Доброго дня! Господи, не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени Твоего святого Сам води и управляй мною, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Уриила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, прор. Аггея, прп. Софии Суздальской и иных святых сего дня.
Свт. Феофан Затворник:
История течет и, кажется, неумолимо определяет частные события. Сколько было подготовок к принятию Спасителя!. . . Наконец, пришел ближайший Его указатель, Иоанн, но вышло что? С Иоанном "поступили, как хотели"; и Сын Человеческий уничижен и пострадал. Течения событий нельзя было переломить: оно взяло свое. Так и всегда текущая история все увлекает вслед себя. Спрашивается теперь: где же свобода? И что она будет такое, при таком порядке событий? Не более, как призрак. Так обычно рассуждают фаталисты. Но эта всеопределяющая необходимость течения событий только кажущаяся; на деле все события человеческие, и общие и частные, плод свободных начинаний человека. Общее течет именно так потому, что все или большинство того хотят; и частное входит в соглашение с общим, потому что тот и другой в частности того хотят. Доказательство тому на лицо: среди доброго общего бывают частности худые; и среди худого общего бывают частности добрые. И еще: среди крепко сложившегося общего зарождаются частности, которые, разрастаясь и укрепляясь более и более, пересиливают прежнее общее и занимают его место. Но эти частности всегда дело свободы. Что общего у христианства с характером времени, в которое оно зачалось? Оно засеменено несколькими лицами, которые не были порождением необходимого течения историй; оно привлекало желающих, крепко расширялось и стало общим делом тогдашнего человечества, а все-таки оно было делом свободы. То же и в худом направлении: как развратился Запад? Сам себя развратил: стали вместо Евангелия учиться у язычников и перенимать у них обычаи - и развратились. То же будет и у нас: начали мы учиться у отпадшего от Христа Господа Запада, и перенесли в себя дух его, кончится тем, что, подобно ему, отшатнемся от истинного христианства. Но во всем этом ничего нет необходимо определяющего на дело свободы: захотим, и прогоним западную тьму; не захотим, и погрузимся, конечно, в нее.
Мр. 9, 10-16:
И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.
И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?
Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.
Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.
Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.
Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.
Он спросил книжников: о чем спорите с ними?
Из Охридского Пролога за 16 декабря
Рассуждение:
Большие труды прилагали святые к тому, чтобы обуздать в себе гордость и самочиние и навыкнуть совершенному послушанию и преданности либо своим предстоятелям, пока они были живы, либо Самому Богу. Монастырь преподобного Саввы Освященного отличался особой дисциплиной, порядком и безропотным послушанием. Когда преподобный Иоанн Дамаскин поступил в эту Лавру, никто из знаменитых духовников не осмелился взять к себе в послушники столь прославленного вельможу и писателя. Тогда игумен вручил его простому, но строгому старцу. Старец приказал Иоанну ничего не делать без его ведома и разрешения. Тем временем, однако, в монастыре скончался один инок, имевший в обители родного брата. Этот брат впал в безмерную печаль, скорбя об усопшем. Дабы утешить тоскующего брата, Иоанн написал посмертные стихи умершему – известные песнопения на отпевании, которые Церковь совершает и по сей день. Составив их, Иоанн стал их напевать. Услышав пение, его старец весьма разгневался и прогнал Иоанна от себя. Узнав об этом изгнании Иоанна, некоторые из братий решились пойти к старцу и стали его просить, чтобы простил он Иоанна и принял его обратно. Но старец пребыл непоколебимым. Иоанн горько сетовал и рыдал о том, что преступил заповедь своего старца. И снова братия ходатайствовала пред старцем за Иоанна, прося его назначить ему какую-нибудь епитимию, а потом его простить. Тогда старец наложил на ученика следующую епитимию: если хочет он прощения, то должен собственными руками вычистить и вымыть все отхожие места во всех монастырских кельях. Опечаленные братья сообщили об этом Иоанну, полагая, что тот скорее покинет монастырь, нежели это сделает. Однако Иоанн, услышав о повелении старца, весьма обрадовался и охотно его выполнил. Видя это, старец расплакался, обнял Иоанна и сквозь слезы сказал: «О, какого страдальца во Христе я родил! О, и впрямь этот человек – истинный сын святого послушания!»
Проповедь о Моисее
Моисей же был человек кротчайший
из всех людей на земле.
Чис. 12:3
Муж избранный, великий чудотворец, прообраз Господа Иисуса Христа в чудодеяниях, победитель в Египте, победоносец в пустыне, вождь народа – [казалось бы] как ему не возгордиться! Но если бы он возгордился, то не был бы всем тем, чем был на самом деле. Гордятся те, кто считает, что в этом міре делает свое дело, а не Божие, и кто думает, что собственными силами добивается успеха, а не Божиими. Великий же Моисей знал, что он совершитель Божия дела и что сила, которой он действовал, была от Бога, а не от него самого. Оттого-то и не превознесся он ни страшными чудесами, которые сотворил, ни грандиозными победами, которые одержал, ни мудрыми законами, которые дал народу. Господь крепость моя и слава моя, – сказал Моисей (Исх. 15:2). Из всего сонма израильтян в пустыне никто столь не чувствовал собственной своей немощи, как сей [муж], величайший в том собрании. В каждом деле, на всяком месте и в любой момент чаял он помощи только от Бога. Что сотворю?– спрашивал он Бога, взывая к Нему и неустанно прислушиваясь к Божию ответу и [ожидая действия] Божией силы. Кротчайший из всех людей на земле. Ибо все прочие полагались в чем-то на самих себя, уповая на себя хоть отчасти, а он – нисколько. Весь он был погружен в Бога, всецело уничижая себя пред Богом. Если нужно было кормить и поить народ, он обращался к Богу; если предстояла битва с врагами – воздвигал руки к небу; если надлежало утихомирить народное возмущение – вопиял к Богу. Кроткий, прекроткий Моисей! И Бог воздал Своему верному служителю великой славой. Удостоил его Бог явиться на Фаворе вместе с Илией пред Господа Спасителя.
О Господи, Боже кротких, Пастырь добрых, соделай и нас кроткими, подобно Моисею и Апостолам. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРОРОК АГГЕЙ
Святой пророк Аггей - десятый из 12 малых пророков. Родился в Вавилоне, в эпоху рабства Израиля. Он был из колена Левиина и пророчествовал при персидском царе Дарии Гистаспе (за 500 лет до Р.Х.). По возвращении иудеев из Вавилонского плена юношей посетил Иерусалим. Побуждал Зоровавеля и священника Иисуса воссоздать Господень храм в Иерусалиме, предрекая новому храму славу вящую, нежели бывшему храму Соломонову. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф (Агг. 2:9). Ибо в этом новом храме явится Господь Спаситель. Дожил он до той поры, когда увидел часть храма, восстановленного Зоровавелем. Умер в старости и приложился к своим предкам.
Тропарь пророку Аггею, глас 2
Проро́ка Твоего́ Агге́я па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Пророка Твоего Аггея память Господи, празднуя и его призывая, Тебя молим: «Спаси души наши!»
Кондак пророку Аггею, глас 4
Просвети́вшееся ду́хом чи́стое твое́ се́рдце,/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище:/ зри́ши бо, я́ко настоя́щая, дале́че су́щая;/ сего́ ра́ди тя почита́ем,// проро́че блаже́нне Агге́е сла́вне.
Перевод: Просвещенное Духом чистое твое сердце стало вместилищем яснейшего пророчества: ибо видишь ты далекое будущее, как настоящее. Потому мы почитаем тебя, пророк блаженный, Аггей славный.