28 мая день памяти Святителя Исаии, епископа Ростовского

28.05.2021

СВЯТИТЕЛЬ ИСАИЯ РОСТОВСКИЙ, ЕПИСКОП

Свя­ти­тель Ис­а­ия ро­дил­ся неда­ле­ко от Ки­е­ва в се­мье бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей и был вос­пи­тан в пра­во­слав­ной ве­ре. В юные го­ды он оста­вил су­ет­ность ми­ра и при­шел в Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь, где был по­стри­жен пре­по­доб­ным Фе­о­до­си­ем в мо­на­ше­ство. Ис­пы­ты­вая го­ря­чую лю­бовь к Спа­си­те­лю, мо­ло­дой инок жил в стро­гих и су­ро­вых по­дви­гах по­ста и мо­лит­вы. При этом он был кро­ток, сми­ре­нен, по­слуш­лив, нес­тя­жа­те­лен, бра­то­лю­бив, воз­дер­жа­ни­ем и тер­пе­ни­ем умерщ­влял плот­ские стра­сти. И бла­го­да­ря доб­ро­де­те­лям муд­ро­сти, ду­хов­но­го му­же­ства и це­ло­муд­рия, пом­ня сло­ва древ­не­го стар­ца: «Кре­пость в че­ло­ве­ке за­ви­сит не от при­ро­ды че­ло­ве­ка, ко­то­рая под­вер­же­на пе­ре­ме­нам, но от ре­ши­тель­но­го на­ме­ре­ния, укреп­лен­но­го по­мо­щью Бо­жи­ей», он по­сто­ян­но ду­хом воз­но­сил­ся к гор­не­му Иеру­са­ли­му.

Сла­ва о по­дви­гах юно­го Ис­а­ии ско­ро рас­про­стра­ни­лась за пре­де­лы оби­те­ли. И ко­гда скон­чал­ся Вар­ла­ам, пер­вый игу­мен мо­на­сты­ря, по­стро­ен­но­го на кня­же­ском дво­ре во имя св. ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия, то Ки­ев­ский ве­ли­кий князь Изя­с­лав Яро­сла­вич про­сил се­бе, как ве­ли­кий дар, у бла­жен­но­го Фе­о­до­сия Ис­а­ию в на­сто­я­те­ли оби­те­ли. И в 1065 го­ду, по бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия, свя­той Ис­а­ия был воз­ве­ден в игу­ме­ны. Бла­жен­ный, при­няв этот вы­со­кий сан, был бла­го­ис­кус­ным для бра­тии на­став­ни­ком и доб­рым пас­ты­рем сло­вес­но­го ста­да. Став игу­ме­ном, он по­мыш­ляя все­гда о Гос­по­де, про­дол­жал пре­бы­вать в сми­ре­нии, мо­лит­вен­ном и те­лес­ном тру­де. Ви­дя у се­бя в мо­на­сты­ре та­ко­го свя­то­го му­жа, князь Изя­с­лав ра­до­вал­ся ду­хом и бла­го­да­рил Гос­по­да и пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия, бла­го­сло­вив­ше­го Ис­а­ию на игу­мен­ство в мо­на­сты­ре св. Ди­мит­рия. Пре­по­доб­ный Ис­а­ия, как пре­успев­ший в бла­го­че­стии и ис­пол­нен­ный Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти, при­ни­мал уча­стие в 1078 го­ду в со­бор­ной мо­лит­ве Пе­чер­ских стар­цев о пре­льщен­ном бе­сом по­движ­ни­ке Ни­ки­те (впо­след­ствии епи­ско­пе Нов­го­род­ском). Но для ве­ли­ко­го све­тиль­ни­ка по­сле по­дви­га на­сто­я­тель­ства в оби­те­ли, и по­сле де­ся­ти­лет­не­го игу­мен­ства пред­сто­я­ло апо­столь­ское слу­же­ние. В том же 1078 го­ду по­сле смер­ти свя­ти­те­ля Леон­тия, епи­ско­па Ро­стов­ско­го, свя­той Ис­а­ия был воз­ве­ден на Ро­стов­скую епи­скоп­скую ка­фед­ру. В то вре­мя Ро­стов­ская епар­хия за­ни­ма­ла об­шир­ное про­стран­ство. В нее вхо­ди­ли Яро­слав­ская, Вла­ди­мир­ская, Ни­же­го­род­ская, Ко­стром­ская, Во­ло­год­ская и ча­стич­но Мос­ков­ская, Твер­ская, Оло­нец­кая зем­ли. Язы­че­ские на­ро­ды это­го края бы­ли под­вер­же­ны мно­же­ству суе­ве­рий, кро­ва­вых обы­ча­ев, га­да­ний и ча­ро­действ. Мно­го по­тру­дил­ся доб­рый пас­тырь Леон­тий для про­све­ще­ния об­ла­сти Ро­стов­ской, но еще мно­го на­шел там языч­ни­ков доб­лест­ный его пре­ем­ник. По­это­му свя­ти­тель Ис­а­ия, ска­за­но в древ­нем жи­тии его, «най­дя лю­дей но­во­про­све­щен­ных, еще не утвер­див­ших­ся в ве­ре, усерд­но на­по­ял их уче­ни­ем сво­им». Он с мис­си­ей апо­столь­ской про­по­ве­ди о Хри­сте Иису­се об­хо­дил Ро­сто­во-Яро­слав­ские пре­де­лы, всю­ду «идоль­скую лесть по­па­ляя» и бес­страш­но сжи­гая язы­че­ских ку­ми­ров. Ели­цы во Хри­ста кре­сти­сте­ся, во Хри­ста об­ле­ко­сте­ся (Гал.3,27), – про­из­но­сил свя­ти­тель, умо­ляя хри­сто­име­ни­тое ста­до свое быть креп­ким в ве­ре и в жиз­ни под­ра­жать Хри­сту.

В од­ной сти­хи­ре пре­крас­но вы­ра­жен дух слу­же­ния св. Ис­а­ии: «Что тя на­ре­чем, свя­ти­те­лю? Ан­ге­ла, яко без­п­ло­тен на зем­ли по­жил еси, апо­сто­ла, яко на­учил еси бла­го­ве­рию рос­сий­ския кон­цы, му­че­ни­ка же, яко Хри­ста ра­ди до смер­ти под­ви­зал­ся еси, об­ра­щая лю­ди от тьмы нече­стия и при­во­дя их на па­жить бо­го­ра­зу­мия».

Уте­ше­ни­ем свя­ти­те­ля Ис­а­ии бы­ло уча­стие в его слу­же­нии ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха. На сред­ства ве­ли­ко­го кня­зя был по­стро­ен в Ро­сто­ве Ве­ли­ком со­бор в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в ко­то­ром бы­ла по­став­ле­на чу­до­твор­ная ико­на, на­пи­сан­ная пре­по­доб­ным Али­пи­ем Ки­е­во-Пе­чер­ским (па­мять 17/30 ав­гу­ста). Свя­ти­тель Хри­стов Ис­а­ия с лю­бо­вью от­но­сил­ся к бед­ным, ни­щим и всем нуж­дав­шим­ся. Гос­подь про­слав­лял Сво­е­го угод­ни­ка, со­вер­шая через него мно­гие зна­ме­ния и чу­де­са.

При бла­го­че­сти­вой дер­жа­ве ве­ли­ко­го кня­зя ки­ев­ско­го Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча, ко­гда на­ста­ло вре­мя освя­ще­ния ве­ли­кой со­бор­ной церк­ви Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, скор­бен был мит­ро­по­лит Иоанн, что не успел со­брать на тор­же­ство сие бо­го­лю­би­вых епи­ско­пов по даль­не­му рас­сто­я­нию их ка­федр. Но бла­го­че­сти­вое его же­ла­ние ис­пол­ни­ли Ан­ге­лы Бо­жии, по­сы­ла­е­мые на служ­бу че­ло­ве­кам для их спа­се­ния. И се­му бла­жен­но­му Ис­а­ии пред­стал в об­ра­зе юно­ше­ском свет­лый Ан­гел и воз­ве­стил о дне освя­ще­ния хра­ма. Немед­лен­но со­брал­ся в путь бо­го­лю­би­вый епи­скоп и был участ­ни­ком ду­хов­но­го тор­же­ства, спо­спе­ше­ству­е­мый си­лою свы­ше, для ко­то­рой нет вре­ме­ни и про­стран­ства. Сам он, ди­вясь чуд­но­му сво­е­му странст­вию, по­ве­дал о том мит­ро­по­ли­ту всея Ру­си Иоан­ну, го­во­ря, что не смел ослу­шать­ся по­ве­ле­ния его и не прий­ти на освя­ще­ние хра­ма. Изу­мил­ся пер­во­свя­ти­тель се­му та­ин­ствен­но­му зо­ву, ибо ни­ко­го не успел по­слать для при­гла­ше­ния епи­ско­пов; див­ное сие стран­ство­ва­ние бы­ло пло­дом по­слу­ша­ния и рев­но­сти к церк­ви Бо­жи­ей. Три епи­ско­па: Ис­а­ия Ро­стов­ский, Лу­ка Бел­го­род­ский, Иоанн Чер­ни­гов­ский – бы­ли со­слу­жи­те­ля­ми мит­ро­по­ли­та Иоан­на при освя­ще­нии «небе­си по­доб­ной» церк­ви Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы 14 ав­гу­ста 1089 го­да, и с ра­до­стью ду­хов­ной воз­вра­тил­ся Ис­а­ия к сво­ей пастве, ко­то­рая при­ня­ла его с ве­ли­ким тор­же­ством, как прис­но­го от­ца сво­е­го.

Не бо­лее го­да по­сле то­го пас свою паст­ву Ро­стов­скую свя­ти­тель Ис­а­ия. Он скон­чал­ся в ми­ре в ле­то от Рож­де­ства Хри­сто­ва 1090, ме­ся­ца мая 15 дня, по­сле три­над­ца­ти­лет­не­го епи­скоп­ства, по­сре­ди пла­ча на­род­но­го. И те же Ан­ге­лы, ко­то­рые пе­ре­но­си­ли его для освя­ще­ния Пе­чер­ской церк­ви, пе­ре­нес­ли его ду­шу в са­мые небе­са в веч­ность.

В 1164 го­ду свя­той бла­го­вер­ный князь Ан­дрей Бо­го­люб­ский за­ло­жил в Ро­сто­ве Ве­ли­ком но­вый ка­мен­ный храм вме­сто по­стра­дав­ше­го от по­жа­ра в 1160 го­ду де­ре­вян­но­го. При рас­коп­ке фун­да­мен­та под юж­ной сте­ной бы­ли об­ре­те­ны мо­щи свя­ти­те­ля Ис­а­ии. Го­во­рит древ­нее пре­да­ние и ле­то­пись: «На­шли гроб бла­жен­но­го Ис­а­ии, от­крыв его, уви­де­ли одеж­ду и те­ло свя­ти­те­ля нетлен­ны­ми и про­сла­ви­ли Бо­га, Ко­то­рый бла­го­во­лил про­сла­вить угод­ни­ка Сво­е­го не толь­ко в жиз­ни, но и по смер­ти; сколь­ко лет про­шло, а одеж­да и те­ло бла­жен­но­го оста­лись непри­кос­но­вен­ны­ми для тле­ния». Мо­щи свя­ти­те­ля по­ста­ви­ли то­гда в церк­ви св. Иоан­на, и так как ка­мен­ный храм ед­ва был окон­чен, как об­ру­шил­ся, то они пе­ре­не­се­ны в со­бор уже в 1231 го­ду и по­ло­же­ны с пра­вой сто­ро­ны в при­тво­ре.

Мо­щи св. Ис­а­ии в пер­вый раз бы­ли об­ре­те­ны вме­сте с мо­ща­ми св. Леон­тия 23 мая 1164 го­да. И с то­го же вре­ме­ни, как вид­но из жи­тия прп. Фе­о­до­сия, «и та­мо чтут его со свя­ты­ми», на­род чтил св. Ис­а­ию за свя­то­го.

Но с те­че­ни­ем мно­гих лет утра­ти­лась па­мять о чу­де­сах его, так что да­же ни­ко­гда не воз­жи­га­ли све­тиль­ни­ка над его гро­бом, ни­ко­гда не при­хо­дил свя­щен­ник с фимиа­мом по­ка­дить над ним, ибо са­мый при­твор все­гда был за­клю­чен. Не по­до­ба­ло, од­на­ко, столь ве­ли­ко­му све­тиль­ни­ку оста­вать­ся под спу­дом. По ру­ко­пис­но­му жи­тию, «ар­хи­епи­скоп со­бор­ной церк­ви, ви­дя, что об­раз св. Ис­а­ии все по­чи­та­ют и по­кло­ня­ют­ся ему, а гроб его (в при­тво­ре со­бо­ра) в небре­же­нии, со­зы­ва­ет 17 мая свя­щен­ни­ков и ка­са­ет­ся чу­до­нос­но­го гро­ба пре­чуд­но­го от­ца – пе­ре­но­сит его от­ту­да в 1474 го­ду и по­ла­га­ет в но­вом гро­бе с че­стью, близ юж­ных две­рей, где и ныне он по­да­ет ис­це­ле­ние». Пер­вым ар­хи­епи­ско­пом Ро­сто­ва был в 1390 го­ду Фе­о­дор. И цер­ков­ное по­чи­та­ние св. Ис­а­ии на­ча­лось с 1474 го­да, со вре­ме­ни пе­ре­не­се­ния мо­щей в храм; к то­му же вре­ме­ни от­но­сит­ся и пер­вое пись­мен­ное из­ло­же­ние его жи­тия. В 1722 го­ду они бы­ли пе­ре­ло­же­ны в се­реб­ря­ную гроб­ни­цу.

25 ап­ре­ля 1920 года по по­ста­нов­ле­нию X Ро­стов­ско­го уезд­но­го съез­да со­ве­тов, несмот­ря на про­те­сты ве­ру­ю­щих, мо­щи св. Ис­а­ии вме­сте с мо­ща­ми свя­ти­те­лей Иг­на­тия и Ди­мит­рия (Са­ви­ча (Туп­та­ло)), прп. Ав­ра­амия Ро­стов­ско­го и прп. Ев­фро­си­нии По­лоц­кой без об­ла­че­ний бы­ли вы­став­ле­ны в цен­тре Успен­ско­го со­бо­ра. Через неде­лю ра­ки с мо­ща­ми свя­тых вер­ну­лись на свои ме­ста. Впо­след­ствии мо­щи свя­ти­те­ля на­хо­ди­лись в де­ре­вян­ной ра­ке в за­кры­том Успен­ском со­бо­ре. В кон­це 80-х годов XX в. часть мо­щей бы­ла пе­ре­ве­зе­на в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву лав­ру, часть пе­ре­да­на Яро­слав­ско­му и Ро­стов­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Пла­то­ну (Удо­вен­ко). В на­сто­я­щее вре­мя чест­ная гла­ва св. Ис­а­ии хра­нит­ся в Се­ра­пи­о­но­вой па­лат­ке в лав­ре, а часть мо­щей по­чи­ва­ет в ро­стов­ском Успен­ском со­бо­ре, в ков­че­ге, пе­ре­дан­ном 5 июня 1999 г. из епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния Яро­слав­ским и Ро­стов­ским ар­хи­епи­ско­пом Ми­хе­ем (Хар­ха­ро­вым).

В «Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке» при­во­дит­ся опи­са­ние внеш­не­го об­ли­ка свя­то­го: «Иже во свя­тых отец наш Ис­а­ия епи­скоп, Ро­стов­ский чу­до­тво­рец, по­до­би­ем рус, бра­да аки Вла­си­е­ва, от ушей по­ши­ре, ри­зы свя­ти­тель­ския, сак­кос пра­зе­ле­ный и омо­фор, на гла­ве кло­бук бе­лый, в ру­ках Еван­ге­лие».

Тропарь святителю Исаие, епископу Ростовскому, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ Росто́ву пресве́тлый свети́льниче,/ святи́телем Богодохнове́нное удобре́ние,/ Иса́ие прему́дре,/ уче́нием бо твои́м вся Росси́йския концы́ просвети́л еси́ благода́тию духо́вною,/ святи́телю блаже́нне,// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Ин тропарь святителю Исаие, епископу Ростовскому, глас 2

В и́ноцех святы́я Ла́вры Пече́рския/ благоиску́сен показа́выйся/ и во архиере́йстем са́не добр па́стырь/ своему́ ста́ду, Боголюбе́зне Иса́ие, бы́вый,/ моли́ о нас Пастыренача́льника Христа́ Бо́га// да поми́лует и спасе́т ду́ши на́ша.

Тропарь святителям Леонтию, Исаие и Игнатию, епископам Ростовским, глас 4

Апо́стольским преда́нием, истинней ве́ре пропове́дницы,/ и от тьмы к све́ту Богоразу́мия челове́ком наста́вницы,/ и за ны к Бо́гу моле́бницы,/ на Небе́сная любо́вь возложи́сте к Лю́бящему вы./ И ны́не на Небеси́ со А́нгелы и со все́ми святы́ми ликовству́юще/ у Престо́ла сла́вы всех Царя́, Христа́ Бо́га на́шего,/ святи́и чудотво́рцы Лео́нтие, и Иса́ие, и Игна́тие,/ моли́те дарова́ти стране́ на́шей мир,/ на враги́ одоле́ние,/ Це́ркви единомы́слие// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Тропарь святителям Ростовским, глас 4

Святи́телие прему́дрии,/ па́ствы ва́шея учи́телие богопросвеще́ннии,/ ве́ру ева́нгельскую в лю́дех преумно́жившии,/ любве́ Небе́сныя на земли́ достоподража́тельнии о́брази,/ лю́ди страны́ Росто́вския и Яросла́вския приобща́вшии спасе́нию,/ служи́телие вои́стинну Бо́жии/ и соприча́стницы апо́столов досто́йнии яви́лися есте́,/ Лео́нтие священному́чениче, Иса́ие, Игна́тие, Иа́кове, Фео́доре/ и златослове́сниче Росси́йский Дими́трие,/ Христа́ Бо́га моли́те/ о архиере́ех, на престо́ле ва́шем прее́мницех,/ о лю́дех, благоче́стно вас почита́ющих,/ о стране́ на́шей правосла́вней// и о всей Христо́вей Це́ркви.

Кондак святителю Исаие, епископу Ростовскому, глас 3

Я́ко гром, возгреме́л еси́ Боже́ственными твои́ми уче́нии в Росси́йстей земли́/ и яви́лся еси́ свети́льник пресве́тел,/ осия́я све́том Богоразу́мия, Иса́ие блаже́нне./ Те́мже вопие́м ти́:// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Ин кондак святителю Исаие, епископу Ростовскому, глас 4

Своего́ епи́скопска са́на тезоиме́нство храня́,/ си́рых, вдови́ц и всех, зле стра́ждущих,/ сам собо́ю посеща́л еси́ любе́зне/ и, ми́лостынею дово́льне тех ущедря́я, я́ко оте́ц,/ сподо́бился еси́ А́нгелы на освяще́ние це́ркве Пече́рския, святи́телю Иса́ие,/ принесе́н бы́ти чу́дне,// с ни́миже моли́ся Го́сподеви о душа́х на́ших.

Кондак святителям Леонтию, Исаие и Игнатию, епископам Ростовским, глас 8

Я́ко во вселе́нней трие́ вели́цыи святи́телие,/ бы́сте вы благоче́стием и доброде́телию наста́вницы Росто́ву/ и, благове́рием прии́мше па́ству, ста́до Христо́во упасо́сте/ и ве́чный поко́й насле́довасте./ Мо́лим вас, святи́и чудотво́рцы,/ пода́ти доброде́телем исправле́ние,/ и боле́знем на́шим исцеле́ние, и собла́зном избавле́ние,/ и душа́м спасе́ние, да зове́м вам:// ра́дуйтеся, гра́ду на́шему Росто́ву похвала́ и утвержде́ние.

Кондак святителям Ростовским, глас 4

Но́ваго Заве́та Бо́га с челове́ки храни́телие,/ ева́нгельских за́поведей исполни́телие,/ в до́брых де́лех соверше́ннии,/ святи́телие му́дрии, преподо́бнии и пра́веднии Богоно́снии,/ зе́млю Росто́вскую и Яросла́вскую/ облагоуха́вшии моли́твами,/ имену́емии вси и неимену́емии,/ явле́ннии и сокрове́ннии,/ предстоя́ще Живонача́льней Тро́ице,/ не отступа́йте от нас ду́хом/ и Боже́ственное милосе́рдие преклони́те к нам,/ да с дерзнове́нием сла́ву Вы́шних Бо́гу вси прино́сим,/ да пребу́дет на земли́ мир неруши́мый,/ любо́вь же и благоволе́ние// посреде́ всех челове́к.