28 июня Начало Петрова поста и день памяти Святителя Михаила, митрополита Киевского и всея Руси, Воронинской иконы Божией Матери (1518).

28.06.2021

СВЯТИТЕЛЬ МИХАИЛ, ПЕРВЫЙ МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ

Мит­ро­по­лит Ми­ха­ил ро­дом из Си­рии. В 988 го­ду, во вре­мя Кре­ще­ния Вла­ди­ми­ро­ва, он был при­слан к ве­ли­ко­му кня­зю в Кор­сунь пат­ри­ар­хом Ца­ре­град­ским Ни­ко­ла­ем Хри­со­вер­гом. Из Кор­су­ни при­был мит­ро­по­лит в Ки­ев вме­сте с ве­ли­ким кня­зем Вла­ди­ми­ром. Ми­ха­ил был рев­ност­ный рас­про­стра­ни­тель хри­сти­ан­ства; про­хо­дя об­шир­ные стра­ны, он на­саж­дал се­ме­на ве­ры Хри­сто­вой. Мит­ро­по­ли­ту Ми­ха­и­лу при­пи­сы­ва­ют по­стро­е­ние Ки­е­во-Зла­то­вер­хо-Ми­хай­лов­ско­го мо­на­сты­ря, а при­быв­шим с ним из Ца­ря­гра­да мо­на­хам – ос­но­ва­ние мо­на­сты­ря Ки­е­во-Ме­жи­гор­ско­го. Ми­ха­ил вез­де, где толь­ко мог стро­ить церк­ви, ста­вил свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов и нис­про­вер­гал идо­лов. Ле­то­пи­си го­во­рят, что на­род, при­леп­лен­ный к древ­не­му суе­ве­рию, не без при­скор­бия смот­рел на со­кру­ше­ние сво­их идо­лов, и ко­гда бог их Пе­рун бро­шен был в Днепр, то тол­па, бе­жав­шая за сво­им идо­лом, кри­ча­ла вслед: "Пе­руне, вы­ды­бай!" т. е. "вы­плы­вай". Ис­ту­кан, стрем­ле­ни­ем вод несо­мый, яко­бы по­ви­ну­ясь гла­су во­пи­ю­щих к нему, при­стал к бе­ре­гу при са­мом том ме­сте, где по­сле, в XI сто­ле­тии, был по­стро­ен мо­на­стырь и на­зван Вы­ду­биц­ким.

Св. Ми­ха­ил скон­чал­ся в Ки­е­ве; мо­щи его по­чи­ва­ют в ве­ли­кой со­бор­ной Пе­чер­ской церк­ви от­кры­то. В над­пи­си при ра­ке его на ре­шет­ке изо­бра­же­но, что свя­ти­тель сей пре­ста­вил­ся в 992 го­ду, по­гре­бен в Де­ся­тин­ной церк­ви; что при Пе­чер­ском игу­мене Фео­к­ти­сте мо­щи его пе­ре­не­се­ны в Ан­то­ни­е­ву пе­ще­ру; а по пред­став­ле­нию ар­хи­манд­ри­та Ро­ма­на Ко­пы и по имен­но­му ука­зу 23 июля 1730 го­да, пе­ре­не­се­ны 1 ок­тяб­ря то­го же го­да в ве­ли­кую цер­ковь (Пе­чер­скую). Ко­гда св. Ми­ха­ил при­чтен к ли­ку угод­ни­ков, неиз­вест­но: по­ла­гать на­доб­но, с са­мо­го пе­ре­не­се­ния мо­щей его в пе­ще­ры, ибо в спис­ке пре­по­доб­ных Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ры зна­чит­ся он и у Каль­но­фой­ско­го в 1638 г.; и в кни­ге Ака­фи­стов с ка­но­на­ми, на­пе­ча­тан­ной в Пе­чер­ской ти­по­гра­фии в 1677 г., в 9 пес­ни, 1 сти­хе Пра­ви­ла пре­по­доб­ных от­цов Пе­чер­ских, по­став­ле­но имя его, как и до­ныне пе­ча­та­ет­ся в сем ка­ноне; но в об­щих ме­ся­це­сло­вах его не бы­ло, как и про­чих пре­по­доб­ных Пе­чер­ских. Уже ука­за­ми Cв. Cи­но­да 15 июня 1762 г., 18 мая 1775 г. и 31 ок­тяб­ря 1784 г. доз­во­ле­но пе­ча­тать служ­бы пре­по­доб­ным: Ми­ха­и­лу, Ан­то­нию, Фе­о­до­сию и про­чим чу­до­твор­цам Пе­чер­ским в кни­гах, из­да­ва­е­мых Лавр­скою ти­по­гра­фи­ею, а ука­зом Св. Си­но­да 6 ав­гу­ста 1795 г. по­ве­ле­но бы­ло со­чи­нить и об­сто­я­тель­ное жиз­не­опи­са­ние свя­ти­те­ля Ми­ха­и­ла для по­ме­ще­ния в Че­тьих Ми­не­ях.

Св. Ми­ха­ил по­чи­та­ет­ся пер­вым Ки­ев­ским мит­ро­по­ли­том. Неко­то­рые ле­то­пи­си на­зы­ва­ют его вто­рым, а пер­вым гре­ка Леон­тия или Лео­ва; в Нов­го­род­ском же ле­то­пис­це рос­пись мит­ро­по­ли­тов на­чи­на­ет­ся с Фе­о­пемп­та (1037 г.). До XIII ве­ка мит­ро­по­ли­ты жи­ли по­сто­ян­но в Ки­е­ве. Опу­сто­ше­ние это­го го­ро­да за­ста­ви­ло их пе­ре­не­сти пре­стол мит­ро­по­лии во Вла­ди­мир на Клязь­му, а по­том, в на­ча­ле XIV ве­ка, в Моск­ву, где и пра­ви­ли они Рос­сий­скою Цер­ко­вью до уста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства (1589 г.). Мит­ро­по­ли­ты Все­рос­сий­ские име­но­ва­лись спер­ва Ки­ев­ски­ми и всея Рос­сии. По уста­нов­ле­нии пат­ри­ар­ше­ства Ки­ев­ские мит­ро­по­ли­ты, по при­чис­ле­нии их к Рос­сий­ской иерар­хии, за­ни­ма­ли пер­вое ме­сто по­сле пат­ри­ар­хов.

Тропарь святителю Михаилу, первому митрополиту Киевскому, глас 4

Днесь проро́чествие во апо́столех Первозва́ннаго испо́лнися:/ се бо на сих гора́х возсия́ благода́ть и ве́ра умно́жися./ И и́же неве́рием обветша́вшии/ Боже́ственною купе́лию отроди́шася/ и бы́ша лю́дие обновле́ния,/ ца́рское свяще́ние, язы́к свят, Христо́во ста́до,/ ему́же ты пе́рвый па́стырь яви́лся еси́,/ я́ко пе́рвее Креще́нием послужи́вый./ И ны́не, предстоя́ Влады́це Христу́ Бо́гу,/ моли́ всем сыно́м ру́сским спасти́ся:// и́маши бо дерзнове́ние я́ко иера́рх Бо́жий и священнослужи́тель.

Кондак святителю Михаилу, первому митрополиту Киевскому, глас 2

Моисе́й вторы́й Росси́и яви́лся еси́, о́тче,/ пренесы́й мы́сленный виногра́д от египе́тскаго идолослуже́ния/ в зе́млю проро́чествием предуви́дену./ Бу́дет, рече́, утвержде́ние ве́ры на земли́,/ и на ве́рсех гор Ки́евских превознесе́тся па́че Лива́на/ плод пита́ющ ми́ра всего́./ От него́же вкуси́вше,// ублажа́ем тя, Михаи́ле, Бо́жий иера́рше.

Молитва святителю Михаилу, первому митрополиту Киевскому

Святы́й вели́кий и пресла́вный архипа́стырю и о́тче нaш Михаи́ле, страны́ Ру́сския первопресто́льниче и просвети́телю, всех же племе́н христиа́нских благонаде́жный пред Бо́гом хода́таю, тебе́ припа́дающе мо́лимся: помози́ нам бы́ти твоея́ к Бо́гу любве́ подража́телем, е́ю же в земне́м животе́ твое́м преиспо́лнен был еси́. Просвети́ умы́ и сердца́ на́ша све́том Боже́ственнаго уче́ния. Научи́ нас тебе́ после́довати ве́рно и за́поведи Госпо́дни усе́рдно твори́ти, да яви́мся ча́да твоя́ не и́менем то́кмо, но и всем житие́м, та́ко позна́емся. Мо́лися, равноапо́стольно иера́рше, о Це́ркви Ру́сской, о гра́де твое́м и оби́тели, в ней же нетле́нно мо́щи твоя́ святы́я почива́ют, и о всем Оте́честве на́шем, при́зри ми́лостивно на вся ве́рныя твоя́ чти́тели, по́мощи твоея́ и́щущия: бу́ди всем в боле́знех цели́тель, в ско́рбех и печа́лех уте́шитель, в беда́х и ну́ждах помо́щник, в час же сме́ртный засту́пник и покрови́тель, да твое́ю по́мощию сподо́бимся и мы гре́шнии спасе́ние получи́ти и Ца́рствие Христо́во насле́довати. Ей, святи́телю Христо́в, а́ще восхо́щеши мо́жеши помощи́ нам, да на по́мощь твою́ упова́юше, просла́вим Ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Яв­ле­ние Во­ро­нин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло 15/28 июня 1518 го­да в 12 км к югу от Че­ре­пов­ца на ме­сте ны­неш­не­го по­го­ста близ де­рев­ни Во­ро­ни­но. По­но­марь церк­ви Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла се­ла Ильин­ское Иоанн по­шел в Ко­неч­нов­ский лес и, воз­вра­ща­ясь, уви­дел огром­ную ли­пу и на ней об­раз Бо­го­ро­ди­цы, весь све­тя­щий­ся, как луч сол­неч­ный. По­ра­зил­ся Иоанн та­ко­му ви­де­нию, го­ря­чо по­мо­лил­ся Вла­ды­чи­це и по­шел до­мой, но сбил­ся с до­ро­ги. Уди­вил­ся по­но­марь, так как ни­ко­гда до это­го не те­рял­ся в ле­су. По­сле дол­гих блуж­да­ний вновь ока­зал­ся у то­го же де­ре­ва с об­ра­зом Бо­го­ро­ди­цы на нем.
То­гда по­нял Иоанн, что все про­ис­шед­шее с ним бы­ло не слу­чай­но­стью, что Са­ма Бо­жия Ма­терь да­ла знак ему, про­ся взять Ее ико­ну и по­ме­стить в хра­ме. По­но­марь, с го­ря­чей мо­лит­вой воз­зрев на об­раз, с бла­го­го­ве­ни­ем снял его с де­ре­ва, от­нес в се­ло Ильин­ское и по­ста­вил в церк­ви Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла, по­ве­дав о слу­чив­шем­ся мест­но­му свя­щен­ни­ку от­цу Ан­дрею.
Про­ис­хо­ди­ло все опи­сан­ное на­ка­нуне вос­кре­се­нья. На сле­ду­ю­щий день при­шел иерей в цер­ковь, ду­мая по­ка­зать лю­дям, со­брав­шим­ся на бо­го­слу­же­ние, об­ре­тен­ную ико­ну, и не уви­дел ее на ме­сте. Свя­щен­ник ре­шил, что это по­но­марь взял её. Од­на­ко вы­яс­ни­лось, что по­но­марь так­же не брал об­раз. То­гда свя­щен­ник пред­ло­жил по­но­ма­рю: «Пой­дем на то ме­сто, где ты на­шел ико­ну, вдруг вновь об­ре­тем ее там».
При­шли они в Ко­неч­нов­ский лес и с ве­ли­кой ра­до­стью уви­де­ли на де­ре­ве об­раз Бо­го­ро­ди­цы. С пла­чем при­па­ли к нему, про­ся ми­ло­сти у Вла­ды­чи­цы. Воз­дев ру­ки к небу, бла­го­го­вей­но сня­ли ико­ну с де­ре­ва и пе­ре­нес­ли ее в свою цер­ковь, по­ста­ви­ли в ал­та­ре и от­слу­жи­ли пе­ред ней мо­ле­бен.
Ка­ко­во же бы­ло по­тря­се­ние свя­щен­ни­ка и по­но­ма­ря, ко­гда, при­дя утром в храм, они не об­на­ру­жи­ли в нем ико­ны. Страх и тре­пет объ­ял их, и по­ня­ли они, что это де­ло не че­ло­ве­че­ское, а Бо­жие. То­гда со­звал иерей при­хо­жан и рас­ска­зал им о чу­де, по­сле че­го ве­ру­ю­щие во гла­ве со свя­щен­ни­ком, со све­ча­ми и све­тиль­ни­ка­ми по­шли на ме­сто об­ре­те­ния ико­ны. Бы­ла в чис­ле их и сле­пая от рож­де­ния де­ви­ца по име­ни Фе­о­до­сия.
При­дя на ме­сто, бо­го­моль­цы уви­де­ли на де­ре­ве об­раз Вла­ды­чи­цы, ко­то­рый све­тил­ся незем­ным све­том. Свя­щен­ник, по­но­марь и все мно­же­ство на­ро­да, го­ря­чо по­мо­лив­шись, ста­ли по оче­ре­ди при­кла­ды­вать­ся к иконе. При­ве­ли к ней сле­пую де­ви­цу Фе­о­до­сию, ко­то­рая ста­ла про­сить: «О, Вла­ды­чи­це ми­ра, хри­сти­ан­ская По­мощ­ни­це, Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­це, дай мне об­раз Твой ви­деть и об­ло­бы­зать мно­го­чу­дес­ное яв­ле­ние Твое!». Со­тво­рив на се­бе крест­ное зна­ме­ние, Фе­о­до­сия воз­ве­ла очи свои на де­ре­во, вне­зап­но уви­де­ла на нем ико­ну, как луч сол­неч­ный свя­тя­щу­ю­ся, и пол­но­стью ис­це­ли­лась от сво­е­го неду­га.
С то­го вре­ме­ни про­сла­ви­лась ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы мно­ги­ми чу­де­са­ми, чис­ло ко­то­рых, со­глас­но древ­не­му ска­за­нию, не под­да­ва­лось ис­чис­ле­нию: сле­пые про­зре­ва­ли, хро­мые хо­ди­ли, одер­жи­мые нечи­сты­ми ду­ха­ми очи­ща­лись.
По со­ве­ту иерея Ан­дрея ря­дом с ли­пой бы­ла устро­е­на ча­сов­ня, ку­да был бла­го­го­вей­но по­ме­щен яв­лен­ный об­раз Вла­ды­чи­цы. Спу­стя непро­дол­жи­тель­ное вре­мя здесь об­ра­зо­ва­лась Успен­ская Во­ро­ни­на пу­стынь, поль­зо­вав­ша­я­ся боль­шим по­чи­та­ни­ем сре­ди па­лом­ни­ков. В 1688 го­ду Во­ро­ни­на пу­стынь бы­ла при­пи­са­на к Че­ре­по­вец­ко­му Вос­кре­сен­ско­му мо­на­сты­рю, по­сту­пив в раз­ряд Пат­ри­ар­ших вла­де­ний. Сла­ва пу­сты­ни бы­ла столь ве­ли­ка, что в 1764 го­ду ее не упразд­ни­ли по­доб­но аб­со­лют­но­му боль­шин­ству дру­гих во­ло­год­ских оби­те­лей, а оста­ви­ли на сво­ем со­дер­жа­нии. Прав­да, в 1792 го­ду оби­тель при за­га­доч­ных об­сто­я­тель­ствах сго­ре­ла, а ее бра­тия бы­ла пе­ре­ве­де­на в Филип­по-Ирап­скую пу­стынь.
Яв­лен­ная же ико­на, со­глас­но пре­да­нию, бы­ла по­хи­ще­на. Пред­по­ла­га­ют, что об­раз ви­де­ли в Юг­ской До­ро­фе­е­вой Пу­сты­ни Яро­слав­ской епар­хии. В 1794 го­ду на ме­сте сго­рев­шей оби­те­ли был об­ра­зо­ван цер­ков­ный при­ход, в ко­то­ром в 1804 го­ду по­стро­и­ли бла­го­леп­ную ка­мен­ную цер­ковь в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри с при­де­ла­ми в честь Рож­де­ства Иоан­на Пред­те­чи и свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Ее раз­ва­ли­ны со­хра­ня­ют­ся и в на­сто­я­щее вре­мя.
На­зва­ние чу­до­твор­ной Во­ро­нин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и об­ра­зо­ван­ной на ме­сте её яв­ле­ния пу­сты­ни пошло от про­зви­ща на­сто­я­те­ля оби­те­ли Мар­ка Во­ро­ны, жив­ше­го в XVI ве­ке. Со­от­вет­ствен­но воз­ник­ло и на­зва­ние де­рев­ни.
В «Ска­за­нии о Во­ро­нин­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри» XVIII ве­ка ико­ну на­зы­ва­ют «Оди­гит­ри­ей Во­ро­нин­ской», так как в древ­но­сти Оди­гит­ри­ей (Пу­те­во­ди­тель­ни­цей) ча­сто на­зы­ва­ли не об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри, а Са­му Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу.
Та­кие слу­чаи из­вест­ны в рус­ской ис­то­рии. На­при­мер, 25 июня 1682 го­да при вен­ча­нии на цар­ство Пет­ра I и Иоан­на V был от­слу­жен тор­же­ствен­ный мо­ле­бен пе­ред Вла­ди­мир­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, от­но­ся­щей­ся к ико­но­гра­фи­че­ско­му ти­пу «Уми­ле­ние». Но в ле­то­пи­си она бы­ла на­зва­на «Оди­гит­ри­ей Вла­ди­мир­ской» (то есть Бо­го­ро­ди­цей Вла­ди­мир­ской). Впо­след­ствии об­раз, на­зван­ный «Оди­гит­ри­ей Во­ро­нин­ской», ста­ли оши­боч­но счи­тать спис­ком со Смо­лен­ской ико­ны и со­вер­ша­ли празд­но­ва­ние 28 июля/10 ав­гу­ста.
Ныне воз­рож­де­но за­бы­тое празд­но­ва­ние Во­ро­нин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в со­от­вет­ствии с древ­ней тра­ди­ци­ей: в день ее ис­то­ри­че­ско­го яв­ле­ния 15/28 июня.
В свя­зи с ран­ней утра­той са­мой чу­до­твор­ной ико­ны ее об­раз дол­гое вре­мя был неиз­ве­стен, спис­ков не со­хра­ни­лось. С тру­дом уда­лось най­ти ми­ни­а­тю­ру, изо­бра­жа­ю­щую Во­ро­нин­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри в ру­ко­пис­ном сбор­ни­ке се­ре­ди­ны XVIII ве­ка. За­ме­ча­тель­но, что Сбор­ник был со­став­лен в то вре­мя, ко­гда чу­до­твор­ный об­раз еще пре­бы­вал в Во­ро­нин­ской пу­сты­ни.
На ос­но­ве чу­дом со­хра­нив­ше­го­ся изо­бра­же­ния был на­пи­са­на ико­на, с ко­то­рой уже со­вер­шал­ся Крест­ный ход в день пре­столь­но­го празд­ни­ка Ле­у­шин­ско­го мо­на­сты­ря. Так же ико­на по­бы­ва­ла на ру­и­нах за­топ­лен­ной оби­те­ли. Спи­сок ико­ны Во­ро­нин­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри бу­дет по­ме­щен в на­шем хра­ме, еже­не­дель­но бу­дем слу­жить пе­ред на­шей, че­ре­по­вец­кой ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри мо­леб­ны.