, царь Феодосий [Младший], принес ей яблоко необычайной величины. Царица отправила это яблоко больному сенатору Павлину, а тот – из любви к царю – послал то же самое яблоко Феодосию. Это заронило в царе подозрение, что царица состоит в недопустимых отношениях с сенатором. Тогда царь спросил царицу, где то яблоко. Царица солгала, сказав: «Я его съела!» Это усугубило царские подозрения, и он изгнал Евдокию в Палестину. Со временем Евдокия полностью исцелилась от ереси и, следуя увещаниям великих палестинских духовников, всецело вернулась к Православию. Причиной скорбей, постигших царицу, были не какие-то незаконные отношения с Павлином – в этом Евдокия была полностью невиновной, – а ее еретические настроения. [А вот] еще один, совсем другой случай. Царь Маркиан, будучи воеводой, путешествуя близ Филиппополя, увидел на дороге труп убитого человека и из чистого милосердия слез с коня и начал погребать мертвое тело. При этом некто, проезжая мимо и видя, чем занимается воевода, донес на него суду как на убийцу. Маркиану грозил смертный приговор, однако в скором времени, по Божию откровению, был обнаружен подлинный убийца. Сие искушение попадает в ту, вторую группу – «стяжания венцов». Вскоре после этого воевода Маркиан был избран императором.

Проповедь о о Господе властителе

Имею власть отдать ее

и власть имею опять принять ее. 

Ин. 10:18

Божественная сила Господа нашего Иисуса Христа проявилась в Его абсолютной власти над Самим Собой. Если бы Божественную силу можно было отделить от Божественной любви, то ко Христу были бы приложимы такие слова: мог Он воплотиться, а мог и не воплотиться; и точно так же: мог Он умереть, а мог и не умереть. Однако воплотился Он по Своей Божественной любви к людям, и по той же неизреченной любви предал Он Себя на смерть как пастырь добрый за стадо Свое. Человек, сам себя убивающий, не имеет власти над своей душой, и потому убивает он себя не по собственной власти, а по власти греха, или диавола, или [по власти] каких-либо тяжелых обстоятельств. Точно так же и человек, умерщвляемый другими, не обладает властью над собственной душой и не может перед убийцами сказать о своей душе: имею власть положить ее, ибо в данном случае должен будет он положить свою душу, отнюдь того не желая. Только Господь Иисус мог сказать это, то есть имею власть положить ее, в присутствии иудеев, Своих убийц. Обладая такой властью, мог Он одним-единственным чудом, вовсе для Себя не трудным, сделать так, чтобы все иудеи погибли еще до того, как пригвоздят Его ко кресту. Однако наперед взирал Он на спасительные плоды Своей смерти и потому добровольно предал Себя на убиение.

И власть имею опять принять ее. Этими словами предвещает Он Свое воскресение. Следовательно, Господь и умер, и воскрес по Своей Божественной власти.

О Господи всемогущий и человеколюбивый, как дивно устроил Ты человеческое спасение по Своей Божественной силе и любви! Помоги нам принять и усвоить это спасение, и паки молимся – помоги. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ, МУЧЕНИКИ ВИКТОР И СОСФЕН

Святая великомученица Евфимия всехвальная была дочерью христиан – сенатора Филофрона и Феодосии. Она пострадала за Христа в г. Халкидоне, расположенном на берегу Босфора, напротив Константинополя, около 304 года.

Халкидонский правитель Приск разослал приказание всем жителям Халкидона и его окрестностей явиться на языческий праздник поклониться и принести жертву идолу Арея, угрожая великими муками тому, кто не исполнит приказания. Во время этого нечестивого празднества 49 христиан скрывались в одном доме, где тайно совершали Божественную службу Истинному Богу. Среди молящихся находилась и юная девица Евфимия. Вскоре о местопребывании христиан стало известно, и они были приведены к Приску для ответа. В течение 19 дней мучеников подвергали различным пыткам и истязаниям, но никто из них не поколебался в вере и не согласился принести жертву идолу. Разгневанный правитель, не зная, каким еще способом принудить христиан к отречению, послал их на суд к императору Диоклетиану, но отделил от них самую юную – девицу Евфимию, надеясь, что она, оставшись одна, не выдержит испытаний.

Святая Евфимия, разлученная со своими братьями по вере, усердно молилась Господу Иисусу Христу, чтобы Он Сам укрепил ее в предстоящем подвиге. Сначала Приск уговаривал святую отречься, обещая земные блага, потом дал приказание мучить ее. Мученица была привязана к колесу с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела. Святая громко молилась. И вот, колесо само собой остановилось и не двигалось при всех усилиях палачей. Сошедший с неба Ангел Господень снял Евфимию с колеса и исцелил от ран, святая же с веселием благодарила Господа.

Не вразумившись чудом, мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскаленную печь. Но те, увидев в пламени двух грозных Ангелов, отказались исполнить приказание правителя и сами уверовали в Бога, Которому поклонялась Евфимия. Дерзновенно возгласив, что и они христиане, Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они были отданы на съедение зверям. Во время казни они взывали к милосердию Божию, чтобы Господь и их принял в Царство Небесное. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Звери же даже не дотронулись до их тел.

Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать новый ров, наполнил его ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтобы мученица не знала о приготовленной ей казни; но и тут святая Евфимия осталась невредимой, легко прошедши надо рвом. Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона.

Впоследствии на могиле великомученицы Евфимии был возведен величественный храм. В этом храме происходили заседания IV Вселенского Собора в 451 году, во время которых святая великомученица чудесным образом подтвердила православное исповедание, положив предел ереси монофизитов, о чем подробно сказано в день воспоминания этого чуда II июля.

По взятии Халкидона персами в 617 году мощи святой великомученицы Евфимии перенесены были в Константинополь (около 620 г.). В период иконоборческой ереси рака с мощами святой Евфимии оказалась брошенной в море. Благочестивые корабельщики извлекли их. Впоследствии они попали на остров Лемнос, а в 796 году были возвращены в Константинополь.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ "ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ"

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «При­з­ри на сми­ре­ние», бы­ла яв­ле­на в 1420 го­ду в Псков­ской зем­ле, на озе­ре Ка­мен­ном. Об­сто­я­тель­ства чу­дес­но­го яв­ле­ния неиз­вест­ны, но мож­но сде­лать пред­по­ло­же­ние о том, что свя­тая ико­на бы­ла об­ре­те­на пско­ви­тя­на­ми в уте­ше­ние, ко­гда они тер­пе­ли боль­шие бед­ствия во вре­мя кня­же­ния Ва­си­лия II Дмит­ри­е­ви­ча: мо­ро­во­го по­вет­рия и втор­же­ние при­шед­ше­го за­во­е­вы­вать псков­ские зем­ли ли­тов­ско­го кня­зя Ви­то­вта. В псков­ской ле­то­пи­си есть два сви­де­тель­ства о свя­той иконе. Од­но из них гла­сит: «В ле­то 6934 (1426) за ста­рым Ко­ло­жем, на Ка­мене озе­ре, бысть зна­ме­ние: от ико­ны Свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы идя­ше кровь, ме­ся­ца сеп­тев­риа в 16 день; сие убо зна­ме­ние про­яви на­хож­де­ние по­га­но­го кня­зя Ви­то­вта и мно­гое про­ли­тие хри­сти­ан­скых кро­вей». В дру­гом, бо­лее пол­ном ука­за­нии на чу­дес­ное зна­ме­ние от об­ра­за, го­во­рит­ся: «В ле­то 6934 (1426), тоя же осе­ни, бысть зна­ме­ние от ико­ны Свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы, на Ка­мене озе­ре, у Ва­си­лия у дво­ра: шла кровь из пра­ва­го ока, и на ме­сто ка­па­ла, где сто­я­ла, и на пу­ти шла кровь, как вез­ли, от ико­ны в убрус, как в Псков про­во­ди­ли ико­ну Пре­чи­стыя, ме­ся­ца сен­тяб­ря в 16. На па­мять свя­тыя ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ев­фи­мии».

Сле­до­ва­тель­но, 16 сен­тяб­ря ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла пе­ре­не­се­на в Псков и по­ме­ще­на в со­бор­ном хра­ме во имя Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы. В па­мять это­го пе­ре­не­се­ния и бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние чу­до­твор­ной иконе в этот день.

В Тро­иц­ком со­бо­ре, очень по­чи­та­е­мом ве­ру­ю­щи­ми Пско­ва, пре­бы­ва­ло мно­го пра­во­слав­ных свя­тынь, сре­ди ко­то­рых мож­но упо­мя­нуть чу­до­твор­ную Чир­скую ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, со­хра­нив­шу­ю­ся до на­ше­го вре­ме­ни, Тих­вин­ский об­раз Бо­го­ма­те­ри, мно­же­ство цен­ной цер­ков­ной утва­ри, кня­же­ских гра­мот и дру­гих ис­то­ри­че­ских и куль­тур­ных па­мят­ни­ков. Од­на­ко в опи­си риз­ни­цы Тро­иц­ко­го со­бо­ра, со­став­лен­ной в XIX ве­ке, уже нет упо­ми­на­ния о ста­рин­ной иконе «При­з­ри на сми­ре­ние». Так как Псков в опи­сы­ва­е­мые вре­ме­на ча­сто под­вер­гал­ся опу­сто­ши­тель­ным по­жа­рам, мож­но пред­по­ло­жить, что древ­няя чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри по­гиб­ла во вре­мя од­но­го из по­стиг­ших со­бор­ный храм сти­хий­ных бед­ствий.

Спис­ков с чу­до­твор­но­го об­ра­за из­вест­но немно­го. Один из них, кон­ца XVII ве­ка, на­хо­дит­ся в ки­ев­ской Фло­ров­ской Воз­не­сен­ской жен­ской оби­те­ли, а вто­рой по­ме­щен в глав­ный храм ки­ев­ско­го Свя­то-Вве­ден­ско­го муж­ско­го мо­на­сты­ря.

В Вве­ден­ский храм спи­сок с ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (XIX ве­ка) был пе­ре­дан в дар в 1992 го­ду схи­мо­на­хи­ней Фе­о­до­рой († 1994 г.), ко­то­рая хра­ни­ла его у се­бя в те­че­нии 55 лет. Об­раз, уста­нов­лен­ный в спе­ци­аль­ный ки­от, при­вле­кал к се­бе мно­го­чис­лен­ных ве­ру­ю­щих сво­ей необы­чай­ной кра­со­той. В ав­гу­сте 1993 го­да ли­ки Бо­го­ро­ди­цы с Бо­же­ствен­ным Мла­ден­цем чу­дес­ным об­ра­зом от­пе­ча­та­лись на стек­ле, при­кры­вав­шем ико­ну и не со­при­ка­сав­шем­ся с ней. В ре­зуль­та­те все­сто­рон­не­го ис­сле­до­ва­ния, про­ве­ден­но­го ки­ев­ски­ми уче­ны­ми, бы­ло уста­нов­ле­но, что изо­бра­же­ние на стек­ле ор­га­ни­че­ско­го про­ис­хож­де­ния и яв­ля­ет­ся неру­ко­твор­ным, и в то же вре­мя они не смог­ли дать на­уч­но­го объ­яс­не­ния про­изо­шед­ше­му чу­ду. Стек­ло с чу­дес­ным отоб­ра­же­ни­ем бы­ло уста­нов­ле­но в ки­о­те ря­дом с ико­ной.

Ука­зом Си­но­да Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной церк­ви 9 (22) но­яб­ря 1995 го­да ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «При­з­ри на сми­ре­ние», пре­бы­ва­ю­щая в ки­ев­ском Свя­то-Вве­ден­ском мо­на­сты­ре, при­зна­на чу­до­твор­ной. Сви­де­тель­ством бла­го­дат­ной по­мо­щи лю­дям и ис­це­ле­ния недуж­ных, об­ра­щав­ших­ся к Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це с мо­лит­ва­ми, яв­ля­ют­ся мно­го­чис­лен­ные укра­ше­ния ико­ны.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Призри на смирение», глас 4

Необори́мая стена́ о́браз Тво́й и исто́чник чуде́с,/ я́коже дре́вле от Него́ заступле́ние Твое́ гра́ду Пско́ву дарова́ла еси,/ та́ко и ны́не на́с от все́х бе́д и скорбе́й ми́лостивно изба́ви/ и спаси́ ду́ши на́ша я́ко любвеоби́льная Ма́ти.

Перевод: Неприступная стена образ Твой и источник чудес, как прежде Ты даровала от него защиту Твою городу Пскову, так и сейчас нас от всех бед и скорбей сострадательно избавь и спаси души наши, как исполненная любви Матерь.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Призри на смирение», глас 3

Пренепоро́чная Де́во,/ отображе́ние Ли́ка Твоего́ чту́щих благода́рныя да́ры прие́млеши,/ живы́м и ме́ртвым помога́еши,/ гра́д и страну́ на́шу заступа́еши,/ и к Сы́ну Твоему́ моли́твы прино́сиши,// и спа́саеши все́х на́с.

Перевод: Пренепорочная Дева, образ Лика Твоего почитающих благодарные дары принимая, Ты помогаешь живым и мертвым, город и страну нашу защищаешь, и к Сыну Твоему молитвы возносишь, и спасаешь всех нас.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Призри на смирение»

О, Пресвята́я Госпоже́, Де́во Богоро́дице, вы́сшая Херуви́м и Честне́йшая Серафи́м, Богоизбра́нная Отрокови́це! При́зри с высоты́ небе́сной ми́лостивным Твои́м о́ком на на́с, недосто́йных рабо́в Твои́х, со умиле́нием и слеза́ми моля́щихся пред Пречи́стым о́бразом Твои́м; не лиши́ на́с Твоего́ заступле́ния и покро́ва Держа́внаго в стра́нствии се́м земно́м, многоско́рбном и многомяте́жнем. Спаси́ на́с в поги́бели и ско́рби су́щих, воздви́гни из глубины́ грехо́вныя, просвети́ у́м на́ш, омраче́нный страстьми́ и уврачу́й я́звы ду́ш и теле́с на́ших! О, Всеще́драя Ма́ти Человеколюби́ваго Влады́ки! Удиви́ на на́с пребога́тыя ми́лости Твоя́, укрепи́ немощну́ю во́лю на́шу к де́ланию за́поведей Христо́вых, умягчи́ окамене́лая се́рдца на́ша любо́вию к Бо́гу и бли́жним, да́руй на́м сокруше́ние серде́чное и покая́ние и́стинное, да очи́стившеся от скве́рны грехо́вныя, сподо́бимся ми́рныя христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем и нелицеприя́тнем Суде́ Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Ду́хом, подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Призри на смирение»

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чте́м святы́я ико́ны Твоея́// чуде́сное отображе́ние.