Доброго дня! Господи, благодарю Тебя за все, что со мною будет, ибо твердо верю, что любящим Тебя все содействует ко благу, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Иегудиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., мч. Лонгина сотника иже при Кресте Господни, прп. Лонгина, вратаря Печерского, свт. Иоанна, митр. Тобольского и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
Господни ученики срывают колосья, растирают их руками и едят в субботу. Дело очень маловажное и на вид, и по существу своему; между тем фарисеи не утерпели и укорили их. Что заставило их поднимать об этом речь? На вид - неразумная ревность, а в существе - дух пересудливости. Этот за все цепляется, и все представляет в мрачном виде беззаконности и пагубности. Это немощь, в большей или меньшей степени, почти общая у людей не внимающих себе. Словом не всякий выскажет пересудливые мысли, а удержаться от них редкий удерживается. Кто-то приседит сердцу и разжигает его на пересуды - оно и источает их. Но в то же самое время пересудчик сам готов на недобрые дела, лишь бы только никто не видал, и непременно состоит в недобром порядке в каком-либо отношении; он как-будто затем и судит и осуждает, чтобы чувство правды, оскорбленное и подавленное в себе, вознаградить нападками на других, хоть бы то и неправыми. Правдолюбивый и стоящий в правде, зная, как трудно достается исправность в делах, а еще более в чувствах, никогда не станет судить; он скорее готов бывает покрыть снисхождением не только малое, но и великое преступление других. Господь не судит пересудчиков фарисеев, а снисходительно толкует им, что ученики сделали поступок, который всякий, рассудив как следует, может извинить. И всегда почти так бывает: рассуди о поступке ближнего и найдешь, что он совсем не имеет того важного, ужасающего характера, который показался тебе в нем с первого раза.
Лк. 6, 1-10:
В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.
Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?
Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
Ка́к он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?
И сказал им: Сын Человеческий есть Господин и субботы.
Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.
Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.
Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что́ должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.
И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.
Из Охридского Пролога за 16 октября
Рассуждение:
Первое явление святого мученика Лонгина. Много лет прошло со времени мученической кончины святого Лонгина, когда случилось ослепнуть некой вдовице в Каппадокии. Врачи нисколько не смогли ей помочь. Как-то раз пришла ей в голову мысль пойти в Иерусалим и поклониться святыням – может быть, хоть там обретет она какую-либо помощь. Был у нее и единственный сын, еще мальчик, служивший ей поводырем. Но едва добрались они до Иерусалима, как ее сын заболел и умер. О, сколь безмерной была скорбь слепой матери! Утратив зрение, теперь потеряла она и единственного сына, глаза которого доселе ее водили! Однако в этой ее беде и невыразимой тоске явился ей святой Лонгин и утешил обещанием, что и зрение ей вернет, и сына в небесной славе покажет. Поведал он ей всё и о себе и отправил ее за город на свалку, чтобы откопала она там его голову, – а дальше она сама увидит, что́ с ней произойдет. Встала женщина и на ощупь, шатаясь и спотыкаясь, кое-как вышла за город, а затем позвала людей и попросила их отвести ее на главную свалку и там оставить. Когда подвели ее к самой большой куче мусора, она наклонилась и стала разгребать завал, имея твердую веру, что найдет то, что́ повелел искать ей святой Лонгин. Раскапывая мусор, коснулась она главы святого мученика – и в тот же миг открылись ее глаза, и увидела она под своими руками человеческую голову. Исполненная благодарностью к Богу и великой радостью, взяла она главу святого Лонгина, омыла ее, помазала благовонными составами и внесла в свой дом как величайшую драгоценность міра сего.
Проповедь о Божиих горах и безднах
Правда твоя яко горы Божии,
судьбы твоя бездна многа.
Пс.35:7
Горы Божией правды прорезают все горизонты времени и пространства, воздвизаясь от земли до небес и из облаков времени – в безоблачные [высоты] вечности. Не суть ли святые – носители Божией правды? Посмотрите, как прорубают они окна во времени и пространстве! Рожденные во времени, они теперь ликуют в вечности. Жительствуя в вечности, они ниспускаются к нам во время и помогают нам, как крепчайшие братья подают руку слабейшим. Жили они на земле в ограниченном пространстве, а ныне прославляет их вся вселенная. На всех пяти континентах міра сего сооружаются храмы в честь Апостолов, мучеников и прочих Божиих праведников. Таковы суть горы Божией правды: не можете вы их ни ограничить, ни объять, ни приложить к ним какое-либо мерило века сего. Какие горы способны тягаться с горами Божиими? Какие люди могут быть под стать Божиим человекам? Какая слава может сравниться со славой тех, кого возвеличил Бог? О братья мои, возрадуемся же правде Божией и да возвеселимся при виде ее высоких гор.
Судьбы твоя – бездна многа. То есть суды Твоего Промысла не поддаются исследованию, как великая бездна. Иова бросил Ты на гноище, чтобы его прославить; Саула воздвиг на престол, чтобы он сам себя низринул в погибель. Милуешь Ты грешника, подавая ему изобилие и здравие, чтобы он покаялся; бьешь праведника, чтобы укрепить его в вере и надежде!
Твоя Святая Церковь – самая высокая гора Твоей правды, источная и исконная гора многих [прочих гор]. Твоя Святая Церковь, Боже, испытывает Твои суды и Твои пути, и ее обильная и сладчайшая мудрость подобна улью, наполненному медом.
Господи, изгони облака злобы из нашего сердца, чтобы познали мы суды Твои и узрели пути Твои. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
МУЧЕНИК ЛОНГИН СОТНИК
Святой мученик Лонгин сотник, римский воин, нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия святого Креста. Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа. великих и страшных знамений, явленных по смерти Его. Эти события потрясли душу воина. Лонгин уверовал во Христа и всенародно исповедал, что "воистину - это Сын Божий" (Мф. 27,54). (По церковному преданию, Лонгин был тот воин, который пронзил копьем ребра распятого Спасителя и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз.)
После казни и погребения Спасителя Лонгин со своим отрядом стоял на страже у Гроба Господня. Здесь воины сподобились видеть Пресветлое Христово Воскресение. Иудеи подкупом склоняли их лжесвидетельствовать, будто тело Христа похитили Его ученики. Лонгин и два его соратника не соблазнились иудейским золотом. Уверовав в Спасителя, воины приняли Крещение от апостолов и решили оставить службу. Лонгин покинул Иудею и отправился с проповедью о Христе Иисусе, Сыне Божием, на свою родину, в Каппадокию. За ним последовали и два его соратника. Пламенное слово подлинных участников великих событий в Иудее всколыхнуло сердца и умы каппадокийцев; христианство стало быстро распространяться в городе и окрестных селениях. Узнав об этом, иудейские старейшины убедили Пилата направить в Каппадокию отряд воинов, чтобы убить Лонгина и его сподвижников. Посланный отряд прибыл в родное селение Лонгина; бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привел их в свой дом. За трапезой воины рассказали о цели своего прибытия, не зная, что хозяин дома - тот человек, которого они ищут. Тогда Лонгин и его сподвижники назвали себя и просили изумленных воинов, не смущаясь, исполнить свой долг воинского повиновения. Воины хотели отпустить святых и даже советовали им бежать, но сподвижники отказались это сделать, проявив твердую волю принять страдания за Христа. Святые мученики были обезглавлены, и их тела погребены там, где завещали святые, а отсеченные головы отправлены к Пилату. Пилат приказал бросить головы мучеников на мусорную свалку вне стен города. Спустя некоторое время одна слепая женщина пришла в Иерусалим, чтобы поклониться святыням. Во сне ей явился святой Лонгин и сказал, чтобы она нашла его голову и погребла ее. Слепую проводили к свалке. Коснувшись головы мученика, женщина прозрела. Она благоговейно отнесла честную главу в Каппадокию и там погребла.
Тропарь мученику Лонгину сотнику, иже при Кресте Господни, глас 4
Му́ченик Твой, Го́споди, Ло́нгин,/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Мученик Твой, Господи, Лонгин подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак мученику Лонгину сотнику, иже при Кресте Господни, глас 4
Ве́село возра́довася Це́рковь/ в па́мяти днесь приснопа́мятнаго страда́льца Ло́нгина, взыва́ющи:// Ты моя держа́ва, Христе́, и утвержде́ние.
Перевод: Радостно восторжествовала Церковь сегодня в день памяти достойного постоянного воспоминания мученика Лонгина, взывая: «Ты моя сила, Христос, и крепость».
Молитва мученику Лонгину сотнику, иже при Кресте Господни
О, святы́й му́чениче Ло́нгине! Пила́том повеле́но тебе́ бы́ло с воинами ста́ти на стра́же при кресте́ Го́спода Иису́са. Ты́ же, неду́говав очи́ма и исцеле́в от ка́пли кро́ви Го́спода, капнувшей тебе́ в о́чи, обре́л и духо́вное прозре́ние и, ви́дя чудеса́, при распя́тии Го́спода происходившие, и тру́с, и со́лнечное затмение, и ме́ртвых из гробо́в воскресе́ние, испове́дал я́вно Иису́са Христа́ Сыно́м Бо́жиим. И с кустоди́ею у гро́ба Госпо́дня находя́сь, и Воскресе́ние Христо́во в тре́пете зря́, сре́бренники, даваемые синедрионом за скрытие воскресе́ния, ты́ отве́рг и, Христа́ пропове́дав, во главу́ усе́чен бы́в. И по усечении главы́ вдове́ не́коей, очи́ма неду́говавшей, во сне́ явившись, и е́й, обретшей честну́ю главу́ твою́, прозре́ние дарова́л еси́. Мо́лим тя́, святы́й му́чениче Христо́в Ло́нгине, боля́щим очи́ма яви́ ско́рую по́мощь твою́ и исцели́ и́х, дабы́, освободившись от неду́га своего́, не захотели они́ ви́дети ничего́, распаляющаго сластолю́бие, но к созерца́нию духо́вной красоты́ устремились, сла́вя Бо́га. Ами́нь.
Молитва 2-я мученику Лонгину сотнику, иже при Кресте Господни
О, святы́й уго́дниче Бо́жий, му́чениче Ло́нгине! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и помощи́ нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 3-я мученику Лонгину сотнику, иже при Кресте Господни
О, святы́й му́чениче Ло́нгине со́тниче! Ты некогда на стражи при Кресте Спасителя Пилатом поставлен был еси, обаче, ви́дя чудеса́, при распя́тии Го́спода бы́вшая, и трус, и затме́ние со́лнца, и ме́ртвых из гробо́в воскресе́ние, испове́дал еси́ я́ве Иису́са Сы́на бы́ти Бо́жия и, истину сию небоязненно повсюду проповедовав, во главу́ усече́н был еси́.
Ныне же, Престолу Божию предстоя, призри с небесе на просящих твоея́ по́мощи и я́ко при́сный благоде́тель и хода́тай, моли́ Христа́ Бо́га, да сохрани́т нас от вся́каго лю́таго обстоя́ния, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нник и междоусо́бныя бра́ни. Да не осу́дит Господь нас, гре́шных, по беззако́нием на́шим, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от Всеще́драго Бо́га, но во сла́ву свята́го и́мене Его́ и в прославле́ние кре́пкаго твоего́ заступле́ния.
Моли́ся, святче Божий, да пода́ст нам Госпо́дь тишину́ в по́мыслех, воздержа́ние от па́губных страсте́й и от вся́кия скве́рны, и да укрепи́т во всем ми́ре Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь, ю́же стяжа́л есть честно́ю Свое́ю Кро́вию, да утверди́т в ней ду́х живы́я пра́выя ве́ры и благоче́стия, да вся ве́рная ча́да ея́, чи́стии от суему́дрия и суеве́рия, ду́хом и и́стиною покланя́ются Ему́ и усе́рдно творят за́поведи Его́, да вси мы в ми́ре и благоче́стии поживе́м в настоя́щем ве́це и дости́гнем блаже́нныя ве́чныя жи́зни на Небеси́, благода́тию Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.