Доброго дня всем! Господи, дай мне вполне предаться твоей святой воле во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Воронинская", архистратигов Михаила, Гавриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил небес., прор. Амоса, свт. Ионы митр. Московского, всея Руси чуд., свт. Михаила первого митр. Киевского и иных святых сего дня!
Свт. Феофан Затворник:
Говорил еще Господь апостолам, что если какой город не примет их, и слов их слушать не станет, то "отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому". А что будет нам за неслушание слов Божественного Откровения? Нашей безотрадности и меры не будет. После стольких осязательных доказательств не верить истине Божией есть то же, что впадать в хулу на Духа Святого, в богохульство. И однако же, мы не робеем. Одного спириты утешают: "Какой суд! Только родиться лишний раз придется". Другому книжники натолковывают: "Кого судить? Все атомы: разлетятся и всему конец". Но придет, други, час смерти; разлетятся мечты эти, как призраки, и существенность предстанет во всей своей неумолимости. Что тогда?. . . Бедное время наше! Ухитрился враг губить души наши. Знает, что страх смерти и суда самое сильное средство к отрезвлению души, - и заботится всячески разогнать его, и успевает. Но погасни этот страх, отойдет страх Божий; а без страха Божия совесть становится безгласною. И стала душа пуста, стала облаком безводным, носимым всяким ветром учений и всякими порывами страстей.
Рим. 7, 14-8,2:
Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Если же делаю то', чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Мф. 10, 9-15:
Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
Из Охридского Пролога за 15 июня:
Рассуждение
Не легко победить в себе дух тщеславия и кичливости: в этом имели успех только великие духовные мужи – при содействии, прежде всего, изрядной Божией благодати, – непрестанно бодрствовавшие над своей душой и стяжавшие тонкое различение помыслов и прилогов. Однажды авва Нистерой шел по дороге со своим собратом. Вдруг увидели они на [своем] пути змею. Собрат стремительно метнулся в сторону, а вслед за ним побежал и великий Нистерой. «Неужели и ты боишься, отче?» – спросил монах Нистероя. Сей старец ответил ему: «Нет, чадо, не боюсь, но должен был убежать – а иначе не улизнул бы от духа тщеславия. То есть, если бы остался я на том месте, ты бы мне дивился, а я бы этим надмевался!»
Проповедь о нищем и его Творце
Кто ругается над нищим, тот
хулит Творца его.
Притч. 17:5
Если богат ты, то чем богат, если не имением Божиим? Вещи, составляющие твое богатство, чьи, если не Божии? Итак, если гордишься ты тем, что имеешь, то превозносишься чужим имуществом, надмеваешься Божией ссудой. Отчего тогда насмехаешься ты над нищим, у которого в руках меньше чужого достояния? Что ты зубоскалишь над ним, если он взял взаймы у Бога меньше, чем ты? Если меньше взял он, то меньше и должен; а ты, занявший больше, – больше и в долгу. Не только не подобает тебе высмеивать нищего, а напротив – ты должен ему дивиться. Ведь на боевой арене міра сего ведет он брань, обладая средствами гораздо меньшими, чем ты. Вы оба ратники – с той только разницей, что ты воинствуешь, будучи изобильно снабжаем всем необходимым, а он сражается голый и голодный. Если оба дрогнете вы в битве и сдадитесь врагу, то над ним суд будет легче, чем над тобой; а если оба победите – то он примет награду величайшую, чем ты, и его победу будут славить больше твоей.
Кто смеется над нагим и голодным воином – тот бесчестит его царя. Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его. Если знаешь, что Творец нищего и тебя – один и Тот же, ты не станешь над нищим издеваться. Если известно тебе, что и нищий стоит в той же боевой шеренге, что и ты, ты его оденешь, и накормишь, и приблизишь к себе.
О Господи Вседержителю, безмерна [пре]мудрость Твоя в домостроительстве творения. Осияй нас Духом Твоим Святым, дабы дивились мы этому домостройтельству и с любовью и благоговением взирали на все Твои создания, созерцая их через Тебя. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
ПРОРОК АМОС
Святой пророк Амос, третий из 12 малых пророков, жил в VIII веке до Рождества Христова. В это время еврейский народ был разделен на два царства: Иудейское и Израильское. В Иерусалиме правил иудейский царь Озия а у 10-ти отделившихся израильских колен – Иеровоам 11-й, идолопоклонник. В Вефиле он поставил кумира в виде золотого тельца, которому и поклонялись отвергшиеся от Истинного Бога израильтяне.
Пророк Амос был иудеем, уроженцем селения Фекуи. Простой и неученый, но сильный горячей верой и ревностью о славе Истинного Бога пастух был избран Господом на пророческое служение и послан в Израильское царство для обличения нечестивого царя Иеровоама и отступивших от Бога израильтян. Пророк предсказывал им великие бедствия, которым должны были подвергнуться Израильское царство и окружавшие его языческие народы за свое нечестие. За свои обличения пророк Амос неоднократно переносил побои и изгнания. Но он опять возвращался в Вефиль и, угрожая неминуемыми бедствиями, продолжал призывать израильтян к покаянию. Особенно ненавидел пророка жрец идольского капища Амасия. Пророк предсказал ему и всему его дому скорую погибель и за это подвергся избиению. Сын Амасии Озия ударил святого по голове дубиной и тяжело ранил. Пророк Амос, еле живой, достиг своего родного селения и там скончался около 783 года до Рождества Христова.
Тропарь пророка Амоса, глас 2
Проро́ка Твоего́ Амо́са па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Пророка Твоего Амоса память, Господи, празднуем, потому Тебя молим: «Спаси души наши».
Кондак пророка Амоса, глас 4
Очи́стив ду́хом, проро́че,/ твое́ светоза́рное се́рдце, сла́вный Амо́се,/ проро́чествия дар свы́ше прие́мь,/ возопи́л еси́ велегла́сно во страна́х:// се Бог наш, и не приложи́тся ин к Нему́.
Перевод: Очистив духовно, пророк, свое светлое сердце, славный Амос, ты принял свыше дар пророчества и громко возгласил во все стороны: «Вот Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним» (Вар.3:36).
Святая икона Богоматери Воронинская
Явление Воронинской иконы Божией Матери произошло 15/28 июня 1518 года в 12 км к югу от Череповца на месте нынешнего погоста близ деревни Воронино. Пономарь церкви Архангела Михаила села Ильинское Иоанн пошел в Конечновский лес и, возвращаясь, увидел огромную липу и на ней образ Богородицы, весь светящийся, как луч солнечный. Поразился Иоанн такому видению, горячо помолился Владычице и пошел домой, но сбился с дороги. Удивился пономарь, так как никогда до этого не терялся в лесу. После долгих блужданий вновь оказался у того же дерева с образом Богородицы на нем.
Тогда понял Иоанн, что все происшедшее с ним было не случайностью, что Сама Божия Матерь дала знак ему, прося взять Ее икону и поместить в храме. Пономарь, с горячей молитвой воззрев на образ, с благоговением снял его с дерева, отнес в село Ильинское и поставил в церкви Архангела Михаила, поведав о случившемся местному священнику отцу Андрею.
Происходило все описанное накануне воскресенья. На следующий день пришел иерей в церковь, думая показать людям, собравшимся на богослужение, обретенную икону, и не увидел ее на месте. Священник решил, что это пономарь взял её. Однако выяснилось, что пономарь также не брал образ. Тогда священник предложил пономарю: «Пойдем на то место, где ты нашел икону, вдруг вновь обретем ее там».
Пришли они в Конечновский лес и с великой радостью увидели на дереве образ Богородицы. С плачем припали к нему, прося милости у Владычицы. Воздев руки к небу, благоговейно сняли икону с дерева и перенесли ее в свою церковь, поставили в алтаре и отслужили перед ней молебен.
Каково же было потрясение священника и пономаря, когда, придя утром в храм, они не обнаружили в нем иконы. Страх и трепет объял их, и поняли они, что это дело не человеческое, а Божие. Тогда созвал иерей прихожан и рассказал им о чуде, после чего верующие во главе со священником, со свечами и светильниками пошли на место обретения иконы. Была в числе их и слепая от рождения девица по имени Феодосия.
Придя на место, богомольцы увидели на дереве образ Владычицы, который светился неземным светом. Священник, пономарь и все множество народа, горячо помолившись, стали по очереди прикладываться к иконе. Привели к ней слепую девицу Феодосию, которая стала просить: «О, Владычице мира, христианская Помощнице, Пресвятая Богородице, дай мне образ Твой видеть и облобызать многочудесное явление Твое!». Сотворив на себе крестное знамение, Феодосия возвела очи свои на дерево, внезапно увидела на нем икону, как луч солнечный святящуюся, и полностью исцелилась от своего недуга.
С того времени прославилась икона Пресвятой Богородицы многими чудесами, число которых, согласно древнему сказанию, не поддавалось исчислению: слепые прозревали, хромые ходили, одержимые нечистыми духами очищались.
По совету иерея Андрея рядом с липой была устроена часовня, куда был благоговейно помещен явленный образ Владычицы. Спустя непродолжительное время здесь образовалась Успенская Воронина пустынь, пользовавшаяся большим почитанием среди паломников. В 1688 году Воронина пустынь была приписана к Череповецкому Воскресенскому монастырю, поступив в разряд Патриарших владений. Слава пустыни была столь велика, что в 1764 году ее не упразднили подобно абсолютному большинству других вологодских обителей, а оставили на своем содержании. Правда, в 1792 году обитель при загадочных обстоятельствах сгорела, а ее братия была переведена в Филиппо-Ирапскую пустынь.
Явленная же икона, согласно преданию, была похищена. Предполагают, что образ видели в Югской Дорофеевой Пустыни Ярославской епархии. В 1794 году на месте сгоревшей обители был образован церковный приход, в котором в 1804 году построили благолепную каменную церковь в честь Успения Божией Матери с приделами в честь Рождества Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. Ее развалины сохраняются и в настоящее время.
Название чудотворной Воронинской иконы Божией Матери и образованной на месте её явления пустыни пошло от прозвища настоятеля обители Марка Вороны, жившего в XVI веке. Соответственно возникло и название деревни.
В «Сказании о Воронинской иконе Божией Матери» XVIII века икону называют «Одигитрией Воронинской», так как в древности Одигитрией (Путеводительницей) часто называли не образ Божией Матери, а Саму Пресвятую Богородицу.
Такие случаи известны в русской истории. Например, 25 июня 1682 года при венчании на царство Петра I и Иоанна V был отслужен торжественный молебен перед Владимирской иконой Божией Матери, относящейся к иконографическому типу «Умиление». Но в летописи она была названа «Одигитрией Владимирской» (то есть Богородицей Владимирской). Впоследствии образ, названный «Одигитрией Воронинской», стали ошибочно считать списком со Смоленской иконы и совершали празднование 28 июля/10 августа.
Ныне возрождено забытое празднование Воронинской иконы Божией Матери в соответствии с древней традицией: в день ее исторического явления 15/28 июня.
В связи с ранней утратой самой чудотворной иконы ее образ долгое время был неизвестен, списков не сохранилось. С трудом удалось найти миниатюру, изображающую Воронинскую икону Божией Матери в рукописном сборнике середины XVIII века. Замечательно, что Сборник был составлен в то время, когда чудотворный образ еще пребывал в Воронинской пустыни.
На основе чудом сохранившегося изображения был написана икона, с которой уже совершался Крестный ход в день престольного праздника Леушинского монастыря.